ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики физического воспитания
В.Л. Ботяев
Е.В. Дмитриева
УРОК ГИМНАСТИКИ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Учебное пособие
Сургут, 2021
– 1 –
Стр.1
УДК 373.3.016:796.4(075.8)
ББК 74.267.5я73
Б 86
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Синявский Н. И., доктор педагогических наук, профессор
кафедры теории и методики физического воспитания
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Савиных Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент
БУ «Сургутского государственного университета»
Ботяев, В. Л.
Б 86
Урок гимнастики в современной школе : учебное пособие / В. Л. Ботяев, Е. В. Дмитриева ;
Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение
высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
– Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. –
91 [1] с. – Текст непосредственный.
В учебном пособии изложены все основные вопросы, касающиеся организации и проведения
уроков гимнастики в современной школе.
В теоретическом плане автор расширяет возможности дальнейшего совершенствования
методики организации и проведения уроков гимнастики. В пособии достаточно подробно раскрыты
место, задачи и содержание гимнастики в различном школьном возрасте. Все это рассматривается
во взаимосвязи с анатомическими и морфофункциональными характеристиками
учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.
В практическом плане автор предлагает готовые варианты поурочного, тематического
планирования и примерный план технологической карты урока гимнастики. Заслуживает внимания
раздел развития физических качеств средствами гимнастики.
Учебное пособие направлено на активизацию самостоятельной работы студентов, формированию
творческого отношения к планированию и проведению уроков гимнастики в школе.
Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по образовательной
программе «бакалавриата», направление подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность
«Физкультурно-оздоровительная деятельность».
УДК 373.3.016:796.4(075.8)
ББК 74.267.5я73
© Ботяев В. Л., Дмитриева Е. В., 2021
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .......................................................................................................................................... 4
Введение ................................................................................................................................................. 6
Глава 1. Урок физической культуры в школе ................................................................................ 7
1.1. Виды и структура уроков физической культуры ......................................................................... 7
1.2. Задачи уроков физической культуры ............................................................................................ 8
1.3. Урок гимнастики в школе .............................................................................................................. 11
1.4. Структура урока гимнастики в школе .......................................................................................... 11
1.4.1. Подготовительная часть урока гимнастики ............................................................................... 11
1.4.2. Основная часть урока ................................................................................................................... 12
1.4.3. Заключительная часть .................................................................................................................. 12
Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 1 главы ................................................................. 13
Глава 2. Морфофункциональные характеристики обучающихся младшего,
среднего и старшего школьного возраста ....................................................................................... 14
2.1. Морфофункциональные характеристики обучающихся
младшего школьного возраста (1-4 класс) ........................................................................................... 14
2.2. Морфофункциональные характеристики обучающихся среднего школьного возраста ......... 15
2.3. Морфофункциональные характеристики обучающихся старшего школьного возраста ......... 17
Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 2 главы ................................................................. 19
Глава 3. Место, задачи и содержание гимнастики в школьной программе .............................. 20
3.1. Гимнастика в младшем школьном возрасте ................................................................................. 20
3.2. Гимнастика в среднем школьном возрасте ................................................................................... 21
3.3. Гимнастика в старшем школьном возрасте .................................................................................. 21
Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 3 главы ................................................................. 22
Глава 4. Общие методические положения к проведению урока гимнастики .......................... 23
4.1. Методические особенности гимнастики ....................................................................................... 23
4.2. Методические особенности решения задач в подготовительной части урока гимнастики ..... 24
4.3. Методика организации и решение задач в основной части урока гимнастики ......................... 33
4.3.1. Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям ........................................... 34
4.4. Методические особенности завершения урока гимнастики ....................................................... 43
Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 4 главы ................................................................. 45
Глава 5. Методика планирования урока гимнастики в школе ................................................... 46
5.1. Поурочное, тематическое планирование ...................................................................................... 46
5.2. Технологическая карта урока гимнастики ................................................................................... 52
Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 5 главы .................................................................. 66
Глава 6. Развитие физических качеств средствами гимнастики ................................................ 67
6.1. Развитие силовых способностей .................................................................................................... 67
6.2. Развитие быстроты .......................................................................................................................... 72
6.3. Развитие ловкости ........................................................................................................................... 74
6.4. Развитие гибкости ........................................................................................................................... 76
Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 6 главы ................................................................. 79
Глава 7. Уличная гимнастика и методические возможности ее реализации
на уроках гимнастики ......................................................................................................................... 80
7.1. Парные и групповые акробатические упражнения в школьной программе .............................. 80
7.2. Упражнения силового «воркаута» на уроках гимнастики в школе ............................................ 84
Вопросы для самоконтроля знаний по материалу 7 главы .................................................................. 86
Заключение ............................................................................................................................................ 87
Литература ............................................................................................................................................. 88
Приложение ........................................................................................................................................... 90
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Переход высшего образования на двух/трех уровневую систему обучения значительным образом
повлияло на структуру и содержание учебных планов педагогических вузов, обозначив круг
решаемых педагогических задач и компетенций, которыми должен овладеть выпускник, освоивший
программу бакалавриата. Изменения коснулись не только перечня дисциплин обязательного блока
но и содержания данных дисциплин. Отдельным блоком представлены дисциплины базовых видов
двигательной деятельности: гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры
и плавание с методикой обучения. Количество часов, отводимое на реализацию базовых дисциплин
теперь определяется вузом исходя из его возможностей: материальных, технических, кадровых
и др., и не всегда эти возможности соответствуют месту дисциплины, ее значимости в формировании
профессиональной готовности студентов к реализации различных направлений системы физического
воспитания в образовательных учреждениях различного профиля. Все эти новшества
коснулись и такой дисциплины как «Гимнастика с методикой обучения». Дисциплина, которая является
наверно определяющей в блоке базовых видов двигательной деятельности. Здесь студенты
впервые осваивают премудрости строевых и общеразвивающих упражнений, на практике осваивают
организационные и методические формы проведения занятий по физической культуре, формируют
умения и навыки практического выполнения различных двигательных действий и гимнастических
упражнений, осваивают методики развития двигательных способностей.
Дисциплина «Гимнастика с методикой обучения» направлена на формирование следующих
профессиональных компетенций:
ОПК-1 – способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической
культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических
особенностей занимающихся различного пола и возраста;
ОПК-3 – способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием
средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному
и когнитивному обучению и физической подготовке;
ОПК-7 – способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма,
оказывать первую доврачебную помощь.
Цель пособия: сформировать у студентов готовность профессионально реализовывать на практике
эффективные организационные и методические формы проведения уроков гимнастики, используя
современные образовательные технологии, обеспечивающие возможность решения образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Решаемые с помощью пособия задачи:
1. Провести анализ и раскрыть теоретико-методические и практические аспекты существующих
организационно-методических форм проведения уроков физической культуры в школе.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы организации учебного процесса
на занятиях гимнастикой в школе.
3. Определить место, задачи и содержание гимнастики в школьных программах.
4. Освоить основные методические положения планирования и проведения уроков гимнастики
в школе.
5. Овладеть современными технологиями обучения гимнастическим упражнениям и развития
физических качеств средствами гимнастики.
Требования к результатам подготовки бакалавра
Материал, изложенный в учебном пособии, позволит студентам бакалаврам, магистрантам,
преподавателям физической культуры:
знать:
место гимнастики в системе физического воспитания школьников;
методические особенности гимнастики;
гимнастическую терминологию;
задачи решаемые в младшем, среднем и старшем школьном возрасте;
структуру урока гимнастики, методические особенности его проведения;
– 4 –
Стр.4
уметь:
пользоваться гимнастической терминологией в процессе учебных занятий;
планировать и методически обеспечивать учебный процесс на уроках гимнастики;
решать на уроках гимнастики образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;
развивать физические качества средствами гимнастики;
владеть:
технологией планирования учебного процесса по гимнастике в школе;
средствами и методами обучения и организации различных форм учебных занятий гимнастикой
в школе;
средствами и методами развития физических качеств;
иметь опыт:
проведения как отдельных фрагментов урока гимнастики, так и всего урока в целом;
подбора средств и методов для решения поставленных на уроке задач;
планирования учебного процесса по гимнастике в школе.
– 5 –
Стр.5