Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Историческое комментирование фактов современного русского языка (110,00 руб.)

0   0
АвторыДьякова Вельмира Ивановна, Панова Марина Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц40
ID747941
АннотацияВ настоящих методических указаниях даются основные разделы программы спецкурса, развернутый план и необходимая литература к данным разделам.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов-филологов всех форм обучения, препода- вателей историко-лингвистических дисциплин, а также широкого круга лиц, интересующихся историей русского языка.
Историческое комментирование фактов современного русского языка / В.И. Дьякова, М.В. Панова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2019 .— 40 с. — 40 с. — URL: https://rucont.ru/efd/747941 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Историческое_комментирование_фактов_современного_русского_языка.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ФАКТОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Учебно-методическое пособие Составители: В.И. Дьякова, М.В. Панова Воронеж Издательский дом ВГУ 2019
Стр.1
ПРЕДИСЛОВИЕ Спецкурс «Историческое комментирование фактов современного русского языка» планируется для бакалавров-филологов. Цели и задачи данного спецкурса заключаются в том, чтобы: а) дать студентам необходимую систему знаний и навыков для исторического комментирования фактов современного русского языка, происхождение которых может быть объяснено только историческими, ныне не действующими языковыми закономерностями; б) помочь студентам, будущим учителям-русистам, в доступной форме объяснить учащимся природу и происхождение того или иного современного языкового явления, понять внутреннюю логику некоторых современных грамматических правил; в) обобщить имеющиеся у студентов знания по основным учебным курсам языковедческого цикла и, в первую очередь, по дисциплинам историко-лингвистического цикла. В настоящих методических указаниях даются основные разделы программы спецкурса, развернутый план и необходимая литература к данным разделам. 3
Стр.3
2. Важнейшие памятники древнерусской письменности. Остромирово евангелие 1056–1057 гг. Надпись на Тмутороканском камне 108 г. Изборники Святослава 1073 г. и 1076 г. Новгородские берестяные грамоты. «Слово о полку Игореве». Русская Правда. Древнерусские летописи XIII-XIV вв. (Новгородская летопись XIII-XIV в.в., Лаврентьевская летопись 1377 г., включающая Повесть временных лет). «Хожение за три моря» Афанасия Никитина XV в., Домострой XV в. Уложение Алексея Михайловича 1649 г. Житие протопопа Аввакума XVII в. 3. Развитие в России книгопечатания. Сведения о существовании в Москве «дофёдоровской» типографии середины 1550-х годов. Деятельность Ивана Фёдорова, одного из первых русских книгопечатников. Книги Ивана Фёдорова «Апостол» 1564 г. и «Букварь» 1574 г. Литература Основная 1. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка / В.И. Собинникова. – Воронеж, 1984. – С. 8-16. 2. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование / Н.Ю. Штрекер. – М., 2005. – С.25-29. Дополнительная 3. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной Истории Руси IX-XI веков / В.Я. Петрухин. – М., 1995. 4. Хабургаев Т.А. Первые столетия славянской письменной культуры Т.А. Хабургаев. – М., 1994. 5. Чижик-Полейко А.И. Из истории письменности и литературного языка славян / А.И. Чижик-Полейко. – Воронеж, 1975. 6. Тихомиров М.Н., Муравьёв А.В. Русская палеография / М.Н. Тихомиров, А.В. Муравьёв. – М.. 1966. III. Фонетика. Исторические чередования гласных в современном русском языке План работы над темой 1. Живые фонетические и мёртвые, исторические чередования звуков в системе современного русского языка. 2. Историческое чередование Е//О в корнях слов (типа везу – воз, нести – носить, лежать – ложе). 6
Стр.6
3. Историческое чередование О//А, отражённое в корнях КАС//КОС, ЛАГ//ЛОЖ, ГАР//ГОР, ЗАР//ЗОР, КЛАН//КЛОН, МАК//МОК, СКАК (СКАЧ)//СКОЧ. Правило правописания гласных А – О в данных корнях, связанное с происхождением чередования А//О: если глагол имеет значение действия многократного, то в корне будет гласный А, если глагол обозначает действие однократное, то в корне будет гласный О. 4. Чередования гласных звуков, связанные с процессом монофтонгизации дифтонгов: У//ОВ(ЕВ), Е//ОЙ (засунуть – засов, ночую – ночевка, петь – поёт, гнить – гноение). 5. Чередование звуков, связанные с судьбой дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными: А(Я)//ИН//ИМ//ЕМ (начать – начинать, жать – сжимать, занять – заём); А(Я)//Н//М (жать – жму, пожать – пожну); У(Ю)//А(Я): звякать – звук, вязать – узы. 6. Чередования звуков, связанные с судьбой дифтонгических сочетаний гласных с плавными. Древнерусские полногласные и старославянские неполногласные сочетания и связанные с ними чередования ОРО//РА, ОЛО//ЛА, ЕРЕ//РЕ, ОЛО//ЛЕ (сторож – страж, голова – глава, дерево – древесина, молоко - млекопитающее). Три группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в современном русском языке: а) исторически однокорневые полногласные и неполногласные формы параллельно существуют в современном языке, имея семантические или стилистические различия (берег – безбрежный; волочить – влачить; ворота – врата; голова – глава, главенство; дерево – деревянный – древесина – древко; короткий – краткий; здоровый – здравый; сторож – страж); б) слова, выступающие в современном русском языке только с полногласными сочетаниями; неполногласные варианты полностью утрачены (береза, болото, борона, волос, голод, горох, дорога, колокол и т.д.); в) слова, выступающие в современном русском языке только в неполногласных сочетаниях; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют (влага, владеть, время, глагол, зрачок, храбрый, член, чрево и т.д.). Значение вопроса о полногласных и неполногласных сочетаниях для методики преподавания трудных случаев русской орфографии в школе. Чередование начальных сочетаний РА, РО, ЛА, ЛО, обусловленное наличием в современном языке старославянских по происхождению слов с начальными сочетаниями РА, ЛА и древнерусских с начальными сочетаниями РО, ЛО (равный – ровный, ладья – лодка). 7. Чередования О//нуль звука, Е//нуль звука, связанные с судьбой редуцированных звуков Ъ и Ь в древнерусском языке (сон//сна, день//дня). 7
Стр.7
«Беглые» О и Е. внутренняя логика правила правописания суффиксов -ЕК, -ИК в именах существительных (цветочек – цветочка, но ключик – ключика). 8. Чередование Е//Ё ʼО, связанное с действием в древнерусском языке закономерности перехода Е в О под ударением после мягкого и перед твёрдым согласным (село – сёла, весло – вёсла, сестра – сёстры). Случаи отсутствия перехода Е в О в современном языке, их историческое объяснение (отец, молодец, купец; снег, лес, бег, беседа, завет; небо, пещера, крест, одежда, надежда; аптека, сфера, газета). Литература Основная 1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе / В.В. Иванов, З.А. Потиха. – М., 1985. – С. 3-12. 2. Кретова В.Н. Отражение фонетических процессов доисторической эпохи в звуковой системе русского языка. – Воронеж, 1973. – 30 с. 3. Собинникова В.И. Лекции по исторической грамматике русского языка / В.И. Собинникова. – Воронеж, 1967. – С. 73, 84-85, 92-93. 4. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование / Н.Ю. Штрекер. – М., 2005. – С.41-54. Дополнительная 5. Кретова В.Н., Собинникова В.И. Историческое комментирование фонетики и грамматики русского языка / В.Н. Кретова, В.И Собинникова. – Воронеж, 1987. – 120 с. Вопросы и задания 1. Как возникло чередование О//А в корне? Какое правило правописания можно вывести из примеров: прикасаться – прикоснуться, излагать – изложить, кланяться – поклониться? 2. Объясните чередования в словах: начало – почин, звякать – звенеть, понять – понимать. 3. Объясните чередование искать – отыскать, играть – сыграть. 4. Объясните чередования: Вскочить – вскакивать, предположить – предполагать, сносить – снашивать, устроить – устраивать, гнать – гонять, ткнуть – точка, плыть – плавать – пловец, собрать – собирать, коса – чесать, начну – начинать – начать, проклясть – проклинать, нанять – нанимать – наём, жать – жму – разжимать, принять – принимать – приём, лгать –ложь, спрягать – супруг. 8
Стр.8
5. Почему нет перехода Е → О в словах: отец, молодец, купец, аптека, сфера, портрет, тема, небо, пещера, крест, одежда, первый, верх, дед, лето, вера, белый? 6. Какое запоминающееся правило можно вывести из чередований в словах: цветочек – цветочка, возочек – возочка, ливень – ливня, ключик – ключика, ящик – ящика, узорчик – узорчика? 7. К данным старославянизмам подберите русские соответствия: ельха, юродивый, чуждый, ладья, рыбарь. Укажите фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов. 8. Вставьте пропущенные буквы. Укажите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Отметьте слова, имеющие исторические чередования звуков. В старый сад вых…жу я, р…синки, Как …лмазы на листьях г…рят, И цв…ты мне г…ловкой кивают; Разливая кругом ар…мат. Всё вл..чёт, в…селит мои взоры: З…л…тая пч…ла на цв…тке, Р…зноцветные бабочки крылья И прыжки в…р…бья на песке… За оградой садовой ч…рнеет П…л….са взб…р…нённой з…мли, И покрытые соснами горы Подн…маются к небу вд…ли. 9. Решите языковую задачу. Река Смородина знакома вам по былинам и по сказкам. Это не конкретное географическое название, а река эпическая, зловещая. Какой раздел науки о языке помогает решить эту задачу? Какое фонетическое явление даёт подсказку в определении значения названия реки Смородины? Что означает название реки? 10. В стихотворении Б.А. Слуцкого читаем: Веселый, белобрысый, добродушный, Голубоглаз, и строен, и высок, Похожий на плакат про флот воздушный, Стоял он от меня наискосок Дайте толкование слову белобрысый. Объясните, как с исторической точки зрения оно образовано и что означало в древнерусском языке? В современном русском языке есть еще слова подобной структуры: кровь, любовь, морковь, свекровь, церковь. Какова первоначальная форма этих слов? IV. Фонетика. Исторические чередования согласных звуков в современном русском языке План работы над темой 1. Исторические чередования заднеязычных согласных с шипящими и свистящими, связанные с законом 1-й и 2-й палатализации: Г//Ж, К//Ч, 9
Стр.9
Х//Ш (бегу – бежишь, рука – ручка, сухой – сушить) и Г//З, К//Ц (лик – лицо, ученик – ученица, друг – друзья). 2. Исторические чередования согласных, связанные с переходным смягчением согласных перед j: а) Б//БЛʼ, П//ПЛʼ, В//ВЛʼ, М//МЛʼ (любить – люблю, купить – куплю, ловить – ловлю, земной – земля); б) З//Ж, С//Ш (возить – вожу, писать – пишу); в) чередования Д//Ж, Т//Чʼ с одной стороны и Д//ЖД, Т//Щ с другой, связанные с различной судьбой звуков Д и Т перед j в древнерусском и старославянском языках (ходить – хожу, свет – свеча и ходить – хождение, свет – освещение); г) Г//Ж, К//Ч, Х//Ш (плакать – плачу, дух – душа, луг – лужа); д) СК//Щ, СТ//Щ (искать – ищу, пустить – пущу). 3. Исторические чередования согласных, связанные с процессом упрощения групп согласных: П//нуль звука (засыпать – заснуть); Б//нуль звука (сгибать – согнуть); Д//нуль звука (увядать – увянуть); Д//С (бреду – брести); Т//С (мету – мести). 4. Необходимость учёта исторических чередований согласных при фонетическом разборе, а также при анализе слов по составу. Литература Основная 1. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В. Иванов. – М.. 1983. – С. 11-26, 142-150, 218-225. 2. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе / В.В. Иванов, З.А. Потиха. – М., 1985. – С. 31-45. 3. Собинникова В.И. Лекции по исторической грамматике русского языка / В.И. Собинникова. – Воронеж, 1967. – С. 61-63, 103-107. 4. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование / Н.Ю. Штрекер. – М., 2005. – С.56-65. Дополнительная 5. Булаховский Л.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку / Л.А.Булаховский. – Киев, 1958. – С. 50-54, 75-78, 81-83. 6. Кретова В.Н., Собинникова В.И. Историческое комментирование фонетики и грамматики русского языка / В.Н. Кретова, В.И. Собинникова. – Воронеж, 1987. – 120 с. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.