МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Т. В. Гармаева
Н. Н. Климентьева
О. А. Пестерева
ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ,
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И ПОДРОСТКОВ
Рекомендовано Учебно-методическом советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлениям подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2021
1
Стр.2
УДК 37.015.3 (075.8)
ББК 74.044я73
Г 206
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Рецензенты
С. С. Бакшиханова, канд. психол. наук, доцент БГУ
И. В. Бадиев, канд. психол. наук, педагог-психолог
МБУ «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ
Текст печатается в авторской редакции
Гармаева Т. В.
Г 206 Психология дошкольников, младших школьников и
подростков: учебное пособие / Т. В. Гармаева, Н. Н. Климентьева,
О. А. Пестерева. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета,
2021. — 188 с.
ISBN 978-5-9793-1572-0
В учебном пособии представлен материал по дисциплине «Психология
детей дошкольного, младшего школьного и подросткового
возрастов»: курс лекций, контрольные вопросы, задания для самостоятельной
работы студентов, контрольно-измерительные материалы
(тренировочные тестовые задания и кейсы), список рекомендуемой
литературы.
Пособие предназначено для студентов по направлениям подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психологопедагогическое
образование.
УДК 37.015.3 (075.8)
ББК 74.044я73
© Т. В. Гармаева, Н. Н. Климентьева,
О. А. Пестерева, 2021
ISBN 978-5-9793-1572-0
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2021
2
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Электронное учебное пособие для дисциплины «Психология
детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов»
подготовлено в рамках реализации образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование и дисциплины «Возрастная
психология» в рамках реализации образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое
образование очной и заочной форм обучения в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования.
«Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового
возрастов» относится к обязательным дисциплинам базовой
части Блока 1 в структуре ОП для направления подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование. «Возрастная психология»
относится к обязательным дисциплинам базовой части
Блока 1 в структуре ОП для направления подготовки 44.03.01 Педагогическое
образование. Изучение данных дисциплин направлено
на формирование важных общепрофессиональных и профессиональных
компетенций.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен
знать:
- закономерности развития психики ребенка в дошкольном,
младшем школьном, подростковом возрасте;
- психологическое содержание дошкольного, младшего школьного,
подросткового возраста;
- особенности развития различных видов деятельности и общения
детей и подростков.
уметь:
- переносить полученные в курсе знания в практику психологопедагогической
работы;
- применять в образовательном процессе знания возрастных и
индивидуальных особенностей детей и подростков;
- проводить психолого-педагогический анализ, направленный на
определение психологических особенностей личности дошкольников,
младших школьников, подростков;
3
Стр.4
- решать психологические задачи, применяя полученные знания
на практике.
- выявлять трудности в развитии детей и подростков.
владеть:
- понятийным аппаратом данной дисциплины;
- способами реферирования, конспектирования научной литературы;
-
навыками анализа практических ситуаций с позиции научных
положений психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового
возраста;
- основными методами исследований в области психологии дошкольного,
младшего школьного и подросткового возраста.
Основной задачей настоящего учебного пособия является формирование
у студентов системы научно-теоретических знаний об
основных сторонах, психологических закономерностях и условиях
развития дошкольников, младших школьников и подростков и их
практическую подготовку к работе с детьми данных возрастов.
Учебное пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются
особенности развития детей дошкольного возраста.
Дается общая характеристика психического развития детей раннего
возраста и особенности перехода к дошкольному возрасту; охарактеризована
социальная ситуация развития и виды деятельности дошкольника;
раскрыты особенности познавательного и личностного
развития детей, новообразования дошкольного возраста, кризис 7
лет и компоненты психологической готовности детей к обучению в
школе.
Вторая часть посвящена младшему школьному возрасту. В нем
дана общая характеристика психического развития младших
школьников (социальная ситуация развития, ведущая деятельность
и новообразования возраста); раскрывается проблема адаптации
первоклассников к обучению в школе; охарактеризованы особенности
развития и обучения детей 6-летнего возраста в школе, развитие
познавательной сферы и личности младших школьников, особенности
их общения с учителем и одноклассниками.
В третьей части освещены вопросы психического развития подростков.
Описаны социальная ситуация взросления и психологическое
содержание отрочества; представлен материал по вопросам
психологических особенностей социализации и коммуникации в
подростковом возрасте; обобщены особенности когнитивной и моти4
Стр.5
вационной сфер подростков; раскрыты эмоционально-личностные
аспекты развития и основы психоэмоционального благополучия
подростков.
В современном профессиональном образовании наблюдается
тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов.
Поэтому материалы, представленные в пособии, ориентированы на
то, чтобы оказать содействие студентам в их самостоятельной работе.
С этой целью в каждой части пособия представлен курс лекций,
а также контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы,
контрольно-измерительные материалы (тренировочные тестовые
задания и кейсы), список рекомендуемой литературы, включая
интернет-источники.
5
Стр.6