Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Т.Н. Астахова
ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие
Архангельск
САФУ
2021
3
Стр.1
УДК 81‟373=111(075)
ББК 81.2Англ-3я73
А910
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Автор:
Т.Н. Астахова, кандидат филологических наук
Рецензенты:
Ю.Н. Хоружая, кандидат филологических наук, доцент кафедры романогерманской
и русской филологии Сочинского государственного университета;
И.А. Кузьмичева, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского
языка Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Астахова, Т.Н.
А910 Лексический состав английского языка [Электронный ресурс]: учебное
пособие / Т.Н. Астахова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2021. – 114 с.
ISBN 978-5-261-01514-7
Рассмотрены основные вопросы лексикологии английского языка: словообразование,
классификация лексики по исторической отнесѐнности, происхождение
лексики английского языка, территориальная вариативность словарного состава
английского языка, стилистическая дифференциация словарного состава и фразеология
английского языка. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки
44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Начальное
образование» и «Иностранный язык»; может быть использовано при освоении
дисциплины «Лексикология». Кроме того, пособие будет полезно обучающимся
направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профили «Теория и практика
межкультурной коммуникации», «Перевод и переводоведение» при освоении курсов
«Введение в теорию языка: основы языкознания», «Лексикология».
В авторской редакции.
УДК 81‟373=111(075)
ББК 81.2Англ-3я73
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01514-7
© Астахова Т.Н., 2021
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2021
4
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................... 7
ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ............................... 9
1.1. Основные понятия теории словообразования ................................................ 9
1.1.1. Типы словообразовательного анализа ......................................................... 9
1.1.2. Морфологическая структура слова .............................................................. 9
1.1.3. Анализ по непосредственно составляющим ............................................. 12
Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 14
Задания .................................................................................................................... 14
1.2. Способы словообразования английского языка .......................................... 15
1.2.1. Аффиксация .................................................................................................. 15
1.2.2. Словосложение ............................................................................................. 19
1.2.3. Конверсия ..................................................................................................... 22
1.2.4. Сокращение .................................................................................................. 23
1.2.5. Обратное словообразование ....................................................................... 25
1.2.6. Стяжение ....................................................................................................... 25
1.2.7. Чередование .................................................................................................. 26
1.2.8. Удвоение ....................................................................................................... 27
1.2.9. Звукоподражание ......................................................................................... 27
Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 28
Задания .................................................................................................................... 29
Список литературы ......................................................................................................... 35
Источники иллюстративного материала ...................................................................... 36
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКСИКИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ
ОТНЕСЕННОСТИ. НЕОЛОГИЗМЫ И АРХАИЗМЫ ................................................ 37
2.1. Неологизмы ..................................................................................................... 37
2.2. Архаизмы ......................................................................................................... 41
Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 42
Задания .................................................................................................................... 42
Список литературы ......................................................................................................... 45
Источники иллюстративного материала ...................................................................... 46
ГЛАВА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .................. 47
3.1. Исконная лексика ............................................................................................ 47
3.2. Заимствования ................................................................................................. 49
3.2.1. Латинские заимствования ........................................................................... 49
3.2.2. Скандинавские заимствования ................................................................... 50
3.2.3. Французские заимствования ....................................................................... 51
3.2.4. Заимствования из других языков ............................................................... 53
3.3. Классификация заимствований ..................................................................... 55
Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 57
Задания .................................................................................................................... 57
Список литературы ......................................................................................................... 59
Электронные словари и базы данных ........................................................................... 60
Источники иллюстративного материала ...................................................................... 60
5
Стр.3
ГЛАВА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СЛОВАРНОГО СОСТАВА
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .............................................................................................. 61
4.1. Территориальная классификация английского языка ................................. 61
4.2. Региональные варианты английского языка ................................................ 62
4.2.1. Шотландский вариант английского языка ................................................ 62
4.2.2. Ирландский вариант английского языка ................................................... 65
4.2.3. Американский вариант английского языка ............................................... 67
4.2.4. Другие региональные варианты английского языка ................................ 70
4.2.5. Территориальные диалекты английского языка ....................................... 72
Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 74
Задания .................................................................................................................... 75
Список литературы ......................................................................................................... 78
Электронные словари ..................................................................................................... 80
Источники иллюстративного материала ...................................................................... 80
ГЛАВА 5. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОВАРНОГО
СОСТАВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ......................................................................... 81
5.1. Стилистическая характеристика словарного состава английского
языка ........................................................................................................................ 81
5.2. Книжная лексика ............................................................................................. 83
5.3. Разговорная лексика ....................................................................................... 85
Вопросы для обсуждения ...................................................................................... 89
Задания .................................................................................................................... 89
Список литературы ......................................................................................................... 95
Электронные словари ..................................................................................................... 96
Источники иллюстративного материала ...................................................................... 96
ГЛАВА 6. ФРАЗЕОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ............................................. 98
6.1. Общие понятия фразеологии ......................................................................... 98
6.2. Классификации фразеологических единиц .................................................. 99
6.2.1. Классификация В.В. Виноградова ............................................................. 99
6.2.2. Классификация А.И. Смирницкого .......................................................... 100
6.2.3. Классификация Н.Н. Амосовой ................................................................ 101
6.2.4. Классификация А.В. Кунина .................................................................... 103
6.2.5. Классификация П. Кветко ......................................................................... 106
6.3. Источники происхождения фразеологических единиц ............................ 108
Вопросы для обсуждения .................................................................................... 111
Задания .................................................................................................................. 111
Список литературы ....................................................................................................... 113
Электронные словари ................................................................................................... 114
Источники иллюстративного материала .................................................................... 114
6
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью учебного пособия «Лексический состав английского
языка» является рассмотрение особенностей словарного состава английского
языка в синхроническом и диахроническом плане. Данное учебное пособие
основано на материале классических работ по лексикологии и английской
филологии, а также дополнено современными идеями и результатами лингвистических
исследований.
Лексический состав английского языка постоянно подвержен изменениям,
в связи с чем лингвисту чрезвычайно важно наблюдать за ними и определять
место данных изменений в языковой системе. С этой целью фактический
материал для примеров и заданий в этом пособии подобран из актуальных
источников: современных баз данных, электронных словарей, качественных
информационных и образовательных сайтов сети Интернет.
В первой главе пособия рассмотрены основные понятия, связанные с
теорией словообразования. Кроме того, представлены существующие в английском
языке способы словообразования. В результате освоения материала
обучающиеся смогут осуществлять словообразовательный анализ лексических
единиц.
Вторая глава посвящена классификации лексики по исторической отнесѐнности.
При описании неологизмов, а также при составлении заданий были
использованы лексические единицы, появившиеся в недавнее время и зафиксированные
профессиональными лингвистическими ресурсами. В результате
выполнения заданий студенты научатся определять способы образования
неологизмов, понимать значение неологизмов на основании контекста,
а также получат представление об архаизмах и историзмах.
В третьей главе осуществляется экскурс в историю английского языка,
который позволяет сформировать целостную картину о происхождении его
лексического состава. Данная информация чрезвычайно важна для обучающихся,
так как она позволяет понять и лучше усвоить произношение, орфографию
и грамматические особенности лексических единиц, не полностью
или совершенно не ассимилированных в английском языке.
Целью четвѐртой главы является рассмотрение региональных вариантов
и территориальных диалектов английского языка. В связи с тем что на эту
тему в существующих учебных пособиях по лексикологии представлены недостаточные
сведения, теоретический материал в данной работе был составлен
с учѐтом значительного количества работ из современных научных периодических
изданий. Следует отметить, что приводится обзор не только
7
Стр.5
лексических, но и фонетических, а также некоторых грамматических особенностей
региональных вариантов и территориальных диалектов английского
языка.
Пятая глава посвящена стилистической дифференциации словарного
состава английского языка. В результате изучения материалов этой главы
студенты познакомятся с основами функционально-стилистического анализа
текста на уровне лексики и смогут в дальнейшем грамотно использовать
лексические единицы с определѐнной стилистической окраской при осуществлении
письменной и устной коммуникации на английском языке.
В заключительной, шестой, главе представлен обзор классификаций
фразеологических единиц английского языка. Кроме того, приводится классификация
фразеологических единиц английского языка с учѐтом их происхождения.
В
каждой главе учебного пособия рассмотрен теоретический материал,
даны вопросы для обсуждения, задания для контроля усвоения изученной
информации, а также списки литературы, словарей и иллюстративного материала.
8
Стр.6