ББК 74.58
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Калининградский государственный технический университет»
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические
науки = The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy. Psychological and pedagogical sciences:
научный рецензируемый журнал, образовательное СМИ / под ред. Научной школы проф. Г.А. Бокаревой. –
Калининград: Издательство БГАРФ, 2022. – № 3(61). – 272 с. – ISSN 2071–5331. – Текст: непосредственный.
ISSN 2071-5331 DOI:10.46845/2071-5331-2022-3-61
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii; Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению профориентированного
процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем которой
является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна
Бокарева.
Индексирование журнала и включение в базы данных: зарегистрирован Федеральной службой по
надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации;
серия ПИ № ФС 77-79694 от 27 ноября 2020 г.); входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6; от 1 декабря
2015 г.; от 26.03.2019 г.); представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта
по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса
научного цитирования (ИФ РИНЦ, сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной
базе данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии
журнала размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре
электронных ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija
Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу. Перепечатка материалов из журнала
допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ И ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор,
БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург),
ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук,
профессор, ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования, психологии, аспирантов,
докторантов и соискателей. Статьи печатаются в авторской редакции.
Адрес редакции: 236029, г. Калининград, ул. Молодежная, 6, тел. и факс: +7 (4012) 92-51-55;
e-mail: ipp_bga_rf@mail.ru
ISBN 978-5-7481-0509-5
© Авторы статей, 2022
© ФГБОУ ВО «КГТУ», 2022
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора .............................................................................................................. 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Шобонов Н.А. Особенности управленческой деятельности муниципального учреждения
системы дополнительного образования ......................................................................................... 7
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лебедева Н.В. Критическое мышление у студентов на разных этапах обучения в вузе ........ 12
Силина С.Н., Новоселов К.А. Исследование влияния дистанционного и гибридного
обучения на результаты образовательного процесса курсантов морской академии
по дисциплинам технического профиля ...................................................................................... 19
Гладкова М.Н., Попкова А.А., Абрамова Н.С., Лебедева А. А. Непрерывное образование
в условиях цифровизации системы образования ........................................................................ 27
Кириллова И.К., Метелькова Л.А., Зубкова Я.В. Разноуровневое обучение
иностранному языку в магистратуре технического вуза ............................................................ 31
Колдина М.И., Лукина Е.В., Канатьев П.В. Социально-педагогические тенденции
развития обучающихся профессиональной образовательной организации ............................. 36
Кухоренко Н.В. Компетенция «договороспособность» и управление конфликтом
в подростковом возрасте .............................................................................................................. 40
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Гурбанова Э.Э. Демографические факторы, влияющие на социализацию учеников ............. 44
Михайлов М.С., Базарнова Н.Д. Право интеллектуальной собственности
в образовательном процессе педагогического вуза .................................................................... 49
Пискунова В.В., Пискунов А.И. Ценностно-смысловые ориентации медицинской сестры:
от Этического кодекса до принципов работы в условиях COVID-19 ....................................... 52
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Булаева М. Н., Краева И. А., Дубова А.И. Цифровой метод «Блокчейн» в подготовке юристов .... 58
Гусева Т.И. Метод ситуационного анализа и его применение при обучении
иностранным языкам...................................................................................................................... 61
Мукина А.Н. «Кроссенс» как средство развития иноязычной коммуникативной
компетенции студентов заочного аграрного вуза ....................................................................... 64
Савина В.В. Обучение профильнонаправленной лексике студентов неязыкового вуза ........ 67
Яворская А.А., Миркина Ю.З. Особенности учебной мотивации студентов
неязыковых направлений в процессе электронного обучения иностранному языку в вузе .......... 70
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Ткачева Т.М., Чечеткина Н.В. Проекты и кейсы как средство мотивации
обучающихся технических университетов .................................................................................. 79
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ
Желтухина М.Р. Геймдизайн как средство формирования межкультурных ценностей
в профессиональном образовании в цифровой среде ................................................................. 87
3
Стр.3
Анисимова М.Н., Будникова Н.В., Дворникова Е.И., ЛукомецА.А. Внедрение цифровых
навыков в учебные курсы .............................................................................................................. 91
Богословский А.С., Козлов О.А. Использование цифровых ресурсов как педагогическая
проблема в аспекте самообразования курсантов военного вуза ................................................ 95
Ваганова О.И., Михайленко Д.М., Смирнова Ж.В. Геймификация как инструмент
повышения мотивации студентов профессионального обучения ........................................... 100
Гладков А.В., Ляпин И. Л., Данильченко М.А., Абрамов О.Н. Проведение опроса
с использованием электронных образовательных ресурсов .................................................... 105
Шагалова О.Г., Зиннатуллина Г.И., Лунева Ю.Б., Стрельцова Н.С.
Цифровые компетенции современного педагога ...................................................................... 109
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Аверьянова М.М., Клименко О.А., Панфилёнок А.Л. Врачебный и педагогический
контроль курсантов и студентов, занимающихся физической культурой: опыт БГАРФ
по дисциплине «Физическая культура» ................................................................................................. 114
Бабаджанова-Павлова А.В. Представления матерей о родительском отношении
к приемному ребенку с ограничениями здоровья ..................................................................... 121
Гусейнли Ч.Р. Психологические особенности формирования представлений
о профессии у старшеклассников ............................................................................................... 125
Жулина Е.В., Еремина Д.А. Профилактика голосовых нарушений у педагогов .................. 133
Мирзагаева Р. Особенности девиантного поведения подростков .......................................... 137
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫМ
ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Бугакова Н.Ю. Проблемы современного гуманитарного образования в техническом вузе ............ 142
Гончаров В.С. Межкультурная толерантность и эмпатийный интеллект
в структуре регулятивной метакомпетенции у студентов технического вуза ....................... 148
Хитров А.А., Погодина Е.Н. Разработка и применение педагогических технологий
при преподавании вариативных исторических дисциплин в Калининградском
государственном техническом университете: на примере дисциплины
«Развитие энергетики России» .................................................................................................... 152
Ярыгин Н.Н. Культурно-историческое разнообразие общества как ценность ...................... 155
Бычкова О.С. Феноменология компетентности при подготовке и переподготовке
преподавателей в педагогическом дополнительном образовании .......................................... 160
Грунтов А.В. Профессионально-правовая подготовка курсантов в морском вузе ............... 163
Галыга В. В. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе
в рамках компетентностного подхода: цели, проблемы, опыт и перспективы ...................... 168
Великанова Л.П. Выбор оптимальных моделей управления конфликтами
в образовательном пространстве университета ........................................................................ 174
Дорофеева Е.В. Компетентностный подход в формировании мировоззрения
студентов (курсантов) средствами философии как учебной дисциплины.
Ценностные ориентации молодежи (на примере БГАРФ) ....................................................... 178
Кибыш А.И., Наринян А.А. Цифровые технологии и проектная методика
в процессе обучения студентов аграрного вуза ......................................................................... 186
Ковалишин П.Ю., Ступина Л. Г., Nikitas Nikitakos. Смена технологического уклада
и Образование 4.0 ......................................................................................................................... 192
Маханек А.Б. Проблемы разработки практических заданий по дисциплине
«Основы трудового права» .......................................................................................................... 195
Назарова Л. А., Романовская О.Г., Романовский В.М.
Рoль информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
гуманитарным наукам: на примере дисциплины «Социология и политология» ................... 199
Ремболович Ж. В., Юрасюк Н.В. К вопросу о содержательном составе правовой
компетентности менеджера ......................................................................................................... 204
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Рябцева Н.Л. Пути реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины
«История» в инженерно-техническом вузе................................................................................ 208
Стрелкова О.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов
к обучению в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота ................ 213
Темнюк Н.А. Моральная регуляция и особенности её проявления в педагогической
деятельности ................................................................................................................................. 217
Яшина С.Л. Герменевтика как мировоззренческое ядро компетентностного подхода
в педагогике .................................................................................................................................. 223
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сидорина Т.В., Руфф Г.В. Основы развития инженерно-творческого потенциала
курсантов военных институтов ................................................................................................... 229
Карпов Е.Б. Анализ взглядов на организацию профессионального формирования
и развития курсантов военных институтов Росгвардии ........................................................... 233
Садыкова Ю.Р., Филатьев Н.С. Пищевое поведение курсантов-кинологов
как индикатор адаптации к обучению в военном вузе ............................................................. 237
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Петрунин М.В. Основы руководства учебно-воспитательной работой
в военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации ......................... 243
ABSTRACTS. Information about the authors ....................................................................................... 247
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ......................................................................................................... 265
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ............................................................................................. 270
5
Стр.5