Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Введение в методы науки: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВоробьев Владимир Анатольевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц153
ID742203
АннотацияНа хорошем математическом уровне на базе научной картины развивающегося мира изложены методы научного познания мира: формализация, диалектика, теория измерений, теория разномерностей, теория физических структур, проблема индукции. Особое внимание уделено методам манипуляции и обмана в науке и социальной сфере. При обсуждении проблемы индукции представлены оригинальные авторские результаты.
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов, занимающихся научными исследованиями
ISBN978-5-261-01252-8
Воробьев, В.А. Введение в методы науки: учебное пособие / В.А. Воробьев .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2017 .— 153 с. — ISBN 978-5-261-01252-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/742203 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_методы_науки_учебное_пособие_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Введение_в_методы_науки_учебное_пособие_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» В.А. Воробьёв Введение в методы науки Учебное пособие Архангельск САФУ 2017
Стр.1
УДК [512.64+519.21](075.8)51-77+930.2+930.85 ББК 22.143+22.171.5я73 В751 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова профессор, доктор технических наук, профессор кафедры прикладной математики Томского государственного архитектурно-строительного университета Н.В. Лаходынова доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения РАН К.Ф. Самохвалов; Рецензенты: В751 Воробьёв, В.А. Введение в методы науки: учебное пособие / В.А. Воробьёв; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2017. – 152 с. ISBN 978-5-261-01252-8 На хорошем математическом уровне на базе научной картины развивающегося мира изложены методы научного познания мира: формализация, диалектика, теория измерений, теория разномерностей, теория физических структур, проблема индукции. Особое внимание уделено методам манипуляции и обмана в науке и социальной сфере. При обсуждении проблемы индукции представлены оригинальные авторские результаты. Для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов, занимающихмя научными исследованиями. УДК [512.64+519.21](075.8)51-77+930.2+930.85 ББК 22.143+22.171.5я73 ISBN 978-5-261-01252-8 © Воробьёв В.А., 2017 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение. Истина и ложь .................................................................. 1.1. Истина и ложь .............................................................................. 1.2. Культура ....................................................................................... 1.3. Философия истины и лжи .......................................................... 1.4. Технология лжи ........................................................................... 1.5. Способы лжи ................................................................................ 1.6. Происхождение лжи ................................................................... Выводы ................................................................................................ Задание для самостоятельной работы ............................................. 2. Система человеческих знаний ........................................................ 2.1. Содержание бытия ...................................................................... 2.2. Структура бытия ........................................................................ Задание для самостоятельной работы ............................................. 3. Введение в научный метод ............................................................... 3.1. Протонаука. Античный метод познания .................................. 3.2. Натурфилософия, философия и математика ........................... 3.3. Современный научный метод.................................................... 3.4. Приближённые общенаучные методы ...................................... Задание для самостоятельной работы ............................................. 4. Диалектика и познание .................................................................... 4.1. Два гносеологических парадокса .............................................. 4.2. Стационарная модель мира и её крах ....................................... 4.3. Законы развития. Диалектическая логика и познание ........... 4.4. Синергетика ................................................................................. 4.5. Информация и пределы знания ................................................. Задание для самостоятельной работы ............................................. 5. Развивающийся мир ......................................................................... 5.1. Развитие мира. Эоны ................................................................... 3 5.2. Структура развивающегося мира ............................................. Задание для самостоятельной работы ............................................. 6 6 8 9 10 14 16 19 19 19 19 22 30 30 31 35 36 44 46 46 46 47 49 59 61 65 65 66 68 71
Стр.3
6. Элементы теории измерений ........................................................... 6.1. Измерение и эксперимент .......................................................... 6.2. Измерительная процедура ......................................................... 6.3. Логарифмическая шкала восприятия ....................................... 6.4. Аксиомы измерения и тип шкалы ............................................ 6.5. Измерительные шкалы ............................................................... 6.6. Конвенционализм ....................................................................... 6.7. Рейтинги ....................................................................................... Задание для самостоятельной работы ............................................. 7. Элементы теории размерностей ..................................................... 7.1. Эмпирическая величина и ее размерность ............................... 7.2. Правила вычисления для эмпирических величин .................. 7.3. Алгебра размерностей ................................................................ 7.4. Поиск базиса ................................................................................ 7.5. Международная система единиц СИ ........................................ 7.6. LT-система размерностей по Бартини ...................................... 7.7. Геометризация физики ................................................................ 7.8. Однородность эмпирических формул ...................................... 71 71 73 75 77 78 83 85 86 86 86 88 90 90 92 93 97 98 7.9. Метод размерностей .................................................................... 100 Задание для самостоятельной работы ............................................. 103 8. Принципы естествознания .............................................................. 103 8.1. Что такое принципы естествознания ........................................ 103 8.2. Принцип антропности и креационизм ..................................... 105 8.3. Принцип соответствия и редукционизм .................................. 106 8.4. Принцип познаваемости бытия и проблема индукции .......... 109 8.5. Принцип причинности ............................................................... 114 8.6. Принцип дополнительности ...................................................... 115 8.7. Принцип несводимости (нередуцируемость) ........................... 118 8.8. Принцип повторяемости (фрактальность) ............................... 119 8.9. Принцип ускорения ускорения .................................................. 120 Задание для самостоятельной работы ............................................. 121 9. Элементы теории физических структур ....................................... 122 9.1. Что такое законы физики? .......................................................... 122 9.2. Физическая структура ранга (2,2) ............................................. 123 9.3. Физическая структура ранга (3,2) ............................................. 126 9.4. Физическая структура ранга (r,s) на двух множествах .......... 127 9.5. Физическая структура на одном множестве. Геометрия ....... 130 9.6. Роль теории физических структур (ТФС) ................................ 133 Задание для самостоятельной работы ............................................. 135 4
Стр.4
10. Индукция в дискретном признаковом пространстве .............. 135 10.1. Функциональные и импликативные связи ............................. 135 10.2. Пространство наблюдений ...................................................... 138 10.3. Булево пространство наблюдений .......................................... 140 10.4. Распознавание импликативных связей в Mn ......................... 144 10.5. Грибы для дальтоника .............................................................. 145 10.6. Классификация в пространстве М(X) .................................... 148 10.7. Достоверность запретов в булевом пространстве ................. 148 Задача для самостоятельного решения ........................................... 150 Список литературы ................................................................................ 151 5
Стр.5
1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТИНА И ЛОЖЬ Наука, по определению, имеет своей целью поиск и утверждение истины. Однако те же самые цели ставит перед собою и религия. Чем же отличаются тогда эти две традиции в человеческой культуре? Ответ прост – методом. Религия основывает свои догматы на иррациональном откровении, полученном пророками и отцами-основателями от Высшего разума. Наука основывает свои утверждения на рациональных процедурах, которые составляют научный метод познания. Однако прежде чем описать научный метод, следует разобраться с терминами истина, ложь и культура. Итак, что такое истина, что такое ложь и что такое культура? Цель курса – научить слушателей отличать истину от лжи, науку от антинауки. Для этого следует дать обзор концепции логики и методологии современного естествознания и тем самым подготовить их к идейной агрессии противника. Тем, кто собирается заниматься научными исследованиями, необходимо владеть методами науки и сознательно применять их. Всем прочим полезно быть сведущими и сознательными, чтобы не стать жертвами манипулятивных технологий. Жертв этих технологий мы наблюдаем великое множество. 1.1. Истина и ложь Истина – это такая модель мира или некоторой его части, которая позволяет людям правильно предсказывать (вычислять) события в окружающей среде и реагировать на них так, чтобы уменьшать потери и увеличивать возможности жизни. Истина адекватна. Напротив, ложь – это такое неверное представление об окружающем мире, которое увеличивает потери и уменьшает жизненные возможности. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.