УДК 1(075.8)
ББК 87я73
Т 76
Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов высшего образования.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № 1 от «24» марта 2020 г.
Рецензент:
Г. М. Тихонов – доктор философских наук, заведующий
кафедрой философии и социологии
В. К. Трофимов – доктор философских наук, профессор
кафедры философии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»
Автор:
Трофимов, В. К.
Т 76
Философия: учебное пособие для высших учебных заведений /
ISBN 978-5-9620-0361-0
В данном учебном пособии изложен материал вузовского курВ.
К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2020. –
267 с.
са философии.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по программам подготовки бакалавра
и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии
в аспирантуру, а также всех заинтересованных читателей.
ISBN 978-5-9620-0361-0
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2020
© Трофимов В. К., 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ
И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1 Понятие предмета философии. Мировоззрение
и его структура. Знания, ценности, убеждения, вера,
идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение
и миропонимание как уровни мировоззрения.
Виды и содержание мировоззрения.
Соотношение философии и мировоззрения . . . . . . . . . . . 9
1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология,
религия, философия. Возникновение философии
и особенности философского мировоззрения . . . . . . . . . 14
1.3 Основные вопросы и направления философии.
Материализм и идеализм как способы миропонимания,
их исторические формы. Относительность
противоположности материализма и идеализма . . . . . . . . 18
1.4 Место философии в культуре.
Философия и наука. Структура и функции философии.
Роль философии в жизни человека, общества
и в профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . 24
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ . . . . . 31
2.1 Древневосточная и античная философия . . . . . . . . 31
2.2 Философия Средних веков и эпохи Возрождения . . . 35
2.3 Философия Нового времени
и французского Просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.4 Немецкая философия второй половины XVIII–XIX вв. . . 42
2.5 Современная западная философия. . . . . . . . . . . . 49
2.6 Русская философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
ГЛАВА 3. ОНТОЛОГИЯ:
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.
МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ . . 62
3.1 Проблема бытия в истории философии.
Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек . . . 62
3.2 Проблема субстанции в философии.
Материя как философская категория.
Историческое развитие научно-философского
понятия материи. Основные свойства материи.
Структурное многообразие материального мира . . . . . . . 67
3
Стр.3
3.3 Движение, его противоречивость
и основные формы. Движение и покой,
движение и развитие, прогресс и регресс. . . . . . . . . . . . 75
3.4 Пространство и время. Понятия пространства
и времени. Субстанциональная и реляционная концепции
пространства и времени. Специфика
пространственно-временных отношений
в природных, социальных, психологических процессах . . . 79
3.5 Синергетика и глобальный эволюционизм
как современные формы научно-материалистического
миропонимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
ГЛАВА 4. ОНТОЛОГИЯ: СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР
ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА БЫТИЯ. . . . . . . . . . . . . . 93
4.1 Проблема души человека в философии.
Единство и различие тела и души.
Душа как субъективная реальность.
Природа идеального. Структура душевного мира:
бессознательное, сознание, самосознание, личный дух . . . . 93
4.2 Бессознательное, его виды, роль
в жизнедеятельности человека. Концепции бессознательного.
Уровни бессознательного и его связь с творчеством. . . . . . 99
4.3 Сознание, его сущность и происхождение.
Основные формы сознания: воля, чувства, мышление.
Связь мышления и языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
4.4 Самосознание, его связь с сознанием,
роль в деятельности человека. Самопознание,
самооценка, саморегуляция как стороны самосознания . . . 113
4.5 Личный дух и духовный мир человека.
Стремление к Добру, Истине и Красоте –
проявления духовности человека . . . . . . . . . . . . . . . 115
ГЛАВА 5. ГНОСЕОЛОГИЯ:
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . . . . . . . 120
5.1 Проблема познаваемости мира в философии.
Субъект и объект познания.
Практика и ее роль в познании . . . . . . . . . . . . . . . . 120
5.2 Чувственное и рациональное познание,
их основные формы и взаимосвязь.
Интуиция и ее место в познании.
Роль приборов в познавательной деятельности . . . . . . . 124
4
Стр.4
5.3 Учение об истине. Классическая и неклассические
концепции истины. Субъективное и объективное в истине.
Диалектика абсолютного и относительного знания
в истине. Конкретность истины. Критерии истины.
Практика как основной критерий истины . . . . . . . . . . 130
5.4 Виды познания и специфические особенности
научного познания. Понятие методологии научного познания.
Методы эмпирического и теоретического познания.
Общелогические методы. Формы научного познания . . . . 137
ГЛАВА 6. АНТРОПОЛОГИЯ:
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ . . . . . . . . . 148
6.1 Человек как проблема философии. Философские
концепции сущности человека: космоцентризм,
теоцентризм, социоцентризм, антропоцентоизм. . . . . . . 148
6.2 Антропосоциогенез и его комплексный характер.
Основные концепции происхождения человека.
Природные и социальные предпосылки
антропосоциогенеза. Роль труда, языка
и общения в процессе антропосоциогенеза.
Соотношение биологического и социального в человеке . . 152
6.3 Человек как личность. Понятие личности.
Социокультурная среда и личность. Типология личности.
Соотношение свободы и необходимости
в деятельности личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
6.4 Проблема смысла жизни, смерти
и бессмертия в духовном опыте человечества . . . . . . . . 165
ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ:
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ЕГО СТРУКТУРА. . . . . . . 170
7.1 Понятие общества. Деятельность –
специфический способ существования общества.
Структура общества. Социально-философские
концепции сущности общества: натурализм,
идеализм, материализм. Современные подходы
к пониманию общества и необходимость
синтеза социально-философского знания . . . . . . . . . . 170
7.2 Экономическая подсистема общества.
Понятие экономической подсистемы общества.
Структура экономической подсистемы: технологический
способ производства и производственно-экономические
отношения, их взаимодействие . . . . . . . . . . . . . . . . 176
5
Стр.5
7.3 Социальная подсистема общества.
Понятие социальной подсистемы.
Социальная стратификация и ее формы.
Виды социальных групп и общностей . . . . . . . . . . . . 182
7.4 Политическая подсистема общества. Политика и власть.
Формирование и структура политической подсистемы.
Государство, его возникновение, сущность, функции,
типы и формы. Понятие правового государства . . . . . . . 188
7.5 Духовная подсистема общества.
Понятие духовной подсистемы. Основные формы
духовной жизни: мораль, искусство, религия, наука . . . . 194
ГЛАВА 8. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . 206
8.1 Общество как саморазвивающаяся система.
Проблема закономерности исторического процесса.
Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный
и революционный типы развития общества . . . . . . . . . 206
8.2 Источники и движущие силы
исторического процесса. Объективные условия
и субъективный фактор в историческом развитии.
Роль народа, социальных групп и личности в истории.
Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии . . 212
8.3 Формационная концепция развития общества.
Понятие и типы общественно-экономической формации.
Базис и надстройка в структуре
общественно-экономической формации.
Взаимодействие производительных сил
и производственных отношений
как источник формационного развития . . . . . . . . . . . 221
8.4 Концепция постиндустриального общества.
Понятие постиндустриального общества.
Признаки постиндустриального общества.
Экономические, социальные и культурные
последствия перехода к постиндустриальному обществу . . 227
8.5 Цивилизационная концепция развития общества.
Формирование и сущность цивилизационной концепции.
Цивилизации как локальные культурно-исторические
типы общества. Культурно-историческое своеобразие
российской цивилизации и русского менталитета . . . . . . 234
6
Стр.6
8.6 Глобализация современного общества
и глобальные проблемы современности.
Понятие глобализации и глобальных проблем человечества.
Классификация глобальных проблем.
Сценарии будущего человечества: пределы роста,
гипотеза ноосферы, информационное общество,
столкновение цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
ПЕРСОНАЛИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . 261
ОБ АВТОРЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
7
Стр.7