Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Философия (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТрофимов В. К.
ИздательствоФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Страниц267
ID736416
АннотацияИзложен материал вузовского курса философии. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии в аспирантуру, а также всех заинтересованных читателей.
ISBN978-5-9620-0361-0
УДК1(075.8)
ББК87я73
Трофимов, В.К. Философия : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В.К. Трофимов .— Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2020 .— 267 с. — ISBN 978-5-9620-0361-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/736416 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
ФИЛОСОФИЯ.pdf
УДК 1(075.8) ББК 87я73 Т 76 Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № 1 от «24» марта 2020 г. Рецензент: Г. М. Тихонов – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и социологии В. К. Трофимов – доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» Автор: Трофимов, В. К. Т 76 Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / ISBN 978-5-9620-0361-0 В данном учебном пособии изложен материал вузовского курВ. К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2020. – 267 с. са философии. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии в аспирантуру, а также всех заинтересованных читателей. ISBN 978-5-9620-0361-0 УДК 1(075.8) ББК 87я73 © ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2020 © Трофимов В. К., 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.1 Понятие предмета философии. Мировоззрение и его структура. Знания, ценности, убеждения, вера, идеалы в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения. Виды и содержание мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения . . . . . . . . . . . 9 1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения . . . . . . . . . 14 1.3 Основные вопросы и направления философии. Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. Относительность противоположности материализма и идеализма . . . . . . . . 18 1.4 Место философии в культуре. Философия и наука. Структура и функции философии. Роль философии в жизни человека, общества и в профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . 24 ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ . . . . . 31 2.1 Древневосточная и античная философия . . . . . . . . 31 2.2 Философия Средних веков и эпохи Возрождения . . . 35 2.3 Философия Нового времени и французского Просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.4 Немецкая философия второй половины XVIII–XIX вв. . . 42 2.5 Современная западная философия. . . . . . . . . . . . 49 2.6 Русская философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 ГЛАВА 3. ОНТОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ . . 62 3.1 Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек . . . 62 3.2 Проблема субстанции в философии. Материя как философская категория. Историческое развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Структурное многообразие материального мира . . . . . . . 67 3
Стр.3
3.3 Движение, его противоречивость и основные формы. Движение и покой, движение и развитие, прогресс и регресс. . . . . . . . . . . . 75 3.4 Пространство и время. Понятия пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных, социальных, психологических процессах . . . 79 3.5 Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы научно-материалистического миропонимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 ГЛАВА 4. ОНТОЛОГИЯ: СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА БЫТИЯ. . . . . . . . . . . . . . 93 4.1 Проблема души человека в философии. Единство и различие тела и души. Душа как субъективная реальность. Природа идеального. Структура душевного мира: бессознательное, сознание, самосознание, личный дух . . . . 93 4.2 Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности человека. Концепции бессознательного. Уровни бессознательного и его связь с творчеством. . . . . . 99 4.3 Сознание, его сущность и происхождение. Основные формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 4.4 Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания . . . 113 4.5 Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине и Красоте – проявления духовности человека . . . . . . . . . . . . . . . 115 ГЛАВА 5. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . . . . . . . 120 5.1 Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании . . . . . . . . . . . . . . . . 120 5.2 Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и ее место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности . . . . . . . 124 4
Стр.4
5.3 Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины . . . . . . . . . . 130 5.4 Виды познания и специфические особенности научного познания. Понятие методологии научного познания. Методы эмпирического и теоретического познания. Общелогические методы. Формы научного познания . . . . 137 ГЛАВА 6. АНТРОПОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ . . . . . . . . . 148 6.1 Человек как проблема философии. Философские концепции сущности человека: космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентоизм. . . . . . . 148 6.2 Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке . . 152 6.3 Человек как личность. Понятие личности. Социокультурная среда и личность. Типология личности. Соотношение свободы и необходимости в деятельности личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 6.4 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества . . . . . . . . 165 ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ЕГО СТРУКТУРА. . . . . . . 170 7.1 Понятие общества. Деятельность – специфический способ существования общества. Структура общества. Социально-философские концепции сущности общества: натурализм, идеализм, материализм. Современные подходы к пониманию общества и необходимость синтеза социально-философского знания . . . . . . . . . . 170 7.2 Экономическая подсистема общества. Понятие экономической подсистемы общества. Структура экономической подсистемы: технологический способ производства и производственно-экономические отношения, их взаимодействие . . . . . . . . . . . . . . . . 176 5
Стр.5
7.3 Социальная подсистема общества. Понятие социальной подсистемы. Социальная стратификация и ее формы. Виды социальных групп и общностей . . . . . . . . . . . . 182 7.4 Политическая подсистема общества. Политика и власть. Формирование и структура политической подсистемы. Государство, его возникновение, сущность, функции, типы и формы. Понятие правового государства . . . . . . . 188 7.5 Духовная подсистема общества. Понятие духовной подсистемы. Основные формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, наука . . . . 194 ГЛАВА 8. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . 206 8.1 Общество как саморазвивающаяся система. Проблема закономерности исторического процесса. Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития общества . . . . . . . . . 206 8.2 Источники и движущие силы исторического процесса. Объективные условия и субъективный фактор в историческом развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии . . 212 8.3 Формационная концепция развития общества. Понятие и типы общественно-экономической формации. Базис и надстройка в структуре общественно-экономической формации. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений как источник формационного развития . . . . . . . . . . . 221 8.4 Концепция постиндустриального общества. Понятие постиндустриального общества. Признаки постиндустриального общества. Экономические, социальные и культурные последствия перехода к постиндустриальному обществу . . 227 8.5 Цивилизационная концепция развития общества. Формирование и сущность цивилизационной концепции. Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества. Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета . . . . . . 234 6
Стр.6
8.6 Глобализация современного общества и глобальные проблемы современности. Понятие глобализации и глобальных проблем человечества. Классификация глобальных проблем. Сценарии будущего человечества: пределы роста, гипотеза ноосферы, информационное общество, столкновение цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 ПЕРСОНАЛИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . 261 ОБ АВТОРЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.