Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Современные технологии преподавания в системе высшего образования (220,00 руб.)

0   0
АвторыПодковко Екатерина Николаевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц67
ID735275
АннотацияПособие направлено на формирование у магистров умения проектировать учебный процесс с использованием современных технологий преподавания в системе высшего образования.
ISBN978-5-93190-367-5
Современные технологии преподавания в системе высшего образования : учеб.-метод. пособие : направление подгот.: 27.04.05 - "Инноватика", направленность "Система менеджмента качества", квалификация "магистр" / Е. Н. Подковко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2019 .— 67 с. — ISBN 978-5-93190-367-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/735275 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современные_технологии_преподавания_в_системе_высшего_образования.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.Н. Подковко СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 27.04.05 Инноватика Направленность «Система менеджмента качества» Квалификация «магистр» Сургут, 2019
Стр.1
УДК 378.147(075.8) ББК 74.48я73 П 44 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Ниязова А.А., кандидат педагогических наук, доцент БУ «Сургутский государственный педагогический университет» П 44 Подковко, Е. Н. Современные технологии преподавания в системе высшего образования : учеб.-метод. пособие. Направление подгот. 27.04.05 Инноватика, направленность «Система менеджмента качества», квалификация «магистр» / Е. Н. Подковко ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – 66, [1] с. Пособие направлено на формирование у магистров умения проектировать учебный процесс с использованием современных технологий преподавания в системе высшего образования. Предназначено для магистров, обучающихся по направлению подготовки 27.04.05 Инноватика, осваивающих учебную дисциплину «Современные технологии преподавания в системе высшего образования». Отдельные материалы возможно использовать на отдельных этапах реализации программы Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая). УДК 378.147(075.8) ББК 74.48я73  Подковко Е. Н., 2019  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................................................. 4 Структура разделов учебной дисциплины ............................................................................................. 6 Структура учебных элементов через задачи учебных элементов ......................................................... 7 Раздел 1. Учебный процесс в системе высшего образования (таблица) ............................................... 8 Раздел 2. Деятельность преподавателя при проектировании учебного процесса в системе высшего образования (таблица) ............................................................................................................. 9 Раздел 1. Учебный процесс в системе высшего образования ................................................................ 10 У.Э. 1.1. Высшее образование на современном этапе развития общества ...................................... 11 У.Э. 1.1.1. Основные направления реформирования системы высшего образования ................ 12 У.Э. 1.1.2. Нормативно-правовая база функционирования системы высшего образования ...... 17 У.Э. 1.2. Организация учебного процесса в системе высшего образования .................................... 19 У.Э. 1.2.1. Структурные компоненты модели учебного процесса в системе высшего образования .............................................................................................................................. 20 У.Э. 1.2.2. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса в системе высшего образования ............................................................................................................. 25 Раздел 2. Деятельность преподавателя при проектировании учебного процесса в системе высшего образования .............................................................................................................................. 28 У.Э. 2.1. Проектирование учебной дисциплины в системе высшего образования .......................... 29 У.Э. 2.1.1. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования ........................................................................................ 30 У.Э. 2.1.2. Отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования ....................................... 34 У.Э. 2.2. Проектирование учебных занятий в системе высшего образования ................................. 39 У.Э. 2.2.1. Этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия в системе высшего образования ............................................................................................................. 40 У.Э. 2.2.2. Выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия в системе высшего образования ............................................................................................................. 52 Критерии оценки освоения учебных элементов .................................................................................... 63 Учебно-методическое и программное обеспечение .............................................................................. 64 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Методология деятельностного подхода стала основой в определении роли образовательных технологий в организации учебного процесса в системе высшего образования. Одним из доминирующих факторов и движущей силой обеспечения гарантий качества высшего образования выступает эффективная организация аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на всех этапах освоения образовательных программ высшего образования. Будущие специалисты в области системы менеджмента качества должны уметь применять современные технологии организации учебного процесса. Освоение магистрами направления подготовки 27.04.05 Инноватика (Направленность Система менеджмента качества) учебной дисциплины «Современные технологии преподавания в системе высшего образования» является основанием для формирования у них умения проектировать учебный процесс с использованием современных технологий преподавания в системе высшего образования, необходимого для реализации программы практики (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая)) в рамках образовательной программы магистратуры. Для освоения учебной дисциплины магистры используют знания и умения, способы деятельности, освоенные в ходе изучения дисциплины «Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности» и др. Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: формирование умения проектировать учебный процесс в системе высшего образования. Задачи освоения дисциплины: 1) формировать умение выделять виды деятельности преподавателя при организации учебного процесса в системе высшего образования; 2) формировать умение реализовывать отдельные виды деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса в системе высшего образования. Планируемые результаты обучения Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);  способность руководить практической, лабораторной и научно-исследовательской работой студентов, проводить учебные занятия в соответствующей области (ПК-11). В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: Знать:  особенности развития высшего образовании в различные исторические периоды в России и за рубежом, особенности компетентностного подхода в системе высшего образования;  сущность понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность»;  структуру образовательной программы, алгоритм разработки образовательных программ с учетом профессиональных стандартов;  особенности педагогического взаимодействия как основы учебного процесса;  сущность понятий «учебная дисциплина», «методическое обеспечение», виды методического обеспечения учебной дисциплины в системе высшего образования;  сущность понятий «организационная форма», «метод контроля», источники формирования содержания образования, классификации организационных форм и методов контроля в системе высшего образования;  сущность понятия «учебное занятие», виды учебных занятий в системе высшего образования;  сущность понятий «метод обучения» и «технология обучения», классификации методов и технологий обучения. Уметь:  выделять основные направления реформирования системы высшего образования на современном этапе развития общества;  давать характеристику уровней нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование системы высшего образования; 4
Стр.4
 выделять структурные компоненты модели учебного процесса и определять требования к ним в системе высшего образования;  определять алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса в системе высшего образования для решения конкретных дидактических задач;  выделять алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования;  осуществлять отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования;  выделять этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия в системе высшего образования;  осуществлять выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия в системе высшего образования для решения конкретных дидактических задач. Иметь опыт:  проектирования учебной дисциплины и учебного занятия в системе высшего образования. Дидактические единицы: 1. Основные направления реформирования системы высшего образования. 2. Нормативно-правовая база функционирования системы высшего образования. 3. Структурные компоненты модели учебного процесса в системе высшего образования. 4. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса в системе высшего образования 5. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования. 6. Отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования. 7. Этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия в системе высшего образования. 8. Выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия в системе высшего образования. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Современные технологии преподавания в системе высшего образования» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них: 32 часа аудиторной работы (семинарские, практические занятия) и 49 часов самостоятельной работы, из них 6 часов – интерактивные формы занятий, 27 часов – промежуточная аттестация. Формы организации учебного процесса Основными формами организации учебного процесса по данной учебной дисциплине являются семинарские и практические занятия, в том числе проводимые в интерактивной форме. Содержание учебной дисциплины «Современные технологии преподавания в системе высшего образования» спроектировано таким образом, чтобы магистры, освоив умение выделять виды деятельности преподавателя при организации учебного процесса в системе высшего образования в рамках раздела 1, смогли продемонстрировать владение умением реализовывать отдельные виды деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса в системе высшего образования в рамках раздела 2. Формы и виды контроля Основными формами текущего контроля освоения содержания дисциплины «Современные технологии преподавания в системе высшего образовании» являются ответы на вопросы семинарских, практических занятий, заполнение таблиц, составление схем, решение педагогических задач, защита методических разработок и др. Промежуточная аттестация по дисциплине «Современные технологии преподавания в системе высшего образования» осуществляется в форме экзамена, который выставляется по результатам освоения двух разделов и результатов защиты методической разработки. Образовательные и информационно-коммуникационные технологии В процессе освоения содержания дисциплины «Современные технологии преподавания в системе высшего образования» используются следующие образовательные технологии: технологии работы с информацией, организация групповой дифференциации, проблемный метод, анализ ситуаций, защита методических разработок и др. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.