ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е.Н. Подковко
СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 27.04.05 Инноватика
Направленность «Система менеджмента качества»
Квалификация «магистр»
Сургут, 2019
Стр.1
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.48я73
П 44
Печатается по рекомендации
отдела сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Рецензент:
Ниязова А.А., кандидат педагогических наук, доцент
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
П 44
Подковко, Е. Н.
Современные технологии преподавания в системе высшего образования : учеб.-метод.
пособие. Направление подгот. 27.04.05 Инноватика, направленность «Система менеджмента
качества», квалификация «магистр» / Е. Н. Подковко ; Департамент образования и молодеж.
политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут.
гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2019. – 66, [1] с.
Пособие направлено на формирование у магистров умения проектировать учебный
процесс с использованием современных технологий преподавания в системе высшего образования.
Предназначено
для магистров, обучающихся по направлению подготовки 27.04.05
Инноватика, осваивающих учебную дисциплину «Современные технологии преподавания в
системе высшего образования». Отдельные материалы возможно использовать на отдельных
этапах реализации программы Практики по получению профессиональных умений и опыта
профессиональной деятельности (Педагогическая).
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.48я73
Подковко Е. Н., 2019
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................................................. 4
Структура разделов учебной дисциплины ............................................................................................. 6
Структура учебных элементов через задачи учебных элементов ......................................................... 7
Раздел 1. Учебный процесс в системе высшего образования (таблица) ............................................... 8
Раздел 2. Деятельность преподавателя при проектировании учебного процесса в системе
высшего образования (таблица) ............................................................................................................. 9
Раздел 1. Учебный процесс в системе высшего образования ................................................................ 10
У.Э. 1.1. Высшее образование на современном этапе развития общества ...................................... 11
У.Э. 1.1.1. Основные направления реформирования системы высшего образования ................ 12
У.Э. 1.1.2. Нормативно-правовая база функционирования системы высшего образования ...... 17
У.Э. 1.2. Организация учебного процесса в системе высшего образования .................................... 19
У.Э. 1.2.1. Структурные компоненты модели учебного процесса в системе
высшего образования .............................................................................................................................. 20
У.Э. 1.2.2. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса
в системе высшего образования ............................................................................................................. 25
Раздел 2. Деятельность преподавателя при проектировании учебного процесса в системе
высшего образования .............................................................................................................................. 28
У.Э. 2.1. Проектирование учебной дисциплины в системе высшего образования .......................... 29
У.Э. 2.1.1. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной
дисциплины в системе высшего образования ........................................................................................ 30
У.Э. 2.1.2. Отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля
при проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования ....................................... 34
У.Э. 2.2. Проектирование учебных занятий в системе высшего образования ................................. 39
У.Э. 2.2.1. Этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия
в системе высшего образования ............................................................................................................. 40
У.Э. 2.2.2. Выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия
в системе высшего образования ............................................................................................................. 52
Критерии оценки освоения учебных элементов .................................................................................... 63
Учебно-методическое и программное обеспечение .............................................................................. 64
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Методология деятельностного подхода стала основой в определении роли образовательных
технологий в организации учебного процесса в системе высшего образования. Одним из доминирующих
факторов и движущей силой обеспечения гарантий качества высшего образования выступает
эффективная организация аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на всех этапах освоения
образовательных программ высшего образования.
Будущие специалисты в области системы менеджмента качества должны уметь применять современные
технологии организации учебного процесса. Освоение магистрами направления подготовки
27.04.05 Инноватика (Направленность Система менеджмента качества) учебной дисциплины «Современные
технологии преподавания в системе высшего образования» является основанием для
формирования у них умения проектировать учебный процесс с использованием современных технологий
преподавания в системе высшего образования, необходимого для реализации программы практики
(Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
(Педагогическая)) в рамках образовательной программы магистратуры.
Для освоения учебной дисциплины магистры используют знания и умения, способы деятельности,
освоенные в ходе изучения дисциплины «Компьютерные технологии в инновационной и педагогической
деятельности» и др.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: формирование умения проектировать учебный процесс в системе
высшего образования.
Задачи освоения дисциплины:
1) формировать умение выделять виды деятельности преподавателя при организации учебного
процесса в системе высшего образования;
2) формировать умение реализовывать отдельные виды деятельности преподавателя при проектировании
учебного процесса в системе высшего образования.
Планируемые результаты обучения
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способность руководить практической, лабораторной и научно-исследовательской работой
студентов, проводить учебные занятия в соответствующей области (ПК-11).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
Знать:
особенности развития высшего образовании в различные исторические периоды в России
и за рубежом, особенности компетентностного подхода в системе высшего образования;
сущность понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность»;
структуру образовательной программы, алгоритм разработки образовательных программ
с учетом профессиональных стандартов;
особенности педагогического взаимодействия как основы учебного процесса;
сущность понятий «учебная дисциплина», «методическое обеспечение», виды методического
обеспечения учебной дисциплины в системе высшего образования;
сущность понятий «организационная форма», «метод контроля», источники формирования
содержания образования, классификации организационных форм и методов контроля в системе высшего
образования;
сущность понятия «учебное занятие», виды учебных занятий в системе высшего образования;
сущность понятий «метод обучения» и «технология обучения», классификации методов
и технологий обучения.
Уметь:
выделять основные направления реформирования системы высшего образования на современном
этапе развития общества;
давать характеристику уровней нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование
системы высшего образования;
4
Стр.4
выделять структурные компоненты модели учебного процесса и определять требования к
ним в системе высшего образования;
определять алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса
в системе высшего образования для решения конкретных дидактических задач;
выделять алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной дисциплины
в системе высшего образования;
осуществлять отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при
проектировании учебной дисциплины в системе высшего образования;
выделять этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия в системе
высшего образования;
осуществлять выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия
в системе высшего образования для решения конкретных дидактических задач.
Иметь опыт:
проектирования учебной дисциплины и учебного занятия в системе высшего образования.
Дидактические единицы:
1. Основные направления реформирования системы высшего образования.
2. Нормативно-правовая база функционирования системы высшего образования.
3. Структурные компоненты модели учебного процесса в системе высшего образования.
4. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса в системе
высшего образования
5. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной дисциплины в системе
высшего образования.
6. Отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при проектировании
учебной дисциплины в системе высшего образования.
7. Этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия в системе высшего
образования.
8. Выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия в системе
высшего образования.
Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Современные технологии преподавания в системе высшего
образования» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них: 32 часа аудиторной работы (семинарские,
практические занятия) и 49 часов самостоятельной работы, из них 6 часов – интерактивные
формы занятий, 27 часов – промежуточная аттестация.
Формы организации учебного процесса
Основными формами организации учебного процесса по данной учебной дисциплине являются
семинарские и практические занятия, в том числе проводимые в интерактивной форме. Содержание
учебной дисциплины «Современные технологии преподавания в системе высшего образования»
спроектировано таким образом, чтобы магистры, освоив умение выделять виды деятельности преподавателя
при организации учебного процесса в системе высшего образования в рамках раздела 1,
смогли продемонстрировать владение умением реализовывать отдельные виды деятельности преподавателя
при проектировании учебного процесса в системе высшего образования в рамках раздела 2.
Формы и виды контроля
Основными формами текущего контроля освоения содержания дисциплины «Современные
технологии преподавания в системе высшего образовании» являются ответы на вопросы семинарских,
практических занятий, заполнение таблиц, составление схем, решение педагогических задач,
защита методических разработок и др.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Современные технологии преподавания в системе
высшего образования» осуществляется в форме экзамена, который выставляется по результатам
освоения двух разделов и результатов защиты методической разработки.
Образовательные и информационно-коммуникационные технологии
В процессе освоения содержания дисциплины «Современные технологии преподавания в системе
высшего образования» используются следующие образовательные технологии: технологии работы
с информацией, организация групповой дифференциации, проблемный метод, анализ ситуаций,
защита методических разработок и др.
5
Стр.5