Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Градостроительство и архитектура Кемерова 1920 - 1930-х годов: идеи, теории, имена (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПопова Наталья Сергеевна
АвторыЕгорова Татьяна Юрьевна, КемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц168
ID733600
АннотацияМонография посвящена истории градостроительства и архитектуры города Кемерово первой трети ХХ века. В работе рассматриваются вопросы концептуализации идей градостроительства, подходы к проектированию городской среды, стилевые тенденции в архитектуре города Кемерово 1920–1930-х годов.
Кому рекомендованоПредназначена для специалистов в области культуры и искусства, преподавателей, аспирантов и студентов, работников государственных учреждений культуры и всех, кто интересуется данной проблематикой.
ISBN978-5-8154-0435-9
УДК711
ББК85.113(2)
Попова, Н. С. Градостроительство и архитектура Кемерова 1920 - 1930-х годов: идеи, теории, имена : монография / Т. Ю. Егорова; КемГИК; Н. С. Попова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 168 с. : ил. — Библиогр.: с. 121-150. — ISBN 978-5-8154-0435-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/733600 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Градостроительство_и_архитектура_Кемерова_1920_-_1930-х_годов_идеи,_теории,_имена_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» 100-летию г. Кемерово посвящается… Н. С. Попова, Т. Ю. Егорова ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА КЕМЕРОВА 1920–1930-Х ГОДОВ: ИДЕИ, ТЕОРИИ, ИМЕНА Монография Кемерово 2018 1
Стр.1
УДК 711 ББК 85.113(2) П58 Монография издана в рамках реализации гранта губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых – кандидатов наук 2014 г. в номинации «Гуманитарные науки». Научный редактор доктор культурологии, доцент О. Ю. Астахов Рецензенты: доктор искусствоведения, доцент Л. И. Нехвядович доктор искусствоведения, доцент А. Л. Усанова доктор культурологии, профессор Г. Н. Миненко Попова, Н. С., Егорова, Т. Ю. П58 Градостроительство и архитектура Кемерова 1920–1930-х годов: идеи, теории, имена [Текст]: монография / Н. С. Попова, Т. Ю. Егорова. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – 168 с. ISBN 978-5-8154-0435-9 Монография посвящена истории градостроительства и архитектуры города Кемерово первой трети ХХ века. В работе рассматриваются вопросы концептуализации идей градостроительства, подходы к проектированию городской среды, стилевые тенденции в архитектуре города Кемерово 1920–1930-х годов. Предназначена для специалистов в области культуры и искусства, преподавателей, аспирантов и студентов, работников государственных учреждений культуры и всех, кто интересуется данной проблематикой. УДК 711 ББК 85.113(2) ISBN 978-5-8154-0435-9 © Попова Н. С., Егорова Т. Ю., 2018 © Кемеровский государственный институт культуры, 2018 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Культурные и социальные изменения Западной Сибири, связанные индустриализацией региона в первой трети ХХ в., определили тенденции градостроительства и архитектуры на многие десятилетия вперед. Наряду с историческими городами Сибири, получившими свой новый облик в первые два десятилетия Советской власти, в Западной Сибири строятся города, чья судьба связана с решением актуальных вопросов промышленного развития нового государства. В этот период формируются новые региональные центры, закладывается база для дальнейшего экономического развития региона. В определении тенденций развития искусства и общественной жизни в целом исследуемый период времени является весьма неоднородным. Если 1920-е гг. – время надежд и предвкушения больших возможностей, поиск новой эстетики и развитие авангардных тенденций в искусстве, то 1930-е гг. ознаменованы усилением влияния органов управления на художественную культуру Советской России. Именно в 1920– 1930-е гг. определились основные черты художественной культуры страны: принципы руководства культурой, механизмы государственного заказа в области искусства. В этот период активно реализовывались идеи, связанные с формированием новых мировоззренческих установок, базирующихся на понимании значимости советского человека. На сегодняшний день проблемное поле истории архитектуры Западной Сибири исследовано фрагментарно, внимательного рассмотрения требуют вопросы определения аксиологического статуса архитектурных памятников данного периода. В начале XXI в. тенденциозность в эстетической оценке памятников архитектуры уступает место их более рациональному анализу. Развитие культуры постсоветского общества неизбежно требует обращения к рассмотрению процессов в искусстве и культуре советского периода, включения его в ценностно-эстетический диалог с современностью. Изучение идей градостроительства Западной Сибири имеет большое научно-познавательное и практическое значение. На примере городов Кузбасса, Алтая, Омской области можно проследить, насколько существенную трансформацию в реальных условиях получили глобальные градостроительные идеи в первой трети XX века, а именно идея города-сада. 3
Стр.3
Анализ влияния концепции на градостроительную практику, трансформации ортодоксального варианта концепции в городах Западной Сибири в период социальных и политических преобразований, обобщение градостроительного опыта, исследование сохраненных «отголосков» прошлого в Кемерове, Новокузнецке, Барнауле, Омске могут стать значимой базой для принятия проектных решений в формировании эстетически полноценной среды на основе преемственности развития города. В литературе, посвященной истории архитектуры Западной Сибири, данный период представлен достаточно скупо. Причиной малой степени изученности архитектуры и градостроительства в исследованиях краеведов и историков искусства является ряд факторов. Главной причиной является упомянутая выше неоднородность периода 1920–1930-х гг. и, следовательно, длительное формирование принципиальных подходов к изучению этого периода. Взгляд советских исследователей на историю архитектуры 1920–1930 гг. был обусловлен общими тенденциями в интерпретации истории искусств советского периода, когда нивелируются достижения досоветского периода, а архитектура авангардных направлений оценивается как антисоветская. Немаловажным фактором является большая временная дистанция от периода изучения. Таким образом, настоящее время представляется хорошей площадкой для анализа тенденций и более трезвого осмысления процессов, произошедших 90 лет назад. Различные аспекты культурного строительства в СССР, сибирского градостроительства и архитектуры 1920–1930 годов вызывают интерес отечественных и зарубежных исследователей. История и проблемы становления градостроительства как науки в XIX–XX вв. представлены в работах М. Г. Бархина [74], В. Э. Хазановой [358], А. Э. Гутнова и В. Л. Глазычева [143], Т. Ф. Саваренской [308; 309], З. Н. Яргиной [399], А. В. Иконникова [182], Л. Мамфорда [24] и др. Названные авторы рассматривают генезис и эволюционные процессы становления и развития градостроительной теории указанного периода, выявляют общие тенденции и закономерности городского строительства, дают характеристику деятельности отдельных архитекторов и градостроителей. Концепция города-сада была рождена как комплексная программа по реорганизации жилой среды человека в городе, и особый упор в ней делался на благоустройство и озеленение, т. е. эффективное использование возможностей природного окружения и раскрытие потенциала куль4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ