Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации и методическое
обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ
№ 6, 2021 год
Серия
«Содержание, организация и технологии социального обслуживания:
практика деятельности социальных служб»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Сборник материалов, подготовленных
Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением
«Городской информационно-методический центр «Семья»
Выпуск IV
Составители:
В.Б. Лапан, М.Б. Казакова
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364(470-25)
ББК 60.9
Научно-методические основы и инновационная практика социального обслуживания
семьи и детей в Санкт-Петербурге: сборник материалов, подготовленных
Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Городской
информационно-методический центр «Семья» / сост. В.Б. Лапан, М.Б. Казакова.
– Выпуск IV. // Профессиональная библиотека работника социальной службы.
– 2021. – № 6. – 256 с.
В г. Санкт-Петербурге сформировался уникальный опыт инновационной
и эффективной практики социального обслуживания семьи и детей, реализации
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах
социального обслуживания граждан Российской Федерации».
В цикле сборников материалов, подготовленных Санкт-Петербургским
государственным бюджетным учреждением «Городской информационно-методический
центр «Семья», представлены статьи и разработки концептуального,
методологического, научно-методического и технологического характера о
различных направлениях и аспектах социальной работы с семьей и детьми, деятельности
организаций, осуществляющих их социальное обслуживание.
В выпуск IV включены программы работы с семьями, имеющими в составе
лиц с ограниченными возможностями, статьи о применении правил активного
слушания и «Я-сообщений» в общении родителей со своими детьми,
песочной терапии в работе социального психолога, о работа психолога с семьей
ребенка, пережившего насилие, о профессии «медиатор» и ее перспективы
в разрешении семейных конфликтов, взаимодействии с семьей при организации
логопедической помощи детям с нарушениями развития в системе работы
отделения дневного пребывания, об опыте работы психолога по гармонизации
эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
коммуникативной компетентности как одном из факторов успешной
адаптации детей-сирот в приёмной семье, особенностях сопровождения замещающей
семьи, о формировании гражданской и семейной принадлежности
при подготовке к обучению в школе детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, некоторых подходах к решению проблемы подготовки к будущей
самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей и другие.
УДК 364(470-25)
ББК 60.9
© СПБ ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2021
© Авторы статей, 2021
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2021
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 6 (142), 2021 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент – А.М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
(Председатель Совета директоров Е.И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Беличева С.А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н.Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Панов А.М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л.В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В.А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е.И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е.Р., доктор социологических наук, профессор.
Объединенная редакция изданий
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна – ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2021
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
О ПОДПИСКЕ НА ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «СОЦИАЛЬНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ» НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2022 г. .......... 8
От редакции ................................................ 15
ПРОГРАММЫ. ТЕХНОЛОГИИ. СЛУЧАИ. ИЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СПЕЦИАЛИСТОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ /
ПОД РЕД. В. А. БАРАБОХИНОЙ. – СПБ.: СПБ ГБУ
«ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«СЕМЬЯ». – (СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЕЙ
И ДЕТЕЙ : НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК; ВЫП. 13).
ВВЕДЕНИЕ................................................ 17
ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
И ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Дровалева Л. Г., Карытка Е. А. Слагаемые успеха интегрированного
обучения детей-сирот ....................................... 18
ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ
В СОСТАВЕ ЛИЦ с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Абасова М. В., Захватова Ю. А., Розова С. Б. Общее образование для
людей с интеллектуальной недостаточностью .................. 45
Васильева Е. Н., Зубанова Ф. Г., Леонтьева С. С. Мотивация
инвалидов и детей-инвалидов с ментальными нарушениями ..... 50
Кудрявцева И. Е. Общая физическая подготовка с элементами
атлетической гимнастики для детей с задержкой психического
развития ................................................... 55
Степченко Л. Г. Шахматотерапия как метод реабилитации
детей-инвалидов ............................................ 59
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2021
4
Стр.5
Трофимова М. П. Социализация детей раннего возраста с особыми
возможностями здоровья в группах............................ 66
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Воробьева О. А. Применение правил активного слушания
и «Я-сообщений» в общении родителей со своими детьми ....... 73
РАБОТА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Барабохина В. А. Организация низкопороговой психологической
помощи гражданам, пострадавшим в результате теракта ......... 78
Кареглазова А. А. Профилактика угроз в Интернете . . . . . . . . . . . . . 88
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Бобарыкина Л. С. О песочной терапии в работе социального
психолога .................................................. 98
Панкратова А. В. Работа психолога с семьей ребенка,
пережившего насилие ...................................... 105
НАШИ АВТОРЫ .............................................
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ.
ОПЫТ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ /
ПОД РЕД. Ю. Ю. ИВАШКИНОЙ, О. В. КОСТЕЙЧУКА. – СПБ.:
СПБ ГБУ «ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР «СЕМЬЯ»
ВВЕДЕНИЕ............................................... 113
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ с СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Арбекова В. В. Профессия «медиатор» и ее перспективы
в разрешении семейных конфликтов ......................... 115
Барабохина В. А. Дефицитарность педагогической культуры
одинокого родительства .................................... 126
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2021
5
Стр.6
Букина Н. Н. Повышение функциональной
грамотности родителей ..................................... 143
Курагина Г. С. Теоретические аспекты изучения воспитательного
потенциала современной семьи.............................. 151
Шурыгина Д.Д. К постановке проблемы совершенствования
социальной поддержки современной семьи ................... 164
Глава 2. ОПЫТ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, РЕГИОНОВ РОССИИ
И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ .............................. 170
Аверкина О. Г., Лобынцева С. В. Замещающий родитель
как участник образовательных отношений .................... 170
Ахремцова А. В. Взаимодействие с семьей при организации
логопедической помощи детям с нарушениями развития
в системе работы отделения дневного пребывания ............. 178
Бешук Е. В. Опыт работы психолога по гармонизации
эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.................................... 185
Игнатьева Н. В., Максимова Н. В., Тимофеева Е. В.
Коммуникативная компетентность как один из факторов
успешной адаптации детей-сирот в приёмной семье............ 193
Карпушева Н. М. Особенности сопровождения замещающей
семьи: этапы, основные направления деятельности ............ 200
Марахина О. В. Песочная терапия как средство,
облегчающее психофизическую адаптацию подростков
к спортивным занятиям в секциях и специализациях
СПб ГБУ «СРЦН «ВПЦ «Дзержинец» ........................ 211
Потапова И. Ю. Формирование гражданской и семейной
принадлежности при подготовке к обучению в школе детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию.................... 220
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2021
6
Стр.7
Рыскина В. Л. Опыт работы с семьей подростка с использованием
видеотехнологии и элементов системного семейного
консультирования. На примере одного случая ................. 226
Сингизов Т. Р. Именные сертификаты
как элемент системы государственно-частного партнёрства
в сфере социального обслуживания в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре ................................. 241
О ЖУРНАЛАХ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» ....................... 250
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2021
7
Стр.8