ISBN 978-5-85158-757-3
В учебном пособии анализируется качество жизни как новая парадигма общественного развития. <...> Пособие подготовлено в рамках реализации АВЦП «Развитие потенциала высшей школы» по теме научно-исследовательской работы «Социальные
стандарты качества жизни: индексы и индикаторы в условиях кризиса». <...> 4
Методологические основы исследования
качества жизни населения
Проблемы, связанные с содержанием понятия «качество жизни»,
были поставлены учеными давно. <...> В России проблемам исследования уровня и качества жизни населения посвятил свои работы Д. П. Журавский, осуществивший дифференциацию населения страны в зависимости от условий жизни, степени
состоятельности. <...> Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни. <...> Общее благосостояние (неэкономическое)
понимается в данной концепции как совокупность материальных благ, определяющих степень удовлетворенности желаний человека. <...> Наряду с понятием общее благосостояние в теории присутствует
понятие индивидуальное благосостояние. <...> Элементы индивидуального
благосостояния, не имеющие денежной оценки, образуют качество жизни. <...> Индивидуальное благосостояние
это экономическое положение человека и качество его жизни. <...> Ученый рассматривал общее благосостояние государства в качестве критерия благосостояния личности, ставил вопрос о необходимости
создания равных возможностей для достижения индивидуального материального благополучия. <...> 7
Модель экономического человека
Капитал
Труд
Земля
ЧЕЛОВЕК
потребности
Экономическая
деятельность
Схема 1
материальное
благосостояние
здоровье
До 60-х гг. условия жизни общества, человека, социальной группы
рассматривались исключительно с экономической точки зрения, оценивались в таких понятиях, как «уровень жизни», «стандарт жизни». <...> Это было время начавшейся <...>
Методология_и_методика_оценки_качества_жизни.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
М. Б. Лига, И. А. Щеткина
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
ББК С 55.47я73
УДК 364.6 (075.3)
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
С. И. Григорьев, доктор социол. наук, профессор;
Л. Г. Гуслякова, доктор социол. наук, профессор
Лига М.Б., Щеткина И.А.
Методология и методика оценки качества жизни: учеб. пособие. –
2-е изд., доп. / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; М. Б. Лига, И. А. Щеткина. – Чита,
2011. – 138 с.
ISBN 978-5-85158-757-3
В учебном пособии анализируется качество жизни как новая парадигма общественного
развития. Рассматриваются методологические и методические основы
оценки качества жизни. Осуществляется анализ индикаторов и методик оценки
качества жизни. Предлагаются авторские методики оценки качества жизни.
Пособие адресовано студентам и магистрантам, обучающимся по направлениям
«Социология», «Социальная работа» и др., ученым, преподавателям,
специалистам по социальной работе.
Пособие подготовлено в рамках реализации АВЦП «Развитие потенциала
высшей школы» по теме научно-исследовательской работы «Социальные
стандарты качества жизни: индексы и индикаторы в условиях кризиса».
ББК С 55.47я73
УДК 364.6 (075.3)
ISBN 978-5-85158-757-3
© ЗабГГПУ, 2011
© Лига М. Б., Щеткина И. А., 2011
Стр.3
Содержание
Введение .....................................................4
Методологические основы исследования качества жизни населения......5
Уровень жизни населения ......................................27
Индикаторы качества жизни....................................37
Методики оценки качества жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Заключение .................................................112
Контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
Контрольные вопросы........................................116
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения ........117
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
3
Стр.4
Введение
Вступление человечества в новую цивилизацию, получившую название
«цивилизация качества жизни», изменило представления о движущих
силах развития общества, о роли и месте человека, о знаниях, которые стали
рассматриваться как важнейший стратегический ресурс будущего.
Человечество долгие века считало капиталом землю, деньги, золото,
производственные фонды, сырьевые и трудовые ресурсы. Становление
же информационной интеллектуальной экономики (А. И. Субетто) внесло
много нового и интересного в представления людей, ученых, политиков о
капитале. В конце XX – начале XXI вв. таким капиталом стали знания.
Знания как капитал отличаются от других видов богатства. Во-первых,
знания доступны всем. Во-вторых, знание как источник богатства неисчерпаемо,
не конечно, не потребляемо. В-третьих, знание избирательно,
оно зависит не только от условий, в которых живет личность, но и от ее
способностей, от того, как сама личность воспользуется ими. В-четвертых,
знание не отчуждается от человека. В-пятых, знание выступает как основа
производства новых знаний. Знания могут использоваться для производства
новых знаний будучи упорядоченной системой информации. Но в то
же время человек как производитель вкладывает свои знания в товары,
которые составляют стоимость произведенного продукта или оказанной
услуги. Новый товар или услуга, удовлетворяя потребности людей, способствуют
дальнейшему развитию знаний. Решающим фактором общественного
развития становится человек, его интеллектуальный капитал.
В этих условиях общество отказывается от модели «экономического
человека». Возникает модель нового человека – «человека знания».
Для того, чтобы сформировать такого человека, необходимо не только
удовлетворить его материальные потребности, но и потребности в самореализации,
самовыражении, что требует использования новых показателей
уровня развитости социальной системы, новых индикаторов оценки
включенности личности в общественные отношения, изучения качества
жизни как важнейшего показателя социально-экономического развития
государства. Обращение к вопросам оценки качества жизни необходимо
с целью изучения экономических возможностей стран, а также для анализа
перспектив развития человеческого капитала. Эта оценка важна и
для определения уровня развития социальной сферы, и для выявления
потенциальных возможностей страны и региона. Все это вызывает необходимость
научного исследования качества жизни населения, разработки
оптимальной системы его показателей, методик оценки.
4
Стр.5