Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 571623)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (290,00 руб.)

0   0
Первый авторХаидов Сергей Курбанович
АвторыСтепанова Наталья Анатольевна, Лещенко Светлана Геннадьевна
ИздательствоТульское производственное полиграфическое предприятие
Страниц418
ID463679
АннотацияВ учебнике раскрываются основные понятия психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, его место в системе научного знания, история развития и функционирования в системе социальной реабилитации. Описаны основные цели, задачи, функции, принципы, направления, структура психолого-педагогического сопровождения, при этом они изложены с учетом возрастных особенностей и дизонтогенеза. Изложены ведущие возрастно-дизонтологические различия в технологиях воспитания и психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Освещены основные вопросы специального педагогического воспитания в семье, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте. Учебник включает в себя 3 раздела. Первый раздел раскрывает организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии. Второй раздел посвящен стратегиям семейной педагогики и психологии в рамках комплексного сопровождения лиц с ОВЗ. Третий раздел содержит технологии сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Предназначено для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», специальных, дошкольных и школьных психологов, социальных педагогов и работников.
ISBN978-5-9907802-3-1
Хаидов, С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Степанова, С.Г. Лещенко; С.К. Хаидов .— Тула : Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016 .— 418 с. — ISBN 978-5-9907802-3-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/463679 (дата обращения: 16.10.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов, Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ Учебник Тула Тульское производственное полиграфическое предприятие 2016 ББК 88.8я73 Х15 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В. С. Агапов (РАНХ и ГС при Президенте РФ); доктор психологических наук, профессор Л. В. Темнова (МГУ им. <...> М. В. Ломоносова) Хаидов С. К., Степанова Н. А., Лещенко С. Г. Х15 Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии: Учебник для высших учебных заведений / С. К. Хаидов, Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко. <...> – 417 с. с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии» ISBN 978-5-9907802-3-1 В учебнике «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка раскрываются основные понятия психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, его место в системе научного знания, история развития и функционирования в системе социальной реабилитации. <...> Второй раздел посвящен стратегиям семейной педагогики и психологии в рамках комплексного сопровождения лиц с ОВЗ. <...> Понятие психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии. <...> Организация службы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей в КОУ. <...> Стратегии семейной педагогики и психологии в рамках комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. <...> Семейные реабилитационные стратегии для детей с ограниченными возможностями здоровья. <...> Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения. <...> Технологии сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. <...> Технология сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. <...> Решение названных проблем во многом ложится на будущих специалистов, чья деятельность подразумевает создание благоприятной <...>
Психолого-педагогическое_сопровождение_семьи_ребенка_с_ограниченными_возможностями_здоровья.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов, Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ Учебник Тула Тульское производственное полиграфическое предприятие 2016
Стр.1
ББК 88.8я73 Х15 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В. С. Агапов (РАНХ и ГС при Президенте РФ); доктор психологических наук, профессор Л. В. Темнова (МГУ им. М. В. Ломоносова) Хаидов С. К., Степанова Н. А., Лещенко С. Г. Х15 Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии: Учебник для высших учебных заведений / С. К. Хаидов, Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко. – Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. – 417 с. с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии» ISBN 978-5-9907802-3-1 В учебнике «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка раскрываются основные понятия психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, его место в системе научного знания, история развития и функционирования в системе социальной реабилитации. Описаны основные цели, задачи, функции, принципы, направления, структура психолого-педагогического сопровождения, при этом они изложены с учетом возрастных особенностей и дизонтогенеза. Изложены ведущие возрастно-дизонтологические различия в технологиях воспитания и психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Освещены основные вопросы специального педагогического воспитания в семье, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте. Учебник включает в себя 3 раздела. Первый раздел раскрывает организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии. Второй раздел посвящен стратегиям семейной педагогики и психологии в рамках комплексного сопровождения лиц с ОВЗ. Третий раздел содержит технологии сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Предназначено для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», специальных, дошкольных и школьных психологов, социальных педагогов и работников. ББК 88.8я73 ISBN 978-5-9907802-3-1 © С. К. Хаидов, Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко, 2016 2
Стр.2
Содержание Предисловие .............................................................................................5 Раздел 1. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии ...............................7 Тема 1. Понятие психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии...............................................................7 Тема 2. Основные положения психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе ...................................................................................................16 Тема 3. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи .................32 Тема 4. Организация службы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей в КОУ.............................38 Тема 5. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.................................................................50 Тема 6. Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии в процессе психолого-педагогического сопровождения.........................................................................................67 Тема 7. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения ....................................................................92 Тема 8. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья..........................................103 Раздел 2. Стратегии семейной педагогики и психологии в рамках комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.....................................119 Тема 1. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.........................................119 Тема 2. Семейные реабилитационные стратегии для детей с ограниченными возможностями здоровья..........................................143 Тема 3. Семейная специальная педагогика ...........................................155 Тема 4. Стратегия работы социальной службы в рамках комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.........168 3
Стр.3
Тема 5. Коррекционно-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в развитии ..............................................................................................178 Тема 6. Семейное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями .....................................................193 Тема 7. Задачи и содержание семейного воспитания детей с нарушениями слуха...................................................................205 Тема 8. Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения................223 Раздел 3. Технологии сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.................................................................255 Тема 1. Технологии сопровождения образовательного процесса средствами ПМПк..................................................................................255 Тема 2. Специфика технологий психолого-педагогического сопровождения специалистами образовательного учреждения ...........267 Тема 3. Технологии психолого-педагогической диагностики и консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.......................................................................325 Тема 4. Технологии психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья..................345 Тема 5 . Технология сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии...........................................................362 Тема 6. Технология социального сопровождения семей с детьми-инвалидами.............................................................................376 Литература ...........................................................................................388 Приложения .........................................................................................392 4
Стр.4
Предисловие На современном этапе развития общества, семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широчайшим диапазоном уникальных возможностей влиять на формирование и саморазвитие личности. Уверенность в себе, в своих возможностях и силах зарождаются в благоприятной атмосфере дома. Для ребенка, имеющего особенности в развитии, семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна осуществлять свое основное назначение – стать для него не только своеобразной развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей компенсацию недостатков здоровья. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учится восполнять свои врожденные недостатки, обретает возможность справиться с трудностями взросления иными путями. Однако, жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенок с особенностями развития, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с ОВЗ может быть помощь их родителям и другим членам семьи. Решение названных проблем во многом ложится на будущих специалистов, чья деятельность подразумевает создание благоприятной среды для развития и обучения детей 5
Стр.5
с ОВЗ, их комплексное сопровождение, включающее и психолого-педагогическое сопровождение семьи. Учебник имеет цель ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами организации и осуществления сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Содержание пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование (квалификация Магистр), а также может быть полезна студентам других направлений, слушателям курсов повышения квалификации или переподготовки, практикующим педагогам. Учебное пособие состоит из трёх разделов и приложения. В первом разделе раскрывается понятие психологопедагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии, освещаются основные положения психологопедагогического сопровождения обучающихся в учебновоспитательном процессе. Во втором разделе подробно рассматривается стратегия семейной педагогики и психологии в рамках комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В третьем разделе описаны технологии сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Вопросы и задания, предлагаемые после каждой темы, позволяют проверить усвоение материала, а общий список литературы при необходимости расширить и углубить свои знания по изучаемой направленности. 6
Стр.6
Раздел 1. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии Тема 1. Понятие психолого-педагогического сопровождения с нарушениями в развитии 1.1. Методы и идеология психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе 1.2. Концептуальные следствия психолого-педагогического сопровождения 1.3. Содержательные следствия психолого-педагогического сопровождения 1.4. Организационные следствия психолого-педагогического сопровождения 1.5. Функционально-ролевые следствия психологопедагогического сопровождения 1.1. Методы и идеология психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе Сопровождение – идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [26]. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий практики для выступает успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия. Объектом школьной психологической обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом – социально-психологические условия успешного обучения и развития. 7
Стр.7
Методы и идеология психолого-педагогического сопровождения: 1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза, опираясь на те его личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Находиться в логике его развития, а не искусственно задавать ему цели и задачи извне. Заниматься ни тем, что считают важным учителя или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, важнейший аксиологический принцип ППС – безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития. 2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Взрослый играет важную роль в становлении автономного и независимого внутреннего мира ребенка. Однако взрослый (в данном случае — психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь. 3. Создание в рамках объективно данной ребенку условий для социально-педагогической среды его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. 4. Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно педагогическими средствами, через 8
Стр.8
педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Скрытые формы воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребенка, его внутришкольные и внутрисемейные отношения. Педагог-соратник психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и основным ее реализатором. Психолог помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников [2]. 1.2. Концептуальные следствия психолого-педагогического сопровождения Сопровождение – процесс, целостная деятельность практического психолога образовательного учреждения, в рамках которой выделяют три обязательных взаимосвязанных компонента: 1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых дней нахождения ребенка в образовательном учреждении, бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для этого используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он также учитывает, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов. 9
Стр.9
развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе психодиагностики разрабатываются 2. Создание социально-психологических условий для данных индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями. 3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям продумывается система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы. В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения выделяются следующие конкретные формы и содержание работы: – школьная прикладная психодиагностика; – развивающая и психокоррекционная деятельность; – консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей; 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически