creativeconomy.ru
ISSN 1994-6929
Journal of Creative Economy
Главный
редактор:
Максимцев И. А.
Совет журнала:
Мельников О.Н.,
Багиев Г.Л.,
Дорошенко Ю.А.,
Клейнер Б.Г.,
Проценко О.Д.,
Агафонова В.В.,
Бережнов Г.В.,
Генкин Б.М.,
Гиза Ф.,
Горелов Н.А.,
Дагаев А.А.,
Зайцев А.В.,
Крафт Й.,
Купуев П.К.,
Мартынов Л.М.,
Новиков Д.Т.,
Степанова Т.Е.,
Шубаева В.Г.
Vol. 14, Num. 11, 2020
Том 14 ■ Номер 11 ■ Ноябрь 2020
2603 Медякова Е.М., Кислицкая Н.А.
Эффекты иллюзий в современной экономике
2617 Кариева Э.М.
Основные концептуальные подходы к
стратегическому управлению
экономической безопасностью страны
2635 Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Кузнецова С.В.
О стабильности неисполнения обещаний
государства и ожиданий его граждан,
генерирующей их обращение к альтернативным
институтам
2659 Кулькова И.А.
Влияние занятости лиц старшего возраста на
социальные и демографические процессы
2671 Доржиева В.В., Ильина С.А.
Интеграция механизма «Инвестиционный
лифт» в систему консолидированных программ
поддержки российских институтов развития
2693 Строев П.В., Морковкин Д.Е., Макар С.В.
Современные тенденции развития агломераций
2713 Иванов А.Л., Шустова И.С.
Кризис текущей мировой финансовой системы
и цифровые деньги как необходимый переход к
новой глобальной финансовой модели
2731 Корнейко О.В., Дроздов Ю.М., Латкин А.П.
К вопросу о параметрах, детерминирующих
инновационно-технологическое
развитие Китая
другие публикации
Стр.1
ISSN 1994-6929 (print),
ISSN 2409-4684 (online)
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 14 ■ № 11 ■ 2020
JOURNAL OF CREATIVE ECONOMY
Volume 14 ■ Issue 11 ■ 2020
Стр.2
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Aims&Scope
The Journal of Creative Economy is dedicated to studying the aspects of economic
creativity as a source for economic growth mechanisms and innovations developing.
The journal deals with institutional and macroeconomic issues such as knowledge
management, development of human and intellectual capital, innovational
development of the state and regions, formation of a national innovation system,
and also with various practical aspects, including leadership and innovation management.
Special attention is paid to the issues of creative and innovatively active
professionals training at the institutions of higher and vocational education. The
main content of the journal includes analytical reviews and the results of original
scientific studies.
IMPRINT:
PUBLISHER:
ISSN 1994-6929 (print)
ISSN 2409-4684 (online)
DOI 10.18334/ce
Frequency: Monthly
Circulation: 800 copies
Creative Economy Publishers, Russia
119049, Moscow, Krymsky val, 8
+7 495 648 62 41
www.creativeconomy.ru
info@creativeconomy.ru
MANAGING EDITOR:
Yuliya Leschenko
ce@creativeconomy.ru
For authors
Information for authors is available on www.creativeconomy.ru
— 2594 —
Стр.3
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Журнал КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА посвящен исследованиям аспектов проявления
творчества в экономике как источника инноваций и механизмов экономического
роста. В журнале рассматриваются как институциональные и
макроэкономические вопросы, такие как управление знаниями, формирование
человеческого и интеллектуального капитала, инновационное развитие государства
и регионов, формирование национальной инновационной системы,
так и различные практические аспекты, включая инновационный менеджмент
и лидерство. Особое внимание уделяется вопросам подготовки творческих и
инновационно-активных специалистов в рамках высшего и профессионального
образования.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
ИЗДАТЕЛЬ:
ISSN 1994-6929 (print)
ISSN 2409-4684 (online)
DOI 10.18334/ce
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС77-24216 от 25.04.2006
Выпускается 1 раз в месяц
Тираж 800 экз.
Формат 60 Ч 84/8 (165 Ч 235 мм)
Усл. печ. л. 12,44.
Подписано в печать 30.11.2020
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Лещенко Юлия Георгиевна
ce@creativeconomy.ru
ООО Издательство «Креативная экономика»,
Россия
119049, Москва, ул. Крымский вал, д. 8
+7 495 648 26 41
www.creativeconomy.ru
info@creativeconomy.ru
Подробные рекомендации для авторов доступны на сайте www.creativeconomy.ru
Адрес для отправки статей: ce@creativeconomy.ru
— 2595 —
Стр.4
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Editor-in-Chief
Igor MAKSIMTSEV — St. Petersburg State University of Economics, Rector, Doctor of Economics,
Professor, St. Petersburg, Russia
Co-editor
Oleg MELNIKOV — Bauman Moscow State Technical University, Doctor of Economics, Professor,
Moscow, Russia
Advisory board
Georgy BAGIEV — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor, St.
Petersburg, Russia
Yury DOROSHENKO — Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Doctor
of Economics, Professor, Belgorod, Russia
Boris KLEYNER — Central Institute of Economics and Mathematics, Doctor of Economics, Professor,
Moscow, Russia
Oleg PROTSENKO — Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Doctor of Economics, Professor, Moscow, Russia
Editorial board
Valentina AGAFONOVA — Samara State University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
Samara, Russia
Gennady BEREZHNOV — Astrakhan State Technical University, Doctor of Economics, Professor,
Astrakhan, Russia
Boris GENKIN — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
St. Petersburg, Russia
Frank GIZA — University of Applied Sciences, Doctor of Economics, Professor, Bremen, Germany
Nikolay GORELOV — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
St. Petersburg, Russia
Alexander DAGAEV — National Research University — Higher School of Economics, Candidate of
Technics, Moscow, Russia
Alexander ZAYTSEV — Moscow State University of Design and Technology, Candidate of
Economics, Moscow, Russia
Jirzhi KRAFT — Technical University, Doctor of Economics, Professor, Liberec, Czech Republic
Pirmat KUPUEV — Osh State University, Doctor of Economics, Professor, Osh, Kyrgystan
Livon MARTYNOV — Bauman Moscow State Technical University, Doctor of Economics, Professor,
Moscow, Russia
Dmitry NOVIKOV — Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
Moscow, Russia
Tatiana STEPANOVA — Kaliningrad state technical University, Chair of fisheries and agriculture
Economics, Institute of industrial Economics and management , Doctor of Economics, Professor,
Kaliningrad, Russia
Veronica SHUBAEVA — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics,
Professor, St. Petersburg, Russia
— 2596 —
Стр.5
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Главный редактор:
МАКСИМЦЕВ Игорь Анатольевич — Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического
университета, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Заместитель главного редактора:
МЕЛЬНИКОВ Олег Николаевич — Московский государственный технический университет
им. Н.Э. Баумана, профессор кафедры «Менеджмент», доктор экономических наук, профессор
(Москва, Россия)
Научный совет:
БАГИЕВ Георгий Леонидович — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
заведующий кафедрой маркетинга, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург,
Россия)
ДОРОШЕНКО Юрий Анатольевич — Белгородский государственный технологический университет
имени В.Г. Шухова, директор Института экономики и менеджмента, доктор экономических наук,
профессор (Белгород, Россия)
КЛЕЙНЕР Борис Георгиевич — Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) РАН,
доктор экономических наук, Член-корреспондент РАН (Москва, Россия)
ПРОЦЕНКО Олег Дмитриевич — Российская государственная академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации, директор Института менеджмента
и маркетинга, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)
Экспертный совет:
АГАФОНОВА Валентина Васильевна — Самарский государственный экономический университет,
доктор экономических наук, профессор (Самара, Россия)
БЕРЕЖНОВ Геннадий Викторович — Астраханский государственный технический университет,
доктор экономических наук, профессор (Астрахань, Россия)
ГЕНКИН Борис Михайлович — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
ГИЗА Франк — Университет прикладных наук, доктор экономики, доктор экономических наук,
профессор (Бремен, Германия)
ГОРЕЛОВ Николай Афанасьевич — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
ДАГАЕВ Александр Александрович — Национальный исследовательский университет — Высшая
школа экономики, кандидат технических наук, доцент (Москва, Россия)
ЗАЙЦЕВ Александр Владимирович — Московский государственный университет дизайна и технологии,
Ph.D., кандидат технических наук (Москва, Россия)
КРАФТ Йиржи — Проректор Технического университета в г. Либерец, доктор экономических наук,
профессор (Либерец, Чехия)
КУПУЕВ Пирмат Купуевич — Ошский государственный университет, член-корреспондент национальной
академии наук КР, заслуженный экономист КР, доктор экономических наук, профессор
(Ош, Киргизия)
МАРТЫНОВ Ливон Михайлович — Московский государственный технический университет им.
Н.Э. Баумана, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)
НОВИКОВ Дмитрий Тимофеевич — Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, профессор
кафедры, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)
СТЕПАНОВА Татьяна Евгеньевна — Калининградский государственный технический университет,
кафедра экономики рыбного и сельского хозяйства Института отраслевой экономики и управления,
доктор экономических наук, профессор (Калининград, Россия)
ШУБАЕВА Вероника Георгиевна — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
— 2597 —
Стр.6
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Table of Contents
Volume 14 ■ Issue 11 ■ November 2020
Medyakova E.M., Kislitskaya N.A.
Illusions effects in the modern economy ..................................................................................... 2603—2616
Karieva E.M.
Main conceptual approaches to strategic management
of the country's economic security ............................................................................................... 2617—2634
Kosmin A.D., Kosmina E.A., Kuznetsova S.V.
Kulkova I.A.
About stability of the state's unfulfilled promises and expectations
of the citizens, generating their appeal to alternative institutions ........................................ 2635—2658
Influence of the elderly employment on social
and demographic processes .......................................................................................................... 2659—2670
Dorzhieva V.V., Ilyina S.A.
Integration of the investment elevator mechanism into the system
of consolidated support programs for Russian development institutions ............................ 2671—2692
Stroev P.V., Morkovkin D.E., Makar S.V.
Current trends in the agglomerations development ................................................................ 2693—2712
Ivanov A.L., Shustova I.S.
The crisis of the current global financial system and digital money
as a necessary transition into the new global financial model ................................................ 2713—2730
Korneyko O.V., Drozdov Yu.M., Latkin A.P.
On the issue of parameters that determine the innovative
and technological development of China ................................................................................... 2731—2746
Marfina L.V., Shevko N.R., Khisamutdinova E.N.
Particularities of innovation processes
Popov E.V.
in the post-industrial economy: microeconomic approach ..................................................... 2747—2756
Razinkina I.V., Lazarev N.V.
Principles of applying new digital communication
technologies in society .................................................................................................................... 2773—2788
Sergeeva I.A., Taktarova S.V., Belousova D.V.
Development of corporate industrial entities in the context
of digitalization of the economy .................................................................................................. 2789—2802
Yashin S.N., Yashina N.I., Zakharova Yu.V., Oranova M.V.
Implementation of the open innovation concept in the regions
on the basis of platform approach ............................................................................................... 2803—2810
Aleksandrov G.A., Skvortsova G.G.
Transition to methods for assessing the investment attractiveness
of enterprises based on digitalization ......................................................................................... 2811—2822
Revunov S.V., Lubenskaya M.P., Shcherbina M.M., Nesvat M.S.
Debt load management at the mesoeconomic level: dynamics,
factors, optimization directions .................................................................................................... 2823—2836
Dontsova O.I., Abdikeev N.M.
Mechanisms for implementing measures to support domestic industry .............................. 2838—2854
— 2598 —
Innovative activity in the digital economy .................................................................................. 2757—2772
Стр.7
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Содержание
Том 14 ■ выпуск 11 ■ ноябрь 2020 г.
Медякова Е.М., Кислицкая Н.А.
Эффекты иллюзий в современной экономике ..................................................................... 2603—2616
Кариева Э.М.
Основные концептуальные подходы к стратегическому управлению
экономической безопасностью страны .................................................................................. 2617—2634
Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Кузнецова С.В.
Кулькова И.А.
О стабильности неисполнения обещаний государства и ожиданий его граждан,
генерирующей их обращение к альтернативным институтам ........................................ 2635—2658
Влияние занятости лиц старшего возраста на социальные
и демографические процессы ................................................................................................... 2659—2670
Доржиева В.В., Ильина С.А.
Интеграция механизма «Инвестиционный лифт» в систему консолидированных
программ поддержки российских институтов развития .................................................... 2671—2692
Строев П.В., Морковкин Д.Е., Макар С.В.
Современные тенденции развития агломераций ............................................................... 2693—2712
Иванов А.Л., Шустова И.С.
Кризис текущей мировой финансовой системы и цифровые деньги
как необходимый переход к новой глобальной финансовой модели .......................... 2713—2730
Корнейко О.В., Дроздов Ю.М., Латкин А.П.
К вопросу о параметрах, детерминирующих инновационно-технологическое
развитие Китая ............................................................................................................................... 2731—2746
Марфина Л.В., Шевко Н.Р., Хисамутдинова Э.Н.
Разинкина И.В., Лазарев Н.В.
Попов Е.В.
Особенности инновационных процессов в постиндустриальной экономике:
микроэкономический подход ................................................................................................... 2747—2756
Инновационная деятельность в условиях цифровой экономики ................................... 2757—2772
Принципы применения новых цифровых коммуникационных
технологий в обществе ................................................................................................................ 2773—2788
Сергеева И.А., Тактарова С.В., Белоусова Д.В.
Развитие корпоративных промышленных образований в условиях
цифровизации экономики ......................................................................................................... 2789—2802
Яшин С.Н., Яшина Н.И., Захарова Ю.В., Оранова М.В.
Реализация концепции открытых инноваций в регионах
на базе платформенного подхода ............................................................................................ 2803—2810
Александров Г.А., Скворцова Г.Г.
Переход к методам оценки инвестиционной привлекательности предприятий
на основе цифровизации ............................................................................................................ 2811—2822
Ревунов С.В., Лубенская М.П., Щербина М.М., Несват М.С.
Управление долговой нагрузкой на мезоэкономическом уровне:
динамика, факторы, направления оптимизации ................................................................ 2823—2836
Донцова О.И., Абдикеев Н.М.
Механизмы выполнения мер поддержки отечественной промышленности .............. 2837—2854
— 2599 —
Стр.8
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Drobkova O.S., Drogovoz P.A.
Kazakova M.V.
Application of the economic value added method assessment for the analysis
development of integrated structures in industry .............................................................. 2855—2874
Cultural and creative industries: concepts limits ................................................................. 2875—2898
Zhuparova A.S., Isataeva G.B., Nusyupaeva A.A.
Creative industries as centers of new organizational forms
of doing business ................................................................................................................. 2899—2908
Lazarev G.I., Andreev V.A., Shkrobot A.R.
A creative industry sector impact on innovative development
of the economy in Primorsky Krai ........................................................................................ 2909—2922
Drozdov I.N.
Success factors and criteria of small and medium-sized business ...................................... 2923—2934
Ustinova K A., Ivanov S.L.
On the issue of defining the concept of social entrepreneurship ........................................... 2959—2968
Risks of electric power industry enterprises in developing a strategy for switching
to renewable energy sources ........................................................................................................ 2977—2992
Structural equation modeling in evaluation of factors affecting
customer loyalty in banks ............................................................................................................... 2993—3010
New digital paradigm: specifics of cooperation with business partners
when implementing digital marketing tools in B2B .................................................................. 3011—3028
Influence of marketing environment factors on the management
of the company's product distribution participant ................................................................... 3029—3042
Analysis features of market images formedness and differentiation
in the rational preferences study .................................................................................................. 3043—3060
Systematization of terms that form the theoretical basis for quantitative assessment
of brand reputation in the network ............................................................................................. 3061—3074
Assessment of the distance learning in Russia in the implementation of higher
education programs in the situation of the spread of coronavirus infection (COVID-19) ..... 3075—3088
On the problems and prospects of digitalization of the higher school
educational environment ............................................................................................................... 3089—3104
Structural model of the process of developing and implementing effective
management decisions on the selection of R&D subjects ........................................................ 3117—3130
— 2600 —
On the issue of parameters that determine entrepreneurial activity .................................... 2935—2958
Kuznetsova S.V.
Bulgatova Yu.S., Tsyrenov D.D., Gerasimenko A.E.
Risk management from the standpoint of standardization .................................................... 2969—2976
Karipova I.A., Tishkov P.I.
Do Thi Quyen, Sayapina K.V.
Deryabina G.G., Trubnikova N.V.
Gertsik V.A.
Zakuskin S.V.
Kurbangalieva D.L.
Belikova E.V., Chernyavskaya E.Yu.
Sannikova T.D., Aksenova Zh.N.
Molokova E.L.
Theories of knowledge production in university research ....................................................... 3105—3116
Kiseleva M.A.
Стр.9
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Дробкова О.С., Дроговоз П.А.
Казакова М.В.
Применение метода оценки экономической добавленной стоимости для анализа
процессов развития интегрированных структур в промышленности ............................ 2855—2874
Культурные и креативные индустрии: границы понятий .................................................. 2875—2898
Жупарова А.С., Исатаева Г.Б., Нусюпаева А.А.
Креативные индустрии как центры новых организационных форм
ведения бизнеса ............................................................................................................................ 2899—2908
Лазарев Г.И., Андреев В.А., Шкробот А.Р.
Дроздов И.Н.
Влияние сектора креативной индустрии на инновационное развитие экономики
Приморского края ......................................................................................................................... 2909—2922
Факторы и критерии успешности предпринимателей малого и среднего бизнеса ...... 2923—2934
Устинова К.А., Иванов С.Л.
К вопросу о параметрах, детерминирующих предпринимательскую активность ..... 2935—2958
Кузнецова С.В.
К вопросу определения понятия «социальное предпринимательство» ....................... 2959—2968
Булгатова Ю.С., Цыренов Д.Д., Герасименко А.Е.
Управление рисками с позиций стандартизации ................................................................ 2969—2976
Карипова И.А., Тишков П.И.
Риски предприятий электроэнергетической отрасли в формировании
стратегии перехода на возобновляемые источники энергии .......................................... 2977—2992
До Тхи Куен, Саяпина К.В.
Использование моделирования структурными уравнениями для оценки факторов,
влияющих на лояльность клиентов в банках ......................................................................... 2993—3010
Дерябина Г.Г., Трубникова Н.В.
Герцик В.А.
Новая диджитал-парадигма: специфика работы с бизнес-партнерами
при внедрении диджитал-инструментов маркетинга в В2В ............................................. 3011—3028
Влияние факторов маркетинговой среды на управление деятельностью участника
распределения продукции предприятия ................................................................................ 3029—3042
Закускин С.В.
Особенности анализа сформированности и дифференциации рыночных образов
при исследовании рациональных предпочтений ................................................................ 3043—3060
Курбангалиева Д.Л.
Систематизация терминов, формирующих теоретическую базу количественной
оценки репутации бренда в Сети ............................................................................................. 3061—3074
Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю.
Санникова Т.Д., Аксенова Ж.Н.
Молокова Е.Л.
Оценка внедрения дистанционного обучения в России при реализации программ высшего
образования в ситуации распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) ... 3075—3088
К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной
среды высшей школы ................................................................................................................... 3089—3104
Теории производства знаний в исследованиях университетской научной деятельности ..... 3105—3116
Киселева М.А.
Структурная модель процесса разработки и реализации принятия
эффективных управленческих решений по выбору субъектов
научно-исследовательской деятельности .............................................................................. 3117—3130
— 2601 —
Стр.10