ISBN 5-8154-0069-6 Представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах», освещены вопросы организации процесса обучения, охарактеризованы музыкальные способности и приведены методы их развития, рассмотрены пути определения содержания музыкального произведения. <...> В последнее время проектирование охватывает все новые виды деятельности, в том числе и педагогическую. <...> В музыкальном образовании проблемой является воспитание молодого музыканта. <...> И здесь проблемой становится выявление замысла композитора для создания исполнительской интерпретации. <...> Чтобы прийти к данному результату, необходимо решить следующие задачи: – уметь определить наличие и степень развития музыкальных способностей; – знать основные методы развития музыкальных способностей; – уметь использовать общепедагогические методы обучения на индивидуальных уроках по специнструменту; – уметь определять содержание музыкального произведения и владеть методами работы над ним. <...> В ����ве���вии � ����в�ыми э��п�ми п��це��� �б�че�ия 1-й этап: восприятиеусвоение Рассказ Объяснение Психические процессы Приводит в состояние активности: представление, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания Приводит в состояние активности: формально-логическое мышление, умение аргументировать и защищать положение 7 Ок��ч��ие ��б�ицы Беседа Лекция (путем слушания, визуального наблюдения, конспектирования) Иллюстрация и демонстрация 2-й этап: усвоениевоспроизведение Воспроизведение Закрепление Диагностика и получение обратной связи 3-й этап: воспроизведение Вовлечение в активный мыслительный поиск, умение анализировать и обобщать Вовлечение в поток логического мышления Образное воссоздание формы, сущности явления, его структуры, связей Методы Проблемная и игровая ситуация, учебная дискуссия Упражнение, взаимообучение, опорный конспект, схемы <...>
Методика_обучения_игре_на_народных_музыкальных_инструментах._Общий_курс.pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Н. А. Мицкевич
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА НАРОДНЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Общий курс
Учебное пособие
Издание второе
Кемерово 2006
1
Стр.1
ББК 85.31я73
М70
Рецензенты:
доцент кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования
Омского государственного университета
Т. И. Чупахина;
преподаватель Томского государственного университета, лауреат
международных и всероссийских конкурсов исполнителей
А. В. Зимаков
Мицкевич Н. А.
М70 Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах.
Общий курс: учеб. пособие. – Изд. 2-е. – Кемерово: КемГУКИ, 2007. –
104 с.
ISBN 5-8154-0069-6
Представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Методика обучения
игре на народных музыкальных инструментах», освещены вопросы организации процесса
обучения, охарактеризованы музыкальные способности и приведены методы их развития,
рассмотрены пути определения содержания музыкального произведения.
Пособие может быть использовано студентами музыкальных факультетов вузов
культуры и искусств и преподавателями учебных заведений дополнительного образования
соответствующего профиля.
ББК 85.31я73
ISBN 5-8154-0069-6
© Мицкевич Н. А., 2007
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2007
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................... 3
РАЗДел 1. СИСТеМА ОРгАНИЗАцИИ УЧебНОгО ПРОцеССА
Глава 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Методика, ее цель и задачи. Педагогические технологии............................... 5
1.2. Понятие «метод»; классификация методов обучения...................................... 7
1.3. Метод как модель деятельности......................................................................... 10
Глава 2. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Научные концепции усвоения социального опыта.......................................... 12
2.2. Музыкально-образовательные системы............................................................ 16
Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
И ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОКА
3.1. Учебный план, учебная программа как документы, регламентирующие
деятельность учащегося............................................................................................. 23
3.2. Урок как целостная система, его структура...................................................... 25
РАЗДел 2. РАЗВИТИе МУЗыКАльНых СПОСОбНОСТей
Глава 4. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ КАК ОСНОВА
РАЗВИТИЯ ЕГО МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
4.1. Диагностика музыкальных способностей......................................................... 28
4.2. Воспитание личности учащегося-музыканта................................................... 31
Глава 5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ, РИТМ, ПАМЯТЬ И ИХ РАЗВИТИЕ
НА УРОКАХ СПЕЦИНСТРУМЕНТА
5.1. Музыкальный слух.............................................................................................. 36
102
Стр.102
5.2. Чувство музыкального ритма у учащегося и его воспитание......................... 42
5.3. Музыкальная память........................................................................................... 47
Глава 6. МУЗЫКАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА
И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ ОСНОВ
6.1. Развитие двигательно-моторных умений и навыков у учащихся................... 57
6.2. Музыкальное мышление как основа технического мастерства исполнителя..........................................................................................................................
65
РАЗДел 3. МеТОДы ОПРеДелеНИя СОДеРжАНИя И СМыСлА
МУЗыКАльНОгО ПРОИЗВеДеНИя В КлАССе СПецИНСТРУМеНТА
Глава 7. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
7.1. Комплексный анализ и создание интерпретации музыкального произведения........................................................................................................................
69
7.2. Алгоритм выявления замысла музыкального произведения........................... 76
Глава 8. РОЛЬ ФОРМЫ, СТИЛЯ И ЖАНРА В СОЗДАНИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
8.1. Взаимосвязь формы и содержания музыкального произведения................... 79
8.2. Стиль и жанр как совокупность характерных черт музыкального произвеедения.
Их роль в определении содержания музыкального произведения............ 82
Глава 9. ИНТОНАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИСПОЛНИТЕЛЯ
КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
9.1. Фактура музыкального произведения как одна из систем средств музыкальной
выразительности................................................................................................. 89
9.2. Особенности восприятия интонации в музыкальном искусстве.................... 92
Заключение.................................................................................................................. 98
Список литературы..................................................................................................... 99
103
Стр.103