Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум

Валерий Брюсов

0   0
Первый авторКузмин Михаил Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID7223
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Кузмин, М.А. Валерий Брюсов : Статья / М.А. Кузмин .— : [Б.и.], 1924 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7223 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Михаил Кузмин Валерий Брюсов Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Briusov/Briusov_5.html Путь Валерия Брюсова, который теперь, увы, обозрим до конца -- путь идеального поэта. <...> Даже в годы наиболее индивидуалистического уклона, самый этот противообщественный уклон Брюсов склонен был рассматривать как явление общественное. <...> Идеальный поэт, конечно, с точки зрения Брюсова, по своему понявшего Пушкинское определение поэта: На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. <...> Мы часто строим идеалы по своему подобию, исходя из прирожденных нам свойств, потому путь Брюсова как вообще "какого-то" поэта отчасти совпадает с его личным путем, Валерия Яковлевича Брюсова, но если бы встретилось несоответствие между предначертанной линией поведения и личным влечением, желанием, бессознательным капризом, я не сомневаюсь, что Брюсов второе всегда принес бы в жертву первому. <...> Для внимательно следившего за эволюциями литературы, как явления общественного (а именно так и представлял ее себе покойный поэт) все изменения Брюсова были "откликами на всякий звук". <...> А следил он зорко за малейшими колебаниями, иногда принимая даже секундную рябь (вроде Ренэ Гиля или Северянина) за действительное движение воздуха. <...> Выступив в глухую пору русской литературной жизни, когда натурализм после Достоевского и Толстого, переросших фантастически не только натурализм, но и всяческую литературу, впал в Чеховское уныние или раздробился в бытовое и областное эпигонство, -- Брюсов долгое время свой отклик давал в "воздухе пустом". <...> У него были соратники, но самосознание пионерства, и именно пионерства общественного, присуще было, может быть, одному только Брюсову. <...> В противоположность Бальмонту, исполнявшему просто переводные заказы чего придется, Брюсов работал над передачей на русский язык того, что считал в данный момент необходимым в целях стратегических и полемических. <...> Близость <...>
Валерий_Брюсов.pdf
Михаил Кузмин Валерий Брюсов Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Briusov/Briusov_5.html Путь Валерия Брюсова, который теперь, увы, обозрим до конца -- путь идеального поэта. Поэта, как выразителя известной области общественной жизни. Даже в годы наиболее индивидуалистического уклона, самый этот противообщественный уклон Брюсов склонен был рассматривать как явление общественное. Идеальный поэт, конечно, с точки зрения Брюсова, по своему понявшего Пушкинское определение поэта: На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Мы часто строим идеалы по своему подобию, исходя из прирожденных нам свойств, потому путь Брюсова как вообще "какого-то" поэта отчасти совпадает с его личным путем, Валерия Яковлевича Брюсова, но если бы встретилось несоответствие между предначертанной линией поведения и личным влечением, желанием, бессознательным капризом, я не сомневаюсь, что Брюсов второе всегда принес бы в жертву первому. Брюсов прошел много этапов, но менее всего можно в нем встретить неожиданностей. Для внимательно следившего за эволюциями литературы, как явления общественного (а именно так и представлял ее себе покойный поэт) все изменения Брюсова были "откликами на всякий звук". А следил он зорко за малейшими колебаниями, иногда принимая даже секундную рябь (вроде Ренэ Гиля или Северянина) за действительное движение воздуха. Выступив в глухую пору русской литературной жизни, когда натурализм после Достоевского и Толстого, переросших фантастически не только натурализм, но и всяческую литературу, впал в Чеховское уныние или раздробился в бытовое и областное эпигонство, -- Брюсов долгое время свой отклик давал в "воздухе пустом". У него были соратники, но самосознание пионерства, и именно пионерства общественного, присуще было, может быть, одному только Брюсову. Деятельность Брюсова всегда носила плановой характер. Легче всего проследить это на переводах. В противоположность Бальмонту, исполнявшему просто переводные заказы чего придется, Брюсов работал над передачей на русский язык того, что считал в данный момент необходимым в целях стратегических и полемических. Близость каждого отдельного автора не играла первенствующей роли. Потому кроме Верхарна, он берется за Верлена, д'Аннунцио, Метерлинка и французских лириков. Каков же путь идеального поэта по представлению Брюсова, путь, с которым отнюдь не бессознательно совпадает и его собственная дорога? Реакция против умирающего натурализма, индивидуализм, магия, символизм, европеизм, универсальность, создание школы преодоление символизма, акмеизм формальные искания, футуризм, возвращение к матерьялу, материализм, общественность, коммунизм, универсальность, создание школы Все эти стадии прошел и Брюсов, при чем точками более тесного соприкосновения этих путей являются те, которые основаны на сознательности и известном рационализме. Как бы ни была обидна эта схема (схематичность не мешала, Брюсову, а как бы вдохновляла его, как осознание себя главой из истории всемирной литературы), но Брюсов сохранял и сохранил до конца дней свое лицо. Путь поэта, конечно, прекрасен, но нужно что-то простое, человеческое, живое, чтобы вся эта постройка не оказалась одним чертежом. Нужен пафос, и он, конечно, был у Брюсова. Несознательно он оживлял путь предначертанный и стройный, как течение светил. Пафос этот был -- упоение, наивное и подлинное текущим моментом и положением которое в нем занимает поэт. Текущим моментом не личных переживаний, явлений природы и биографии, а
Стр.1