Михаил Кузмин
Валерий Брюсов
Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Briusov/Briusov_5.html
Путь Валерия Брюсова, который теперь, увы, обозрим до конца -- путь идеального поэта. Поэта,
как выразителя известной области общественной жизни. Даже в годы наиболее индивидуалистического
уклона, самый этот противообщественный уклон Брюсов склонен был рассматривать как явление
общественное. Идеальный поэт, конечно, с точки зрения Брюсова, по своему понявшего Пушкинское
определение поэта:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Мы часто строим идеалы по своему подобию, исходя из прирожденных нам свойств, потому путь
Брюсова как вообще "какого-то" поэта отчасти совпадает с его личным путем, Валерия Яковлевича
Брюсова, но если бы встретилось несоответствие между предначертанной линией поведения и личным
влечением, желанием, бессознательным капризом, я не сомневаюсь, что Брюсов второе всегда принес бы
в жертву первому. Брюсов прошел много этапов, но менее всего можно в нем встретить неожиданностей.
Для внимательно следившего за эволюциями литературы, как явления общественного (а именно так и
представлял ее себе покойный поэт) все изменения Брюсова были "откликами на всякий звук".
А следил он зорко за малейшими колебаниями, иногда принимая даже секундную рябь (вроде
Ренэ Гиля или Северянина) за действительное движение воздуха.
Выступив в глухую пору русской литературной жизни, когда натурализм после Достоевского и
Толстого, переросших фантастически не только натурализм, но и всяческую литературу, впал в
Чеховское уныние или раздробился в бытовое и областное эпигонство, -- Брюсов долгое время свой
отклик давал в "воздухе пустом". У него были соратники, но самосознание пионерства, и именно
пионерства общественного, присуще было, может быть, одному только Брюсову.
Деятельность Брюсова всегда носила плановой характер. Легче всего проследить это на
переводах. В противоположность Бальмонту, исполнявшему просто переводные заказы чего придется,
Брюсов работал над передачей на русский язык того, что считал в данный момент необходимым в целях
стратегических и полемических. Близость каждого отдельного автора не играла первенствующей роли.
Потому кроме Верхарна, он берется за Верлена, д'Аннунцио, Метерлинка и французских лириков.
Каков же путь идеального поэта по представлению Брюсова, путь, с которым отнюдь не
бессознательно совпадает и его собственная дорога?
Реакция против умирающего натурализма, индивидуализм, магия,
символизм, европеизм, универсальность, создание школы
преодоление символизма, акмеизм
формальные искания, футуризм,
возвращение к матерьялу,
материализм, общественность,
коммунизм, универсальность, создание школы
Все эти стадии прошел и Брюсов, при чем точками более тесного соприкосновения этих путей
являются те, которые основаны на сознательности и известном рационализме.
Как бы ни была обидна эта схема (схематичность не мешала, Брюсову, а как бы вдохновляла его,
как осознание себя главой из истории всемирной литературы), но Брюсов сохранял и сохранил до конца
дней свое лицо. Путь поэта, конечно, прекрасен, но нужно что-то простое, человеческое, живое, чтобы
вся эта постройка не оказалась одним чертежом. Нужен пафос, и он, конечно, был у Брюсова.
Несознательно он оживлял путь предначертанный и стройный, как течение светил.
Пафос этот был -- упоение, наивное и подлинное текущим моментом и положением которое в
нем занимает поэт. Текущим моментом не личных переживаний, явлений природы и биографии, а
Стр.1