Луначарский А. Верхарн // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 189--193.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-1891.htm
ВЕРХАРН Эмиль [Emile Verhaeren, 1855--1916] -- бельгийский поэт. В. писал на французском яз.
и поэтому был теснейшим образом связан с Францией и ее литературой, тем не менее особенности его
собственной страны наложили на его творчество чрезвычайно большой отпечаток. Можно сказать, что
поэтическое творчество Верхарна создавалось под этими двумя влияниями -- родных впечатлений и
настроений тогдашней интеллигенции Европы, в особенности Франции.
В. жил в эпоху расцвета символической поэзии. Крупнейшие мастера французского символизма -
- Верлен,Малармэ, Рембо и др. работали параллельно с ним. Все они более или менее продолжали еще
раньше зародившееся во Франции направление, сочетавшее в себе глубокое разочарование в жизни,
отсутствие общественных настроений с тем бо?льшим пристрастием к формальному совершенству
поэзии, к искусству ради искусства. Глубокая и сильная северная натура В. заставляла его чрезвычайно
бурно переживать то, что укладывалось в более умеренные рамки в стране исконной классики -Франции.
Первый период поэзии В. характеризуется его книгой "Les flamandes" [1883]. В. был еще очень
молод, полон радости жизни, тлетворное дыхание разложения буржуазии его времени и
господствовавшая политическая мода еще не коснулись его. Фламандская натура поэта радовалась
великим, сочным произведениям Рубенса, избытку воплощенной в них жизни, и вокруг себя, сквозь эту
призму, он видел прежде всего ликующую жизнь плоти, будто бы в особенности присущую Фламандии.
Но очень скоро сквозь картины старых живописцев В. стал прозревать подлинное лицо
действительности. Первым ответом на подавляющее впечатление огромной общественной неправды,
раскрывшейся перед ним, на пессимистическую философию, которая вторглась в его сознание, был
поворот к вере. Правда, его драма "Монастырь" и сборник стихотворений "Монахи" вряд ли можно даже
назвать религиозными. Скорей В. с предельной страстью протянул руку к аскетизму. Однако этот
аскетизм, стремление убежать от мира, уйти в себя, быть ближе к смерти, чем к жизни, носит черты
болезненного ранения всего существа В. Действительно за этим следуют его произведения, доставившие
ему уже огромную славу, произведения, в которых с неслыханной силой выражен законченный
пессимизм. Таковы: "Вечер", "Черный факел" и др. Всю природу воспринимает Верхарн как
погребальный крест, как Голгофу, как мир ужаса и смерти. В. приходит к кризису более потрясающему,
чем тот, на какой были способны его французские собратья. Он боится сойти с ума, он начинает думать о
самоубийстве. В его стихотворениях нет сублимации, претворяющей внутренние страдания в стройную
печальную песню, как у Бодлера, или в грустную, изящную, гибкую мелодию, как у Верлена. Его
стихотворения остаются галлюцинацией несчастного человека.
В. символически описывает перелом своих настроений в стихотворении "Встречи". Тут
отмечается появление какой-то светлой спасительной силы, которая вывела В. из темницы его скорби.
Надо однако сказать, что этот переворот совершился не сразу. Действительно, от своих символических
галлюцинаций поэт переходит к не менее страшным галлюцинациям действительности, к кошмарному
реализму. Верхарн жил во время массового разорения деревни в Бельгии, массового притока
обнищавших крестьян в городские центры. Как отражение этого социального явления и надо
рассматривать его сборники "Les campagnes hallucinêes" [1893] и "Les villages illusoires" [1894]. Умирание
деревни -- такова основная тема этих произведений. Разрушенные жилища, словно от пожарища,
мрачная запуганная вереница людей, идущих со своим скарбом неведомо куда, -- все это на фоне туч,
ветра и бескрайних, бесприютных полей. Верхарн становится реалистом, но не отказывается от
высокосимволической установки. Чувствуется, что для него это крушение деревни, это бегство
отчаявшихся людей -- в значительной мере есть отражение жизни большинства человечества.
Но куда же идут эти люди? Что такое этот блещущий электричеством, шумящий машинами,
переполненный народными толпами, переливающийся огнями и золотом город? Верхарн идет за своими
беглецами из деревни в город и описывает их в сборниках, поднимающихся еще ступенью выше: "Les
villes tentaculaires" [1895] и "Les forces tumultueuses" [1902]. Сначала В. обращается к городу только как к
спруту, к-рый втягивает в себя все живое. Для него это лишь центр разврата, подневольного труда,
торговли всем, вплоть до человеческой жизни. Но постепенно город начинает примирять с собою В.,
даже восхищать его. Ведь в нем идет огромное борение мысли и воли, в нем строится новый мир. Как
бронзовый памятник выливает В. образы банкира, трибуна, кузнеца, дает громовую картину народного
восстания, говорит о грозящих взрывах. И еще выше поднимается В. в следующий момент своей жизни.
Он пишет пророческую драму о победе социализма в своих "Зорях". В книгах -- "La multiple
splendeur" [1906] и "Les rythmes souverains" [1910] он совершенно освобождается от своего пессимизма.
Он с блистательной радостью воспевает великие силы человечества, их постепенное развитие в
Стр.1