Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Охонины брови

0   0
Первый авторМамин-Сибиряк Дмитрий
Издательство[Б.и.]
Страниц48
ID7884
Кому рекомендованоПовести и рассказы разных лет
Мамин-Сибиряк, Д. Охонины брови : Повесть / Д. Мамин-Сибиряк .— : [Б.и.], 1892 .— 48 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/7884 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

-- Имею большую причину от игумена Моисея, -- жаловался дьячок Арефа товарищам по несчастью. <...> -- Как крестьяне подступили к монастырю, игумен спрятался у себя в келье... <...> -- Жив смерти боится, -- угнетенно соглашался Арефа и тяжко вздыхал. <...> Статочное ли это дело про Дивью обитель такие словеса изрыгать? <...> -- Немощь у меня к зелену вину, -- объяснял дьячок, -- а соблазн везде... <...> Своя монастырская братия стомаха ради и частых недуг вкушает, а потом поп Мирон в Служней слободе, казаки из слобод, воинские люди... <...> Он и на попов не очень-то глядит, чуть што, сейчас отправит на конюшенный двор, а там разговоры короткие. <...> Раньше игумен Моисей в Тобольске происходил служение, белым попом был. <...> На великой реке Оби остяков крестил, монастырь поставил, а потом к нам попал, да под духовные штаты и угодил. <...> Процветал наш Прокопьевский монастырь, кабы не новые духовные штаты: все ограничили сразу -- и землю, и крестьян, и всякое прочее угодье. <...> Кабы не воевода Полуехт Степаныч, так тряхнули бы вашим монастырем. <...> Дьячок Арефа и слепец Брехун вели между собой долгие разговоры, причем первый рассказывал больше про свой монастырь, а Брехун вспоминал свои скитанья по Зауралью и Оренбургской степи. <...> А все домой тянет: не могу без Служней слободы жить. <...> -- Тянет меня и сейчас: хоть бы одним глазком поглядел, што делается там... <...> Не можно было ущититься, а спасал все он же, преподобный Прокопий. <...> Восьмого иулия монастырь празднует, и торжок бывает в нашей слободе, так и называется -- прокопьевский торжок. <...> В этих беседах не принимали участия только башкир Аблай и казак Белоус. <...> -- Ох, горе душам нашим! -- вздыхал Арефа, съеживался и шептал молитву. <...> Воевода Полуехт Степаныч тешит свою душеньку, а катом* у него башкир Кильмяк -- такая собака, што не приведи бог во сне увидать... <...> Тоже с Баламутских заводов сам Гарусов наезжал: у него с Полуехтом-то Степанычем рука руку моет. <...> .. Батюшки-светы, преподобный Прокопий! -- молился вслух Арефа, прислушиваясь к заплечной работе. <...> Молчал <...>
Охонины_брови.pdf
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Охонины брови Повесть ------------------------------------------------------------------------------Мамин-Сибиряк Д.Н. Повести; Рассказы, Очерки. М.: Моск. рабочий, 1983. OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 24 июля 2003 года ------------------------------------------------------------------------------Часть первая I В нижней клети усторожской судной избы сидели вместе башкир-переметчик Аблай, слепец Брехун, беломестный казак Тимошка Белоус и дьячок из Служней слободы Прокопьевского монастыря Арефа. Попали они вместе благодаря большому судному делу, которое вершилось сейчас в Усторожье воеводой Полуектом Степанычем Чушкиным. А дело было не маленькое. Бунтовали крестьяне громадной монастырской вотчины. Узники прикованы были на один железный прут. Так их водили и на допрос к воеводе. -- Имею большую причину от игумена Моисея, -- жаловался дьячок Арефа товарищам по несчастью. -- Нещадно он бил меня шелепами*... А еще измором морил на всякой своей монастырской работе. Яко лев рыкающий, забрался в нашу святую обитель... Новшества везде завел, с огнепальною яростию работы египетские вменил... Лютует над своею монастырскою братией и над крестьянами. ______________ *Шелепы -- мешки с песком. (Прим. Д.Н.Мамина-Сибиряка.) -- И долютовал, -- отвечал слепец Брехун. -- Как крестьяне подступили к монастырю, игумен спрятался у себя в келье... Не поглянулось, как с вилами да с дрекольем наступали, а быть бы бычку на веревочке. --Жив смерти боится, -- угнетенно соглашался Арефа и тяжко вздыхал. -- А тебя-то он за што изживал? -- Немощь у меня, Брехун. -- Насчет Дивьей обители, што ли? -- ядовито спрашивал Брехун. -- Может, дьячиха нажалилась отцу игумену... -- Тоже и сказал человек! Статочное ли это дело про Дивью обитель такие словеса изрыгать? Слепец Брехун любил подтрунить над дьячком: надо же было как-нибудь коротать долгое тюремное время. -- Немощь у меня к зелену вину, -- объяснял дьячок, -- а соблазн везде... Своя монастырская братия стомаха ради и частых недуг вкушает, а потом поп Мирон в Служней слободе, казаки из слобод, воинские люди... Ох, великое искушение, ежели человек слабеет!.. Ну, игумен Моисей и истязал меня многажды... -- И шелепами, и плетями, и батожьем? -- Всячески... Он и на попов не очень-то глядит, чуть што, сейчас отправит на конюшенный двор, а там разговоры короткие. Раньше игумен Моисей в Тобольске происходил служение, белым попом был. Ну, а разъярится, так необыкновенную скорость на руку оказывал... Так и попадью свою уходил: за обедом костью говяжьей ее зашиб, как сказывают. Вот после этого он и принял на себя иноческий чин... На великой реке Оби остяков крестил, монастырь поставил, а потом к нам попал, да под духовные штаты и угодил. Вотчина монастырская огромадная: близко ста тыщ десятин земли, на них девять деревень, да
Стр.1