Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Письмо А. А. Шаховского А. С. Шишкову

0   0
Первый авторШаховской Александр Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID10155
Аннотация"О запрещении оперы-водевиля ""Казак-стихотворец"""
Кому рекомендованоПисьма
Шаховской, А.А. Письмо А. А. Шаховского А. С. Шишкову : Переписка / А.А. Шаховской .— : [Б.и.], 1812 .— 5 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/10155 (дата обращения: 19.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О ЗАПРЕЩЕНИИ ОПЕРЫ-ВОДЕВИЛЯ "КАЗАК-СТИХОТВОРЕЦ": ПИСЬМО А. А. <...> ШИШКОВУ ДМИТРИЙ ИВАНОВ Оригинал здесь -- http://www.ruthenia.ru/document/543693.html Сценическая история оперы-водевиля князя Шаховского "Казак-стихотворец" всегда описывалась исследователями в совершенно радужных тонах1, на что были вполне веские основания. <...> Тем более неожиданным кажется обнаруженное нами в архиве Санкт-Петербургского филиала архива РАН письмо Шаховского к Шишкову, в котором речь идет о негласном запрещении весной 1812 г. публичного представления оперы-водевиля. <...> Эту ситуацию можно было бы назвать исключительной, если бы мы располагали описаниями цензурных перипетий других пьес драматурга5. <...> Однако до сих пор неизвестно, имел ли Шаховской какиелибо конфликты с цензорами, получал ли выговоры, приходилось ли ему снимать со сцены уже идущие пьесы. <...> На первый взгляд, может даже сложиться впечатление, будто бы драматург вообще не сталкивался с подобными проблемами за свою 40-летнюю авторскую карьеру: в сохранившихся цензурированных рукописях его пьес (режиссерских и суфлерских) практически нет цензорских исправлений6. <...> Однако история с временным запрещением такой донельзя верноподданнической пьесы, как "Казак-стихотворец", требует заново поставить вопросы о характере и контексте самой оперы-водевиля, а также о реальных механизмах функционирования театральной цензуры в России при Александре I7. <...> Нижеприводимый текст письма даем с полным сохранением авторской пунктуации и в орфографии, максимально приближенной к оригиналу8. <...> Быв уверен в благорасположении вашего Превосходительства ко мне, я беру смелость занять вам несколько минут прочтением сего письма: вот в чем дело: Я написал оперу Козак Стихотворец9; об которой я имел честь вам говорить: ее играли у Александра Львовича10 Государыня Императрица услышала что она и воспитанники представлявшие ее; сделали большое удовольствие11, пожелала <...>
Письмо_А._А._Шаховского_А._С._Шишкову.pdf
О ЗАПРЕЩЕНИИ ОПЕРЫ-ВОДЕВИЛЯ "КАЗАК-СТИХОТВОРЕЦ": ПИСЬМО А. А.ШАХОВСКОГО А. С.ШИШКОВУ ДМИТРИЙ ИВАНОВ Оригинал здесь -- http://www.ruthenia.ru/document/543693.html Сценическая история оперы-водевиля князя Шаховского "Казак-стихотворец" всегда описывалась исследователями в совершенно радужных тонах1, на что были вполне веские основания. Хвалебные рецензии на пьесу2, трехкратное переиздание еще при жизни автора3, восторженные воспоминания современников и, наконец, количество представлений, которые она выдержала, говорят об огромном и неизменном успехе "Казака-стихотворца" у публики4. Тем более неожиданным кажется обнаруженное нами в архиве Санкт-Петербургского филиала архива РАН письмо Шаховского к Шишкову, в котором речь идет о негласном запрещении весной 1812 г. публичного представления оперы-водевиля. Эту ситуацию можно было бы назвать исключительной, если бы мы располагали описаниями цензурных перипетий других пьес драматурга5. Однако до сих пор неизвестно, имел ли Шаховской какиелибо конфликты с цензорами, получал ли выговоры, приходилось ли ему снимать со сцены уже идущие пьесы. На первый взгляд, может даже сложиться впечатление, будто бы драматург вообще не сталкивался с подобными проблемами за свою 40-летнюю авторскую карьеру: в сохранившихся цензурированных рукописях его пьес (режиссерских и суфлерских) практически нет цензорских исправлений6. Однако история с временным запрещением такой донельзя верноподданнической пьесы, как "Казак-стихотворец", требует заново поставить вопросы о характере и контексте самой оперы-водевиля, а также о реальных механизмах функционирования театральной цензуры в России при Александре I7. Нижеприводимый текст письма даем с полным сохранением авторской пунктуации и в орфографии, максимально приближенной к оригиналу8. Милостивый Государь! Александр Семенович. Быв уверен в благорасположении вашего Превосходительства ко мне, я беру смелость занять вам несколько минут прочтением сего письма: вот в чем дело: Я написал оперу Козак Стихотворец9; об которой я имел честь вам говорить: ее играли у Александра Львовича10 Государыня Императрица услышала что она и воспитанники представлявшие ее; сделали большое удовольствие11, пожелала ее видеть и она была представлена во дворце12; но Сергей Кузьмич13 остановил представление ее в Публике14, не запрещая однако совсем: ибо по его же словам в ней нет ничего противнаго по нравственности, и правилам Цензуры, <нрзб> проклятое имя Мазепы упомянутое в опере все начудесило15; хотя опера писана еще в прошлом годе; но у страха глаза велики и он видит часто то чего и нет16. Не авторское самолюбие терзает меня; но честь и доброе мое и доброе мое имя подвергается злословию, принуждают меня прибегнуть к вам. Вы сами всегда умели хранить честь и доброе имя, и знаете сколь они должны быть безценны каждому. Вам известно что я имею неприятелей, хотя божусь сам никому не <нрзб> причинил: но быв всегда в войне с самолюбием и глупостью пожнал не <мало> врагов и опасных17: Ети не преминули чуть воспользоваться запрещением моей пиесы распустить слухи что она наполнена, развратными мыслями <а как>.... что злоба вымышляет то леность слушает, а глупость разглашает. То и найдутся люди которые прибавя к слышанному словца два и разкрасят чужой разсказ своею выдумкою: пожалуйте меня в злодеи губители18 и бог знает во что: Вы меня знаете19; и не погрешая против совести своей можете защитить меня против клеветы. Александр Львович послал пиесу к Александру Дмитриевичу Балашову20. Возьмите ее у него извольте прочесть и ежели вы хоть я уверен не найдете ее противной чистой нравственности ежели можно способствуйте к предупреждению злословия. Приблизя вас к престолу Царскому бог пролил надежду в души всех честных людей21; и я с той поры не смотря на все горести ежеминутно переживаемые мною гораздо покойней в [душе] деле моей. Я не напоминаю Вашему Превосходительству о моем Суссанине22. Вы тем <явите> отечественные добродетели, что не забудете Рускаго Крестьянина23. Вы удостоили не раз заниматься
Стр.1