Э. В. Бурцева, О. А. Чепак
НАУЧНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Э. В. Бурцева, О. А. Чепак
НАУЧНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям
подготовки кадров высшей квалификации
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2020
Стр.2
УДК 811.11(075.8)
ББК 81.43.21Я73
Б917
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Дора Гончиковна Матвеева,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры иностранных языков БГУ
Людмила Бадмаевна Ябжанова,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры «Иностранные языки
в профессиональной коммуникации» ВСГУТУ
Текст издается в авторской редакции
Бурцева Э. В.
Б 917 Научный английский / Э. В. Бурцева, О. А. Чепак. —
Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2020. — 110 с.
ISBN 978-5-9793-1448-8
Настоящее учебное издание предназначено для освоения дисциплин, связанных
с изучением иностранного языка в рамках образовательных программ
по направлениям подготовки аспирантуры, очной и заочной форм обучения.
Учебное издание подготовлено в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов на уровне подготовки кадров
высшей квалификации. Содержание пособия предусматривает изучение иностранного
языка общенаучной направленности, и может быть использовано
для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся.
УДК 811.11(075.8)
ББК 81.43.21 Я 73
ISBN 978-5-9793-1448-8
© Э. В. Бурцева, О. А. Чепак, 2020
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2020
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой электронное
учебное пособие для дисциплин, связанных с изучением иностранного
языка, в рамках реализации образовательных программ по
направлениям подготовки аспирантуры, очной и заочной форм обучения.
Учебное издание подготовлено в соответствии с требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов
высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации.
Дисциплины,
связанные с изучением иностранного языка, относятся
к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре
образовательных программ аспирантуры.
Изучение иностранного языка в аспирантуре направлено на
формирование универсальных компетенций, определяющих готовность
использовать современные методы и технологии научной
коммуникации на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен:
Знать:
лексические единицы академической и профессиональной
сферы;
основные грамматические явления, характерные для научной
речи;
особенности научного стиля речи;
виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы,
научные сообщения;
правила коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного
научного общения;
требования к оформлению научных трудов, принятые в международной
практике.
Уметь:
осуществлять устную коммуникацию в монологической и
диалогической форме в рамках научной специализации;
3
Стр.4
читать с общим и полным охватом содержания оригинальную
научную литературу соответствующей отрасли знаний на иностранном
языке;
оформлять извлеченную из научных иностранных источников
информацию в виде перевода, реферата, аннотации;
использовать этикетные формы научно — профессионального
общения;
четко и ясно излагать свою точку зрения по научной проблеме
на иностранном языке;
понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к выработке
общей позиции в условиях различия научных взглядов и
убеждений;
Владеть:
навыками обсуждения изученной темы, задавая и отвечая на
вопросы;
навыками создания простого текста по знакомым или интересующим
научным темам, адаптируя его для целевой аудитории;
навыками перевода оригинальных источников в соответствующей
профессиональной отрасли; навыками устной коммуникации
в рамках общения на темы научного и профессионального общения;
владеть навыками публичной речи (устное сообщение, доклад);
основными приемами аннотирования, реферирования литературы
по научной специальности;
основными формулами этикета при ведении диалога, научной
дискуссии, при построении сообщения и т. д.
основными методами и технологиями научной коммуникации
на иностранном языке.
Основной задачей настоящего учебного пособия является формирование
обозначенной компетенции в ходе изучения тем общенаучной
направленности. Для этого в разделах пособия предусмотрено
совершенствование навыков и развитие умений говорения на
основе базовых текстов, которые является моделью для построения
высказываний по теме. Работу с текстом предваряет набор вопросов,
предполагающих антиципацию содержания обучения по теме
раздела. Далее организовано ознакомление с тематическим словарем.
Его отработка продолжается с помощью языковых послетекстовых
упражнений и далее, в речевых упражнениях.
4
Стр.5
Работа с базовыми и дополнительными текстами направлена на
развитие умений чтения с полным охватом содержания, логически и
последовательно высказываться на основе прочитанного в рамках
усвоенного языкового материала, с выражением собственного отношения
к предмету высказывания.
Обучение говорению реализуется на основе речевых ситуаций, в
ходе решения познавательных и ценностно-ориентационных коммуникативных
задач. Речевые упражнения стимулируют речевые
действия обучающихся и ведут их к выражению своей мысли на
уровнях развернутого подготовленного и неподготовленного монологического
высказывания.
Пособие состоит из пяти разделов. Первый раздел посвящен изучению
темы «Наука», во втором разделе рассматриваются типы и
методы исследования, третий раздел посвящен описанию собственного
исследования, четвертая часть пособия раскрывает особенности
организации и проведения научной конференции, пятый раздел
знакомит с работой с научной статьей. Пособие содержит раздел с
набором научных текстов для совершенствования навыков реферирования.
Для
развития умений говорения в рамках научной тематики в
пособии используется материал существующих учебных изданий и
иноязычных сайтов, перечень которых представлен в списке литературы.
Вместе с тем, для отобранных текстов разработаны авторские
коммуникативные упражнения, стимулирующие речевые высказывания
обучающихся.
5
Стр.6