Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

История отечественной литературы. Век XIX (220,00 руб.)

0   0
АвторыЛаркович Дмитрий Владимирович, Усанова Ирина Алексеевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц183
ID708256
АннотацияИздание содержит методические указания по изучению курса, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы студентов, в том числе планы семинарских занятий, задания к коллоквиумам, аудиторным и домашним контрольным работам, мини-зачётам, фонд оценочных средств. Пособие ориентировано на практическую сферу будущей профессиональной деятельности обучающихся и предусматривает такие интерактивные виды проведения учебных занятий, как деловая игра, ролевая игра, «дискуссионная площадка», пресс-конференция, семинар-исследование, аналитическая лаборатория и др.
ISBN978-5-93190-381-1
История отечественной литературы. Век XIX : учеб.-метод. пособие. Направление подгот. 42.03.02 Журналистика, направленность Корреспондент СМИ, уровень бакалавриата / Д. В. Ларкович, И. А. Усанова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2019 .— 183 с. — ISBN 978-5-93190-381-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/708256 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_отечественной_литературы._Век_XIX.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
История_отечественной_литературы._Век_XIX.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Д. В. Ларкович, И. А. Усанова ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВЕК XIX УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 42.03.02 Журналистика Направленность Корреспондент СМИ Уровень бакалавриата 2-е издание, исправленное и дополненное Сургут, 2019 1
Стр.1
УДК 821.161.1.09"18"(075.8) ББК 83.3(2=411.2)52я81 Л 25 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Рецензенты: Олешко В. Ф., доктор философских наук, профессор ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Кукуева Г. В., доктор филологических наук, доцент Л 25 Ларкович, Д. В. История отечественной литературы. Век XIX : учеб.-метод. посоБУ «Сургутский государственный педагогический университет» бие. Направление подгот. 42.03.02 Журналистика, направленность Корреспондент СМИ, уровень бакалавриата / Д. В. Ларкович, И. А. Усанова ; Департамент образования и молодёж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – 2 изд., испр. и доп. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – 182, [1] с. ISBN 978-5-93190-381-1 Учебно-методическое пособие выполнено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (№ 524 от 08.06.2017) и профессионального стандарта «Корреспондент средств массовой информации» (№ 339н от 21.05.2014). Издание содержит методические указания по изучению курса, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы студентов, в том числе планы семинарских занятий, задания к коллоквиумам, аудиторным и домашним контрольным работам, мини-зачётам, фонд оценочных средств. Пособие ориентировано на практическую сферу будущей профессиональной деятельности обучающихся и предусматривает такие интерактивные виды проведения учебных занятий, как деловая игра, ролевая игра, «дискуссионная площадка», пресс-конференция, семинар-исследование, аналитическая лаборатория и др. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика, слушателей курсов повышения квалификации, педагогов дополнительного образования, преподавателей высшей школы. УДК 821.161.1.09"18"(075.8) ББК 83.3(2=411.2)52я81 ISBN 978-5-93190-381-1 2 © Ларкович Д. В., Усанова И. А., 2019 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ «История отечественной литературы» – один из важнейших курсов профессиональной подготовки студентов направления подготовки 42.03.02 Журналистика как по объему входящего в него фактического материала, так и по своему колоссальному этическому и эстетическому потенциалу. В произведениях русских писателей ХІХ века нашли глубокое отражение сложнейшие интеллектуальные и моральные искания, свойственные передовой части русского общества. Тем самым отечественная литература, сохраняя огромное познавательное значение, способствовала идейно-нравственному и эстетическому воспитанию читателей как в ХІХ веке, так и в наше время. Высокоидейные, художественно совершенные произведения классиков русской литературы продолжают жить в сознании все новых и новых поколений, помогая бороться с проповедью антигуманистических идей, с бездуховностью, с потребительским отношением к жизни. Русская литературная классика содействовала и содействует пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного неприятия зла, честности, совестливости, порядочности. Именно поэтому так велика роль литературы в воспитании высоких общественных и моральных качеств людей, в повышении духовного и культурного потенциала современного общества. Особенно это важно, когда речь заходит о будущих специалистах в области средств массовой информации, которым и адресуется настоящее пособие. В соответствии с примерной ООП направления подготовки 42.03.02 Журналистика, курс «История отечественной литературы» входит в часть блока дисциплин. Его изучение целесообразно осуществлять после изучения курса «Основы теории литературы». Реализация заявленных задач курса закладывает прочную основу и создает предпосылки для успешного освоения целого комплекса 3
Стр.3
дисциплин филологической направленности («История зарубежной литературы», «История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики», «Культурология» и др.), а также в процессе прохождения производственной практики и последующей профессиональной деятельности. Цель: научить обучающихся интерпретировать и анализировать художественные произведения в контексте культуры и социально-исторического опыта и использовать историко-литературные сведения в профессиональной деятельности. Задачи: 1) сформировать представление о проблемах периодизации истории развития русской литературы, систему историко-литературных представлений о закономерностях развития литературы; 2) выявить закономерности развития русской литературы на основе анализа творчества крупнейших художников слова; 3) сформировать систему историко-литературных представлений о трансформации жанров и тем в прозе, поэзии и драматургии; 4) научить использовать историко-литературные сведения в профессиональной деятельности. Актуальность курса «История отечественной литературы» определяется требованиями, предъявляемыми к будущему журналисту как интеллектуально и духовно развитой, творческой личности, транслирующей традиционные ценности русской культуры посредством создания гуманистически ориентированного журналистского контента. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика и профессионального стандарта «Корреспондент средств массовой информации» процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и(или) медиапродуктов, и(или) коммуникационных продуктов (ОПК-3);  способен учитывать общечеловеческие ценности в процессе создания журналистского текста и(или) продукта (ПК-5). 4
Стр.4
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать  основные этапы развития отечественной литературы, её периодизацию, представлять её целостную картину;  содержание вершинных произведений русской литературной классики;  систему аксиологических констант отечественной словесной художественной культуры; уметь  анализировать художественные тексты с точки зрения вариативности содержания, художественной формы и жанровой специфики;  создавать журналистский текст и(или) продукт, который транслирует общечеловеческие и национальные ценности, запечатлённые в произведениях отечественной литературы; владеть  обобщённой основой действия анализа литературного произведения как «сложно организованного смысла»;  принципами создания медиапродукта с учётом опыта национальной словесной художественной культуры; иметь опыт  создания медиатекстов и(или) медиапродуктов на основе многообразия достижений отечественной литературы;  создания журналистских продуктов в контексте ценностной парадигмы русской классической литературы. Формирование этих компетенций должно осуществляться на каждом учебном занятии, поэтому представленный в настоящем издании курс разработан на основе деятельностной технологии обучения, которая ориентирована на то, чтобы студент получал знания не в готовом виде, а добывал их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвуя в их совершенствовании результатов обучения. В связи с этим практически все виды самостоятельной деятельности и формы контроля, предусмотренные программой курса, имеют активную и интерактивную основу. Это такие формы работы, как деловая игра, ролевая игра, «дискуссионная площадка», пресс-конференция, семинар-исследование, аналитическая лаборатория и т.п. Учитывая 5
Стр.5
тот факт, что данный курс осваивают студенты-журналисты, содержание таких занятий и формы их проведения, как правило, связаны с конкретными видами их будущей профессиональной деятельности: подготовка аналитической статьи, написание рецензии, разработка издательского проекта, телевизионное ток-шоу, журналистское расследование, пресс-конференция и др. Это способствует развитию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных) и успешному формированию профессиональных компетенций студента. Весь материал курса истории отечественной литературы XIX века делится на 2 относительно равных по объему части, обусловленные хронологическими границами: 1800–1850-е гг. и 1860– 1890-е гг. Освоение каждого из этих периодов укладывается по времени в один учебный семестр. Содержание всего учебного материала разбито на восемь тематических разделов, освоение которых регламентирует комплекс соответствующих учебных элементов (далее сокращенно – У.Э.). Курс реализуется в такой логической последовательности, когда монографические темы предваряются обзорными лекциями, на которых четко обозначается и мотивируется периодизация, концептуальная проблематика, дается характеристика основных литературных направлений и школ в их идейно-эстетической взаимообусловленности. Основная форма самостоятельной работы студентов – семинар – представлен в основном в различных вариантах интерактивных форм (круглый стол, деловая игра, пресс-конференция, исследование и др.), что рекомендовано ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. Текущий контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в форме коллоквиумов, домашних и аудиторных контрольных работ, собеседований по прочитанным художественным текстам, мини-зачетов. Все виды заданий сопровождаются подробными рекомендациями по их выполнению, например: «Как организовать дискуссию», «Как написать рецензию (эссе, обзор, статью)», «Как оформить читательский дневник» и др. Отдельно оговариваются критерии оценивания устных ответов и письменных работ студентов, градуированного по 10-балльной шкале. По каждому из разделов курса представлен фонд оценочных средств. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.