Научный журнал
Учредитель:
Том 14 № 4 2020 Vol. 14 No. 4
Founder:
Частное учреждение образовательная организация
высшего образования «Омская гуманитарная академия»
Издается с декабря 2007 г. Выходит четыре раза в год.
Журнал включен в систему Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ).
Включен в Перечень российских рецензируемых научных
журналов, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание
учёных степеней доктора и кандидата наук
Включен в Базу данных ВИНИТИ РАН, ежегодно подающую
сведения в мировую справочную систему по периодическим
изданиям «Ulrich`s Periodi-cals Directory» о реферировании
журнала в Реферативном журнале ВИНИТИ РАН
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ55-00557 от 03.04.2017
выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
по Омской области.
Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 43161.
Ссылки на журнал при цитировании обязательны.
Цена свободная.
Главный редактор: А. Э. Еремеев
доктор филологических наук, профессор
Выпускающий редактор: О. В. Попова,
кандидат филологических наук, доцент
Редактор, ответственный секретарь: Д. К. Саитмаметова
Корректор: Л. В. Калугина
Компьютерная верстка: Р. А. Анисимов
Рукописи подвергаются редакционной обработке. Точки зрения
авторов и редакционной коллегии могут не совпадать.
Private Establishment an Educational Institution of Higher Education
“Omsk Humanitarian Academy”
Published since December 2007. Issued four times a year.
The journal “The science of person: humanitarian researches” is included
in the system of Russian science citation index (RINTS).
The periodical is included in the List of Russian reviewed scientific
journals publishing basic scientific results
of dissertations for scientific degrees of Doctor and Candidate of
Sciences
The journal is included in VINITI database, which annually provides
information on the abstracting
of the journal in VINITI’s Abstracts Journal to the global reference
system “Ulrich’s Periodicals Directory”
The registration certificate PI No. TU55-00557 dated 03/04/2017
issued by the Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media in Omsk Region.
Subscription index in the catalog “Russian Press” 43161.
References to the journal citation are required.
Free price
Chief Editor: A. E. Eremeev,
Doctor of Philology, Professor
Managing editor: О. V. Popova,
Candidate of Philology, Associate Professor
Editor, executive secretary: D. K. Saitmametova
Proof-reader: L. V. Kalugina
Computer-aided makeup: R. A. Anisimov
Manuscripts are subjected to the editorial processing. The viewpoints
of the authors and the editorial board may not coincide.
ISSN 1998-5320 DOI 10.17238/issn1998-5320
В оформлении обложки использована фотография скульптуры Огюстена Пажу «Каллиопа» (ок. 1763 г.).
Адрес редакции и издателя: 644105, Омская область, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.
Тел./факс 28 47 37. Е-mail: nou_ogu@mail.ru, http://journal.omga.su
Подписано в печать 22.12.2020. Формат 60×84/8. Уч.-изд. л. 21,05. Печ. л. 30,75.
Дата выхода в свет 30.12.2020
Тираж 500 экз. (1-й завод 1–100). Заказ 59.
Полиграфический центр издательства ОмГА.
644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а
© Омская гуманитарная академия, 2020
16+
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор:
Еремеев Александр Эммануилович, д-р филол. наук,
профессор, ректор Омской гуманитарной академии
Заместители главного редактора
Иссерс Оксана Сергеевна, д-р филол. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Лопанова Елена Валентиновна, д-р пед. наук,
профессор. Омская гуманитарная академия (Омск)
Патласов Олег Юрьевич, д-р экон. наук, профессор.
Смоленская государственная сельскохозяйственная
академия (Смоленск)
Члены редколлегии
Акелькина Елена Алексеевна, д-р филол. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Апенько Светлана Николаевна, д-р экон. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Беляев Виктор Иванович, д-р экон. наук, профессор.
Алтайский государственный университет (Барнаул)
Бережнова Елена Викторовна, д-р пед. наук,
профессор. Московский государственный институт
международных отношений (университет) Министерства
иностранных дел Российской Федерации (Москва)
Бутакова Лариса Олеговна, д-р филол. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Викторович Владимир Александрович, д-р филол.
наук, профессор. Государственный социально-гуманитарный
университет (Коломна)
Далингер Виктор Алексеевич, д-р пед. наук,
профессор. Омский государственный педагогический
университет (Омск)
Донских Олег Альбертович, д-р филос. наук,
профессор. Новосибирский государственный университет
экономики и управления (Новосибирск)
Евдокимов Владимир Анатольевич, д-р полит. наук,
профессор. Омская гуманитарная академия (Омск)
Загвязинский Владимир Ильич, действительный
член РАО, д-р пед. наук, профессор. Тюменский
государственный университет (Тюмень)
Зайцева Ольга Петровна, д-р экон. наук,
профессор. Сибирский университет потребительской
кооперации (Новосибирск)
Звонников Виктор Иванович, д-р пед. наук, профессор,
генеральный директор Ассоциации организаций
по развитию управленческого образования (Москва)
Катаев Владимир Борисович, д-р филол. наук,
профессор. Московский государственный
университет им. М. В. Ломоносова (Москва)
Косяков Геннадий Викторович, д-р филол. наук,
профессор. Омская гуманитарная академия (Омск)
Лапчик Михаил Павлович, академик РАО, д-р пед.
наук, профессор. Омский государственный
педагогический университет (Омск)
Лебедева Ольга Борисовна, д-р филол. наук,
профессор. Национальный исследовательский Томский
государственный университет (Томск)
Лозовский Борис Николаевич, д-р филол. наук,
профессор. Уральский федеральный университет им.
первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург)
Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, д-р пед.
наук, профессор, руководитель Центра информатизации
образования. Институт стратегии развития
образования РАО (Москва)
Ромм Татьяна Александровна, д-р пед. наук, профессор.
Новосибирский государственный педагогический
университет (Новосибирск)
Рыжаков Михаил Викторович, академик РАО, д-р
пед. наук, профессор. Институт содержания и методов
обучения РАО (Москва)
Смолин Олег Николаевич, академик РАО, д-р филос.
наук, первый заместитель председателя Комитета
по образованию ГД РФ (Москва)
Чечель Ирина Дмитриевна, д-р пед. наук, профессор.
Институт управления образованием РАО
(Москва)
Шумакова Оксана Викторовна, д-р экон. наук,
профессор. Омский государственный аграрный университет
им. П. А. Столыпина (Омск) Члены международного
совета.
Члены международного совета
Апсалямов Надирбек Апсалямович, д-р экон. наук,
профессор. Казахстанский инновационный университет
(Семей, Республика Казахстан)
Атышoв Кобоген Атышович, д-р экон. наук,
профессор. Кыргызский экономический университет
им. Мусы Рыскулбекова (Бишкек, Республика
Кыргызстан)
Ван Лие, Dr. Habil. Philol., профессор. Пекинский
университет иностранных языков (Пекин, Китай)
Досанова Сая Сабировна, д-р пед. наук, профессор.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова
(Кокшетау, Республика Казахстан)
Кисель Роман, доктор экономических наук, професор.
Варминско-Мазурский университет
в г. Ольштыне (Ольштын, Польша)
Кожей Славомир, д-р пед. наук, профессор. Университет
Яна Кохановского в Кельце (Кельце, Польша)
Ромат Евгений Викторович, доктор наук государственного
управления, профессор. Киевский национальный
торгово-экономический университет
(Киев, Украина)
Стефано Алоэ, Dr. Habil. Philol. Slavicae, профессор.
Университет Вероны (Верона, Италия)
Сюзанна Франк, Dr. Habil. Philol., профессор. Берлинский
Гумбольдт-университет (Берлин, Германия)
Ушаков Денис Сергеевич, д-р экон. наук, профессор.
Университет Суан Сунандха Раджабхат (Бангкок,
Таиланд)
Чимпоеш Драгош, д-р экон. наук, профессор.
Государственный аграрный университет (Кишинев,
Молдова)
Стр.3
EDITORIAL BOARD
Chief Editor:
Alexander E. Eremeev, Doctor of Philology, Professor,
Rector of the Omsk Humanitarian Academy
Deputy Chief Editors
Oksana S. Issers, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Elena V. Lopanova, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia)
Oleg Yu. Patlasov, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Smolensk State Agrarian Academy (Smolensk, Russia)
Editorial Staff
Elena A. Akelkina, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Svetlana N. Apen`ko, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Viktor I. Belyaev, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Altai State University (Barnaul, Russia)
Elena V. Berezhnova, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Moscow State Institute of International Relations
(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the
Russian Federation (Moscow, Russia)
Larisa O. Butakova, Dr. Sc. (Philology), Professor
(Omsk, Russia)
Vladimir A. Viktorovich, Dr. Sc. (Philology), Professor.
State University for Social Sciences and Humanities
(Kolomna, Moscow Region, Russia)
Victor A. Dalinger, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)
Oleg A. Donskih, Dr. Sc. (Philosophy), Professor.
Novosibirsk State University of Economics and
Management (Novosibirsk, Russia)
Vladimir A. Evdokimov, Dr. Sc. (Political Science),
Professor. Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia)
Vladimir I. Zagvyazinskyi, Full Member of Russian
Academy of Education, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
Olga P. Zaitseva, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Siberian University of Consumer Cooperatives
(Novosibirsk, Russia)
Viktor I. Zvonnikov, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor,
General Director of the Association of Management
Education Developmen (Moscow, Russia)
Vladimir B. Kataev, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
Gennadiy V. Kosyakov, Dr. Sc. (Philology), Professor
(Omsk, Russia)
Mikhail P. Lapchick, Full Member (Academician)
of Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Pedagogy),
Professor. Omsk State Pedagogical University (Omsk,
Russia)
Olga B. Lebedeva, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Research Tomsk State University (Tomsk, Russia)
Boris N. Lozovsky, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Ural Federal University named after the First President
of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia)
Irena V. Robert, Academician of the Russian Academy
of Education, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor. Institute
for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education (Moscow, Russia)
Tatyana A. Romm, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk,
Russia)
Mikhail V. Ryzhakov, Academician of the Russian
Academy of Education, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Institute of Content and Methods of Teaching of the
Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Oleg N. Smolin, Corresponding Member of Russian
Academy of Education, Dr. Sc. (Philosophy) First
Deputy Chairman of the Education Committee of
the State Duma of the Russian Federation (Moscow,
Russia)
Irina D. Chechel, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Institute of Management Education of RAE (Moscow,
Russia)
Oksana V. Shumakova, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia)
Members of the International Council
Nadirbek A. Apsalyamov, Dr. Sc. (Economics),
Professor. Kazakh Innovative University (Semei,
Republic of Kazakhstan)
Kobogen A. Atyshov, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Kyrgyz Economic University (Bishkek, Republic of
Kyrgyzstan)
Van Lie, Dr. Habil. Philol., Professor. Beijing University
of Foreign Languages (Beijing, China)
Saya S. Dosanova, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau,
Republic of Kazakhstan)
Roman Kisel, Dr. Sc. (Economics), Professor.
University of Warmia and Mazury in Olsztyn (Olsztyn,
Poland)
Slavomir Koziej, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Jan Kochanowski University in Kielce (Kielce, Poland)
Evgeny V. Romat, Dr. Sc. (Public Administration),
Professor. Kiev National Trade and Economic
University (Kiev, Ukraine)
Stefano Aloe, Dr. Habil. Philol. Slavicae, Professor.
University of Verona (Verona, Italy)
Susanne Frank, Dr. Habil. Philol., Professor. Berlin
Humboldt University (Berlin, Germany)
Denis S. Ushakov, Dr. Sc. (Economics), Professor. Suan
Sunandha Rajabhat University (Bangkok, Thailand)
Dragos Cimpoies, Dr. Sc. (Economics), Professor. State
Agrarian University (Chisinau, Republic of Moldova)
Стр.4
Научный журнал
Том 14 № 4 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 . Филологические науки
А. Э. Еремеев
Эссеизм как ведущая форма
художественной культуры XIX века
П. Р. Коздринь
Поэтика стихотворного переложения эпического текста
в творчестве А. С. Пушкина 1830-х годов
А. И. Колебабчук
Сюжетно-композиционные особенности
романа Фёдора Сологуба «Тяжёлые сны»
Л. Р. Велилаева
Шотландский эмиграционный
поэтический дискурс США XIX в. : цикл «поэты о поэтах»
Е. В. Киричук, А. В. Федорова
Литературные аллюзии в романе Д. Лоджа «Мир тесен»
В. А. Евдокимов
Процессы формирования и использования интеллектуальных
ресурсов в отражении региональной прессой
М. В. Ёлкина, А. Д. Паутов
Специфика социальной рекламы
в условиях пандемии коронавируса
Е. С. Радионцева
Издания о фотожурналистике и фототворчестве:
типологические особенности
Раздел 2. Педагогические науки
В. Н. Ершов, Н. В. Ершов, О. А. Козлов, Ю. Ф. Михайлов
К вопросу оценки качества преподавания в вузе
в условиях цифровой трансформации образования
Методологические основы персонализации образования 82 Methodological foundations of personalized learning
Н. В. Савина
М. Г. Голубчикова, Г. М. Голубчиков, Е. Л. Федотова
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
школьников – основа развития самостоятельности личности
Т. С. Котлярова, С. Ю. Болдырева, Н. Ю. Петровская
Особенности организации
культуротворческой среды школы
N. V. Savina
91
100
M. G. Golubchikova, G. M. Golubchikov, E. L. Fedotova
Regulative all-purpose educational actions of schoolchildren
as the basis for personal independence development
T. S. Kotlyarova, S. Yu. Boldyreva, N. Yu. Petrovskaya
Organization features
of the school cultural and creative environment
76
8
17
25
37
CONTENTS
Раrt 1. Philological Science
A. E. Yeremeyev
Essayism as the leading form of artistic culture
in the 19th century
P. R. Kozdrin
Poetics of the epic text versification
in A. S. Pushkin’s oeuvre of 1830s
A. I. Kolebabchuk
Subject-compositional features of “Heavy Dreams” Novel by
F. Sologub
L. R. Velilaeva
Scottish emigrational poetic discourse
of the USA of the XIXth century: “poets about poets” cycle
E. V. Kirichuk, A. V. Fedorova
43 Literary allusions in the novel “Small World” by D. Lodge
V. A. Evdokimov
Reflection of the processes of intellectual resources
formation and use in the regional Russian press
61
69
M. V. Yolkina, A. D. Pautov
Specific features of the use of social advertising
in the conditions of the coronavirus pandemic
E. S. Radiontseva
Photojournalism and fine-art photography magazines:
typological features
Раrt 2. Pedagogical Sciences
V. N. Yershov, N. V. Yershov, O. A. Kozlov, Yu. F. Mikhailov
On the issue of assessing the quality of teaching in higher
education in the context of digital transformation of education
49
Стр.5
Л. В. Тимошенко
О проблеме деятельностного подхода в реализации
Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования
С. Г. Алексеев, О. А. Кирьяш, Т. Б. Рабочих
Аспекты организации постдипломного сопровождениявыпускников
педагогического вуза в условиях
формирования национальной системы учительского роста
А. Д. Бухалко
Основные характеристики модели
психолого-педагогического сопровождения адаптации
иностранных студентов к обучению в российском вузе
О. В. Селезнёва, Н. С. Кузнецова
Когнитивная визуализация
как способ активизации учебно-познавательной
деятельности при работе с электронным учебником
Н. К. Омарбекова
к созданию электронных учебных курсов в условиях 139
реализации дистанционных образовательных технологий
Методические и организационные требования
Е. Ю. Васильева, М. И. Томилова
Коммуникативные навыки:
самооценка и рефлексия выпускников медицинского вуза
Профориентационная работа со школьниками в рамках 156
дисциплины «Иностранный язык»: дистанционный формат
И. Е. Абрамова, Е. П. Шишмолина
О. А. Усова
Результаты выявления общего и особенного
в содержании подготовки бакалавра
музыкального образования к культурно-просветительской
деятельности (на материале России и Китая)
Е. Н. Белая
Оптимизация и интенсификация обучения дисциплине
«Теория и практика межкультурной коммуникации»
посредством интерактивных методов (из опыта работы)
И. И. Новикова, О. Г. Торсунов, О. А. Савченко
Методические аспекты аппликационной фиторефлексотерапии
в профилактике острых респираторных инфекций
в условиях пандемии COVID-19
Раздел 3. Экономические науки
В. В. Карпов, К. В. Петренко, П. А. Дубовенко
Депопуляция как индикатор
демографического развития региона
И. А. Журавлёва, К. Д. Николаев, Н. В. Черноножкина
Цифровая экономика и дистанционные технологии
в дополнительном профессиональном образовании
– симбиоз для повышения конкурентоспособности
трудовых ресурсов
186
194
180
172
165
118
128
112
107
L. V. Timoshenko
The activity-based approach in the implementation
of the federal state educational standard
for preschool education
S. G. Alekseev, O. A. Kiryash, T. B. Rabochikh
Organization aspects of postgraduate support
for pedagogical university graduates in the conditions
of national teacher development system formation
A. D. Buchalko
The main characteristics of a model of psychological
and pedagogical assistance for foreign students’ adaptation
to the Russian higher education institutions
O. V. Selezneva, N. S. Kuznetcova
Cognitive visualization as a way
to promote educational and cognitive activity
when working with an electronic textbook
N. K. Omarbekova
Methodological and organizational requirements
for e-learning courses in the context
of distance learning technologies
E. Y. Vasilyeva, M. I. Tomilova
Communicative skills:
149 graduates self-assessment and reflexion
I. E. Abramova, E. P. Shishmolina
Career guidance work with students in the framework
of the “Foreign language” discipline: distance-learning format
O. A. Usova
The results of identifying the general and special constituents
in the content of music bachelors preparation for cultural
and educational activities (based on the experience
of Russia and China)
E. N. Belaya
Optimization and stimulation of teaching “Theory and
practice of intercultural communication” by interactive
training methods (based on the experience)
I. I. Novikova, O. G. Torsunov, O. A. Savchenko
Methodological aspects of application phytoreflexotherapy
in the prevention of acute respiratory infections
in the context of the COVID-19 pandemic
Раrt 3. Economic Sciences
V. V. Karpov, K. V. Petrenko, P. A. Dubovenko
Depopulation as the region
demographic development indicator
I. A. Zhuravleva, K. D. Nikolaev, N. V. Chernonozhkina
Digital economy and distance technologies
in additional professional education
as a symbiosis improving the labor resources
competitiveness
Стр.6
А. А. Кораблева, М. С. Харламова, М. Ю. Яковина
Оценка финансовой безопасности региона
с учетом рисков наступления угроз
на стратегически значимых предприятиях
Е. А. Касюк
205
Качество аудита как критерий оценки 214
результативности его функционирования
Л. В. Эйхлер, А. С. Стринковская
Развитие методики комплексного диагностического
анализа результатов деятельности предприятия
Марксизм как идеократия и наука 232 Marxism as a ideocracy and science
П. А. Степнов
P. A. Stepnov
223
A. A. Korableva, M. S. Kharlamova, M.Yu. Yakovina
Regional financial security assessment taking
into account the risks of financial threats
at strategically significant enterprises
E. A. Kasyuk
Audit quality as a criterion evaluating
its effectiveness
L. V. Eichler, A. S. Strynkovskaya
Development of a technique for a comprehensive diagnostic
analysis of enterprise performance
Стр.7