МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
Научные основы школьных курсов географии
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель
О.Ю.Сушкова
Воронеж 2018
Стр.1
Содержание
Введение ..................................................................................................................................... 4
1. Федеральный государственный стандарт общего образования ........................................ 6
1.1. Государственный стандарт общего образования ............................................................ 6
1.2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в
контексте модернизации российского образования............................................................... 8
1.3. Структура федерального компонента государственного стандарта общего
образования ................................................................................................................................ 9
1.4. Основное общее образование .......................................................................................... 10
1.5. Модернизация географического образования ............................................................... 11
1.6. Линии учебных пособий .................................................................................................. 14
2. Элективные курсы в школе, проектная деятельность. .................................................. 20
3. Современный урок географии. ........................................................................................... 42
3.1. Интегрированный урок. ................................................................................................... 42
3.2. Методика проведения интегрированных уроков по географии и иностранного языка
................................................................................................................................................... 52
3.3. Анализ современного урока ............................................................................................ 54
4. Методы контроля обучения. ............................................................................................... 70
4.1. Метод портфолио. ............................................................................................................ 70
4.2. Тест как вид контроля, преимущества и недостатки ................................................... 77
4.3. Значение и функции тестовых заданий .......................................................................... 80
4.4. Классификация тестов...................................................................................................... 81
Список литературы .................................................................................................................. 90
Словарь терминов и фамилий. ............................................................................................... 93
3
Стр.3
1. Федеральный государственный стандарт общего
образования
1.1. Государственный стандарт общего образования
Основные задачи модернизации российского образования –
повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не
только масштабные структурные, институциональные, организационноэкономические
изменения, но и значительное обновление содержания
образования,
прежде всего общего образования, приведение его в
соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным
условием решения этой задачи является введение государственного
стандарта общего образования.
Данный стандарт по своей социально-педагогической сути – это: 1)
обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на
бесплатное полноценное образование, 2) выражение ответственности
государства за повышение качества образования нации.
Государственного стандарта общего образования - нормы и
требования, определяющие обязательный минимум содержания основных
образовательных программ общего образования, максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений, а также основные требования к
обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материальнотехническому,
учебно-лабораторному, информационно-методическому,
кадровому обеспечению).
Назначение государственного стандарта общего образования
является обеспечение:
- равных возможностей для всех граждан в получении качественного
образования;
6
Стр.6
- единства образовательного пространства в Российской Федерации;
- защиты обучающихся от перегрузок и сокращение их психического и
физического здоровья;
- преемственности образовательных программ на разных ступенях
общего образования, возможности получения профессионального
образования;
- социальной защищенности обучающихся;
- социальной и профессиональной защищенности педагогических
работников;
- прав граждан на получение полной и достоверной информации о
государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и
уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на
предоставление услуг в области общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего
образования в общеобразовательных заведениях в пределах, определяемых
государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования включает три
компонента:
- федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
- региональный компонент – устанавливается субъектом Российской
Федерации;
- компонент образовательного учреждения – самостоятельно
устанавливается образовательным учреждением.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное
общее образование является обязательным, и оно должно иметь
относительную завершенность.
Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования
выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное
7
Стр.7
общее и основное общее образование; второй – среднее (полное) общее
образование.
1.2. Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования в контексте модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования разработан с учетом основных направлений модернизации
общего образования, в том числе:
- переход к 4-летнему начальному образованию;
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок,
подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям
развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени
образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания
образования на формирование общих учебных умений и навыков,
обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной,
практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой
деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной
направленности содержания образования, способствующего утверждению
ценностей гражданского общества и правового демократического
государства, становлению личности ученика;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся
использовать усвоенные знаний, умения и способы деятельности в реальной
жизни для решения практических задач;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для
субъектов образовательного процесса;
8
Стр.8
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию
учащихся, - экономики, истории, права, литературы, русского родного и
иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового
обучения;
- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
- повышение удельного веса и качества занятий физкультурой и т.д.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации
образования внесены основные изменения в содержание отдельных учебных
предметов, в частности по Географии реализована новая концепция
содержания географического образования с переходом от раздельного
изучения физической и социально-экономической географии к
интегрированному курсу.
1.3. Структура федерального компонента государственного стандарта
общего образования
Федеральный компонент устанавливает:
- обязательный минимум содержания основных образовательных
программ общего образования;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также
нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего
образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Общеобразовательные стандарты по учебному предмету включают:
- цели изучения учебного предмета;
-
общеобразовательных программ
по данному учебному предмету;
9
обязательный минимум
содержания
основных
Стр.9
- требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному
предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего
(полного) общего образования представлен на базовом и профильном
уровнях.
1.4. Основное общее образование
Основное общее образование – вторая ступень общего образования,
завершающая. В соответствии с Конституцией Российской Федерации
основное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования ориентирован не только на знаниевый уровень, но в первую
очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить
мотивацию обучения и реализовать способности, возможности,
потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей
основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем
с их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной
и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно
ставить цели и определять пути их достижения, использовать
приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
10
Стр.10