А. И. Любжин
СУМЕРКИ ВСЕОБУЧА
Школа для всех и ни для кого
Москва
Университет Дмитрия Пожарского
2017
Стр.1
УДК 37
ББК 74
Л 93
Подготовлено к печати и издано по решению
Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского
Автор предисловия — д. и. н., профессор С. В. Волков
Л 93
Любжин, Алексей Игоревич.
Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого. ― М.:
Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. ― 496 с.:
ил.
ISBN 978-5-91244-207-0
Есть ли будущее у российской школы? Каким должен быть образовательный
стандарт? Что отличает современных школьников от прошлых
поколений учащихся? Своими размышлениями о проблемах образования
делится с читателями доктор филологических наук Алексей Игоревич
Любжин.
В сборник включены статьи по педагогике, исторические очерки и
выдержки из «Живого Журнала». В качестве иллюстраций использованы
дореволюционные открытки из личной коллекции автора. Книга
адресована всем, кто интересуется историей и перспективами российского
образования.
УДК 37
ББК 74
ISBN 978-5-91244-207-0
© Любжин А. И., текст, 2017
© Волков С. В., предисловие, 2017
© Горева Е. А., дизайн и оформление обложки, 2017
© Русский фонд содействия образованию и науке, 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
С. В. Волков. Предисловие ........................................................................ 8
От автора ......................................................................................................14
Статьи, опубликованные в «Русском журнале»
Гуманитарное образование в современной школе:
как преодолеть его провинциализм? .......................................................... 16
сТрудно выстроить задачу для тренировки интеллекта на основе
овокупности авторитарных правил, не связанных в единую систему.
Диалог о красоте и достоинстве русского слова .................................25
Сейчас есть иные учебные заведения, куда и знаменитости приглашаются,
где и литературное творчество поощряется, и журналы составляются,
а результат хорош не слишком.
Сумерки всеобуча .................................................................................... 40
Статья первая ............................................................................................... 40
Статья вторая ................................................................................................45
Подлинной воспитательной силой обладает личный пример
Культурная однородность — не абстрактный концепт,
а сгусток конкретного исторического опыта.
и жизненный уклад в его цельности.
Стр.3
4
Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого
Статья третья. О народничестве .................................................................. 51
Свою школу можно уничтожить не только ради торжества социализма,
Статья четвертая и последняя. Химера общего образования ..................55
Преобладание естественно-математического компонента
в общем и целом соответствует природе русского ученика.
но и ради торжества демократии.
Школа и поле идеального ..................................................................................62
Нравственные прописи, которые внушает школа своим питомцам,
находятся в разладе с окружающей действительностью.
Станет ли хозяйственный кризис образовательным? .....................67
Образование — система очень инерционная, более инерционная,
чем любая иная общественная система.
Образовательные предрассудки .......................................................................76
Педагогическая мудрость требует сужения программ, а не их расширения.
Поминки по сочинению .......................................................................................84
ю Современное сочинение запоминается прежде всего
мористическими блестками, невольными каламбурами
иногда не совсем приличного свойства.
Филология и школа .................................................................................................93
оФилологическая наука в России примерно на полвека отставала
т естественных и математики. Мощная филологическая машина,
характерная для Германии и иных европейских стран, так и не сложилась.
Опыт о развращающем обучении................................................................. 102
На рубеже XIX–XX столетий молодежь была — массово — нонконформистской.
Сейчас с нонконформизмом мы сталкиваемся далеко не так часто.
Ловушка модернизации ..................................................................................... 110
Диагноз — наша школа вредна для здоровья учеников.
Рецепт — строить больше спортзалов.
Контуры образовательной реформы ............................................................ 116
Образовательная машина — один из наиболее распространенных
и простых — наряду с армией — видов социального лифта.
Стр.4
Содержание
Статьи, опубликованные в «Вопросах образования»
и «Отечественных записках»
Современное молодое поколение России ни умом, ни образованностью,
Статья вторая .............................................................................................. 136
Кругозор каждого из нас ограничен, мы видим непосредственно
лишь один-два кубика громадной мозаики.
ни талантом, ни совестью не уступает ни одному другому
из русских поколений.
Полемика о проекте стандарта старшей школы................................154
Императорская школа не имеет ничего общего с советской,
никогда не была школой всеобуча.
Бюрократия и наука ............................................................................................... 165
ш Приращение научного знания не является целью
кольной исследовательской работы: достаточно того,
что найденное ребенком будет для него
субъективной новостью.
Тупик коммунизма ................................................................................................ 173
с Отечественная школа умирает. Унаследованная от СССР школа
о своей программой и жизненным укладом оказалась в высшей степени
неэффективной в новом социальном контексте.
в «Лицейском и гимназическом образовании»
Статьи, опубликованные
Конструктивная трудность ...............................................................................186
Главную содержательную проблему усматривают в перегрузке, в то время
как мы практически повсеместно имеем дело с самой серьезной учебной
недогрузкой нашей молодежи, получающей недостаточное количество
добротной интеллектуально-духовной пищи.
Бермудский треугольник российского образования .................. 193
Если правительство заинтересовано в добротном образовании в стране,
слепо идти на поводу у общества оно не может.
5
Современная молодежь. Посильная попытка портрета ...........128
Статья первая .............................................................................................. 128
Стр.5
6
Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого
Краткий очерк истории российского просвещения
в XVIII столетии ...................................................................................................... 203
Постоянным источником как учеников, так и преподавателей
для всех видов школ, кроме военных, служило духовное сословие
со своими училищами.
Три источника и три составных части советской школы ..........227
тОсновной тенденцией как социалистической,
ак и демократической школы была унификация.
Литературная школа .............................................................................................232
Если ты воспитываешь юных, предлагая им писать стихи,
необходим и неизбежен разговор и об их форме.
Стихотворный перевод на уроке и дома .........................................242
цДидактическая ценность стихотворного переложения несопоставима с
енностью прозаического; для изучения языка полезнее было бы переводить
те же самые стихи прозой, а для литературного образования нужно четко
регулировать сложность задачи.
Исследовательская работа в рамках
современного гуманитарного образования ..........................................256
А мСейчас часто говорят о «проектно-исследовательской работе» в школе.
ежду тем проект и исследование — вещи не только разные, но и диаметрально
противоположные.
Что пишет об истории образования в России
Большая Российская Энциклопедия ...................................................... 264
вБРЭ претендует если и не на формирование общественного мнения, то на
Интервью LENTA.RU
Эти знания наполняли голову, как чердак ......................................... 270
Если бы мнение о превосходстве советского образования
было хоть сколько-нибудь близко к действительности,
логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить
у себя образовательную реформу по примеру СССР.
ыражение официальной позиции. Однако судить о действительном развитии
русской школы по материалу БРЭ практически невозможно.
Стр.6
Содержание
7
Приложения
Солнце Гомера ........................................................................................................... 282
Безусловно, желание быть всегда современным — право каждого человека.
Современная образовательная реформа:
проблемы и перспективы .................................................................................. 291
жРазумные образовательные реформы должны основываться — как это
естко и цинично ни звучит — на идеях аристократизма и неравенства.
Алексей Федорович Мерзляков ..................................................................... 309
Профессор А. Ф. Мерзляков, прославившийся и как поэт, и как литературный
критик, и как воспитатель юношества в Московском университете и
его Благородном пансионе, — одна из самых крупных и характерных фигур
московской жизни 10–20-х гг. позапрошлого столетия.
Из «Живого дневника» .........................................................................326
и и Вообще довольно занятно — всячески, и матерiально, и морально,
нтеллектуально, унижать педагогическiй корпусъ до ниже плинтуса —
и ждать, что онъ будетъ эффективнымъ инструментомъ
твоей образовательной политики.
Об авторе ....................................................................................................................... 485
Стр.7