Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2020. Т. 20, № 2
Научный журнал
Редакционная коллегия
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал
е. В. андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Б. о. Майер
н. Пелцова
Т. С. косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
к. к. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
а. д. герасёв
а. а. грякалов
а. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. иванова
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс
«Роспечать» – 82326
а. а. корольков
C. Мендонса
В. и. Панарин
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
и. а. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. а. Ромм
н. С. Рыбаков
н. а. Ряписов
и. Сабо
о. н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2020
Все права защищены
я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
е. В. Ушакова
а. Хогенова
В. В. целищев
а. н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.1
СодеРЖание
Раздел I
ФилоСоФия
оБРазоВания
2020. Т. 20, №2
МеТодологиЧеСкие оСноВЫ ФилоСоФии оБРазоВания
Черных С. и., казанцев к. Ю. (Новосибирск, Россия). Интеллектуальный
капитал регионального вуза: опыт построения онтологической модели...5
Полянкина С. Ю. (Новосибирск, Россия). Онтология образования как основа
национальной образовательной доктрины ...............................................................18
яковлева и. В. (Новосибирск, Россия). Аксиология образования как формирующаяся
система: социально-философская рефлексия .........................................31
Вихман В. В. (Новосибирск, Россия). Трансдисциплинарное конструирование
теоретических образов феномена образования ......................................................48
Раздел II
ПРогнозиРоВание В оБРазоВании
андриенко е. В. (Новосибирск, Россия). Влияние мировых трендов на реализацию
стратегических проектов развития российского образования .......64
крупкин а. В. (Екатеринбург, Россия). О проблемах и путях развития системы
подготовки инженерных кадров для строительной отрасли Российской
Федерации ......................................................................................................................................80
корниенко н. а. (Новосибирск, Россия). Каким быть образованию в XXI
веке? ................................................................................................................................................ 100
Раздел III
ПРоБлеМЫ ЧелоВека В ФилоСоФии оБРазоВания
Петрова г. и. (Томск, Россия). Решает ли современное образование проблему
кризиса личностной идентичности? ........................................................................... 117
Баева л. В. (Астрахань, Россия). Влияние цифровизации образования на человека
в контексте проблемы безопасности ............................................................... 131
Раздел IV
ценноСТи и цели РоССиЙСкого оБРазоВания
Бабушкин и. е., Воронцов П. г., елисеев В. а., Ушакова е. В. (Барнаул, Россия).
Социокультурная специфика социально-педагогических трансформаций в условиях
кризиса образования (западный и российский подходы) .....................145
Федосеева и. а., Бушуев а. Ю. (Новосибирск, Россия). Социально-педагогическое
сопровождение военнослужащих в условиях первичной адаптации ...166
зинкевич е. Р., кульбах о. С. (Санкт-Петербург, Россия). Ценностные ориентации
первокурсников медицинского вуза как основа становления профессиональной
культуры будущего специалиста ................................................ 179
Раздел V
конкРеТнЫе МеТодики и инноВации В ПРакТике оБРазоВания
Ряписов н. а., Ряписова а. г., Чепель Т. л. (Новосибирск, Россия). Ресурсные классы
как организационная модель в условиях инклюзивного образования ..... 192
Макарова о. Б., иашвили М. В. (Новосибирск, Россия). Педагогическая интеграция
и метапредметный подход в естественно-научном образовании ............205
Маланичева а. В. (Барнаул, Россия). Педагогическое содействие успешной
подготовке школьников к государственной итоговой аттестации ........... 217
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Отпечатано
в издательстве
СО РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
30.06.2020
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 19,5.
Уч.-изд. л. 16,5.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 71.
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2020, vol. 20, no. 2
Scientific journal
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
«Rospechat» - 82326
Subscribe Index
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2020
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.3
CONTENT
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Chernykh S. I., Kazantsev K. Yu. (Novosibirsk, Russia). Intellectual capital of
regional university: experience of constructing an ontological model.....................5
Polyankina S. Yu. (Novosibirsk, Russia). Ontology of education as the basis of the
national educational doctrine .................................................................................................18
Yakovleva I. V. (Novosibirsk, Russia). Axiology of education as a forming system:
social-philosophical reflection ................................................................................................31
Vikhman V. V. (Novosibirsk, Russia). Transdisciplinary construction of theoretical
images of the phenomenon of education ............................................................................48
PART II. FORECASTING IN EDUCATION
Andrienko E. V. (Novosibirsk, Russia). Influence of global trends on the implementation
of strategic projects of the Russian education development ...........................................64
Krupkin A. V. (Yekaterinburg, Russia). Problems and ways of development of the
system of training of engineering personnel for the construction industry of the
Russian Federation .......................................................................................................................80
Kornienko N. A. (Novosibirsk, Russia). What is education in the XXI century? .. 100
PART III. PROBLEMS OF THE HUMAN BEING IN THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Petrova G. I. (Tomsk, Russia). Does the modern education solve the crisis of personal
identity? ......................................................................................................................................... 117
Bayeva L. V. (Astrakhan, Russia). Impact of digitalization of education on people in
the context of the safety problem ....................................................................................... 131
PART IV. VALUES AND GOALS OF THE RUSSIAN EDUCATION
Babushkin I. E., Vorontsov P. G., Eliseev V. A., Ushakova E. V. (Barnaul, Russia).
Socio-cultural specificity of socio-pedagogical transformations in the context of
the education crisis (western and Russian approaches) .......................................... 145
Fedoseeva I. A., Bushuev A. Yu. (Novosibirsk, Russia). Social and pedagogical
support of military servants in the conditions of primary adaptation ............... 166
Zinkevich E. R., Kulbakh O. S. (St. Petersburg, Russia). Value orientations of firstyear
medical students as the basis for the formation of professional culture of the
future specialist .......................................................................................................................... 179
PART V. SPECIFIC METHODS AND INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL
PRACTICE
Ryapisov N. A., Ryapisova A. G., Chepel T. L. (Novosibirsk, Russia). Resource
classes as an organizational model in inclusive education ...................................... 192
Makarova O. B., Iashvili M. V. (Novosibirsk, Russia). Pedagogical integration and
metasubject approach in natural science education .................................................. 205
Malanicheva A. V. (Barnaul, Russia). Pedagogical assistance in the successful
preparation of students for the State final assessment ............................................. 217
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2020, vol. 20, no. 2
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
30.06.2020
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 19,5.
Publisher’s
sheets: 16,5.
Circulation
1000 issues.
Order № 71.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4