Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2020. Т. 20, № 1
Научный журнал
Редакционная коллегия
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал
е. В. андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Б. о. Майер
н. Пелцова
Т. С. косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
к. к. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
а. д. герасёв
а. а. грякалов
а. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. иванова
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс
«Роспечать» – 82326
а. а. корольков
C. Мендонса
В. и. Панарин
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
и. а. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. а. Ромм
н. С. Рыбаков
н. а. Ряписов
и. Сабо
о. н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2020
Все права защищены
я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
е. В. Ушакова
а. Хогенова
В. В. целищев
а. н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.1
СодеРЖание
Раздел I
ФилоСоФия
оБРазоВания
2020. Т. 20, №1
МеТодологиЧеСкие оСноВЫ ФилоСоФии оБРазоВания
новосадов С. а. (Наро-Фоминск, Россия). Формирование новой методологии
образования путем выхода из существующей техногенной и социокультурной
парадигмы ........................................................................................................................5
абрамова М. а. (Новосибирск, Россия). Модель единого образовательного
пространства и(или) сохранение национальной системы образования? .25
Раздел II
конкРеТнЫе МеТодики и инноВации В ПРакТике оБРазоВания
дудина М. н. (Екатеринбург, Россия). Эссе как творческое задание в дидактике
высшей школы (опыт эмпирического исследования) ...................................38
Шимельфениг о. В. (Саратов, Россия). Трансдисциплинарная стратегия в научном
познании и образовании .........................................................................................54
Солохин а. В. (Воронеж, Россия). Модель обеспечения качества профессионального
развития специалистов руководящего состава инженерно-авиационной
службы .........................................................................................................................68
Воронцов П. г., дейс д. а., лобыгина н. М., недорезков к. В. (Барнаул, Россия).
Ценностный потенциал физической культуры в системе профессиональной
подготовки студентов медицинского университета .........................81
Раздел III
ФилоСоФия РазВиТия оБЩеСТВа и оБРазоВания
Ушакова е. В. (Барнаул, Россия), косенко Т. С. (Новосибирск, Россия). Сидоровъ
н. С. (Барнаул, Россия). Проблема коммерциализации медицинской
сферы и медицинского образования: социальный и экономический аспекты.........................................................................................................................................................94
Малик
л. С., Мелкая л. а. (Архангельск, Россия). Менеджерализация как ресурс
философии профессионализма в социальной работе ............................. 113
Щербинина л. Ф. (Барнаул, Россия). Роль российской прокуратуры в усилении
контрольной функции регионального парламента: юридический и образовательный
аспекты ...................................................................................................... 127
Раздел IV
МиРоВоЙ оПЫТ ТеоРии Педагогики
Мариана Баруко Мачадо андраус, Юлиана Тими англас Тарумото (Бразилия).
«От различия к различиям – не одно и то же»: размышление о смешанных
способностях в современном танце .......................................................... 138
лазарева л. П., ган имэй (Хабаровск, Россия). Китайское эмальерное искусство
в российском вузе (историко-философский аспект) ............................... 160
Раздел V
ФилоСоФия ВоСПиТания
Баркова о. и., Власов В. а., Тамаровская а. а. (Красноярск, Россия). Ценностный
дуализм элитарности и массовости в воспитании художественной
культуры ...................................................................................................................................... 173
Бородулина Т. П., обрывко е. и. (Барнаул, Россия). Воспитательная составляющая
в историческом опыте российского законодательства по профилактике
правонарушений несовершеннолетних ......................................................... 185
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Отпечатано
в издательстве
СО РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
31.03.2020
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 16,4.
Уч.-изд. л. 14,9.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 10.
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2020, vol. 20, no. 1
Scientific journal
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
«Rospechat» - 82326
Subscribe Index
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2020
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.3
CONTENT
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Novosadov S. A. (Naro-Fominsk, Russia). Formation of a new methodology of
education by leaving the existing technogenic and sociocultural paradigm ..........5
Abramova M. A. (Novosibirsk, Russia). Model of a unified educational space and(or)
preservation of the national education system?..............................................................25
PART II. SPECIFIC METHODS AND INNOVATIONS IN THE EDUCATION
PRACTICE
Dudina M. N. (Yekaterinburg, Russia). The essay as a creative task in educational
didactic in institutions of higher education (results of empirical research) .......38
Schimelfenig O. V. (Saratov). Transdisciplinary strategy in scientific cognition and
education ..........................................................................................................................................54
Solokhin A. V. (Voronezh, Russia). The model of quality assurance of the professional
development of aviation engineer service leadership specialists ...........................68
Vorontsov P. G., Deis D. A., Lobygina N. M., Nedorezkov K. V. (Barnaul, Russia).
Value potential of physical education in the system of professional training of
students of the medical University ........................................................................................81
PART III. PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF THE SOCIETY AND EDUCATION
Ushakova E. V. (Barnaul, Russia), Kosenko T. S. (Novosibirsk, Russia), Sidorov N. S.
(Barnaul, Russia). The problem of commercialization of the medical sphere and
medical education: socio-philosophical and economic aspects ...............................94
Malik L. S., Melkaya L. A. (Arkhangelsk, Russia). Manageralisation as a resource of
the philosophy of professionalism in social work ....................................................... 113
Shcherbinina L. F. (Barnaul, Russia). The role of the Russian prosecutor’s office
in strengthening the control function of the regional parliament: legal and
educational aspects ................................................................................................................... 127
PART IV. WORLD EXPERIENCE OF THE PEDAGOGICAL THEORY
Adnã Maria Ionara Alves, Mariana Baruco Machado Andraus (University of
Campinas, Brazil). Okan-ará-orí: reflections on dance teaching from «Body and
ancestry» proposal, nagô people knowledge and Conceição Evaristo’s concept of
«Escrevivência»........................................................................................................................... 138
Lazareva L. P., Gan Imaj (Khabarovsk, Russia). Chinese enamel art in a Russian
university (historical and philosophical aspects) ........................................................ 160
PART V. PHILOSOPHY OF UPBRINGING
O. I. Barkova, V. A. Vlasov, A. A. Tamarovskaya (Krasnoyarsk, Russia). Value
dualism of elitarity and mass in the education of art culture ................................. 173
Borodulina T. P., Obryvko E. I. (Barnaul, Russia). Educational component in
the historical experience of Russian legislation on the prevention of juvenile
delinquency .................................................................................................................................. 185
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2020, vol. 20, no. 1
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
31.03.2020
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 16,4.
Publisher’s
sheets: 14,9.
Circulation
1000 issues.
Order № 10.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4