16+
ISSN 2073-9613
20203
часть 1
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать с
мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики и
информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера, ГаллеВиттенберг
(Германия)
© МПГУ, 2020
Стр.2
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
государственного педагогического университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры
и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.3
ISSN 2073-9613
20203
vol. 1
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education; Director, Institute of Management, Moscow City
Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2020
Стр.4
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, English Philology
Department, Institute of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 30.09.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Яшин Б.Л. Математика и культура: уникальность и универсальность
математики
Охлупина О.В. Трансформация образования: угроза или безграничные
возможности?
Мантуленко В.В. Перспективы использования цифрового следа
в высшем образовании
Абакумова Н.Н., Фахрутдинова А.В. Иноязычная среда вуза
как ресурс развития ведущих университетов России (результаты
мониторинга 2014–2019 годов)
Педагогика профессионального образования
Молькин А.В. Мотивация взрослых в системе дополнительного
образования
Лю Цяофан. Состояние кадров и проблемы профессорскопреподавательского
состава в негосударственных вузах Китая
Ло Ваньци. Подготовка педагогов в Московском институте
искусств Вэйнаньского педагогического университета как форма
международного сотрудничества России и Китая
Содержание и технологии образования
Деза Е.И., Котова Л.В., Модель Д.Л. Система целей обучения
дискретной математике будущих учителей математики и информатики
в условиях интегративно-модульного подхода к образованию
Красносельских Т.В., Тельнюк И.В., Худик В.А. Перспективы
использования дистанционного обучения в образовательном процессе
медицинского вуза
Выговская Л.С. Решение обратной задачи аналитической геометрии
в системе MathCad посредством инструментария класса R-функций
Язык и образование
Шеляпина И.И. Эффективные приемы работы с публицистическим
текстом в ходе подготовки учащихся к государственной итоговой
аттестации по русскому языку
Языков И.И. Трансформационный текст как инструмент формирования
языковой догадки при обучении русскому языку как иностранному
125
142
84
100
115
56
66
76
5
11
22
32
43
3 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Иванова Н.В. К вопросу содержания лекционного курса
лингвострановедения в языковом вузе (на примере
лингвострановедения Германии)
149
Алексахин А.Н. Сопоставимое описание фонологических систем
китайского и русского языков как научная основа методики обучения
русскоязычных студентов звуковой структуре слов китайского языка
Тан Мэй Вэй. К вопросу о различиях фонетической системы
китайского языка в материковом Китае и на Тайване
(в аспекте преподавания китайского языка как иностранного в России)
Павлова А.К., Фрейдина Е.Л. Некоторые интонационные особенности
педагогического общения в начальной школе Шотландии
Белоус Е.С., Завражин В.В. Лингвистическая реализация правовой
компетентности обучающихся
Образование и музыка
Люй Наньцяо. Вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие
русской музыкальной педагогики XIX века
Мариупольская Т.Г. Особенности организации самостоятельной
работы учащихся музыкально-исполнительских классов
Образование и художественное творчество
Бычкова Н.В., Волков В.В., Сынкова Е.В. Использование форм
взаимообучения студентов на занятиях по дисциплине
«Рисунок и живопись»
6
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Исторические заметки
Строганова Е.М., Строганов Д.А. К вопросу об историчности исхода
евреев из Египта
В пространстве социальной и культурной истории
Грис О.А. Социально-исторические аспекты процесса
институционализации проституционных отношений
Политическая история и международная политика
Черникова Н.В. Государственный совет и министры во второй
половине XIX века: конфронтация и сотрудничество
Чураков Д.О. История участия Российской Федерации в локальных
гибридных конфликтах в 1999–2008 годах
Матвеева А.М. Российская геостратегия морской силы в условиях
гибридных вызовов
267
286
303
248
241
221
201
212
158
173
182
190
Преподаватель XXВЕК
3 / 2020
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Семасиологические исследования
Милеева М.Н., Никифорова А.С. Цветовая палитра латинских
и английских прилагательных
Даутова А.С. Модуляция лексического значения английских глаголов
группы покидания в аспекте понятия пространства множеств
(на примере глаголов Leave, Depart)
Осильбекова Д.А. Трансонимизация антропонимов в названиях кафе
и ресторанов города Москвы
Чепкова Т.П., Позднякова А.А. Составные наименования
как «маркеры ситуативности»: о пополнении фонда устойчивых
сочетаний русского языка в период вынужденной самоизоляции
Чибисова А.В. Контекстуальный потенциал лексем «позитивный»,
«позитивность», «позитив» в современном русском языке
Вернослова Е.И., Коньшина Ю.И. Семантическое окружение
существительного child в монографии Дж Дьюи “The Child
and the Curriculum”
Фоностилистика, риторика, прагматика
Корчажкина О.М. Аргументативная функция языка как высшая
лингвистическая характеристика языковой личности
Шафаги М. Языковые средства проявления вежливости в ответной
реплике на речевой акт «Скромность»
Былина Е.Э. К проблеме речеактовой отнесенности перформативного
высказывания “I recommend” в интернет-отзыве
Проблемы перевода
Демидова Е.Б., Шарликова Л.Г. Антонимия как отражение
биполярного мира Германа Мелвилла в переводе И Бернштейн романа
«Моби Дик»
Когнитивные исследования
Логинова П.Г. Когнитивная функция метафоры во французском
политическом дискурсе
Сравнительно-лингвистические исследования
Ахмади М., Алияри Шорехдели М., Хаэри М. Русские
фразеологические единицы с соматическим компонентом «Голова»
в сопоставлении с персидским языком
Ян Вэнхуэй. Русские устойчивые сравнения с зоонимами,
описывающие черты характера человека, в русском и китайском языках
In Memoria
Каракозов С.Д., Смирнов В.А. К 70-летию со дня рождения
В Л Матросова
Дружинина О.В., Масина О.Н., Мельников Р.А. Мэтр качественной
теории и теории устойчивости динамических систем (к 100-летию
со дня рождения Александра Андреевича Шестакова)
452
459
428
436
417
406
7
368
378
391
316
323
331
339
348
355
3 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.8
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Philosophy and History in Education
Yashin B.L. Mathematics and Culture: Uniqueness and Universality
of Mathematics
Okhlupina O.V. Transformation of Education: Threat or Limitless
Opportunities?
Mantulenko V.V. Prospects for Digital Footprint Usage in the Higher
Education
Abakumova N.N., Fakhrutdinova A.V. Foreign-Language Environment
of the University as a Resource for Development of Leading Universities
of Russia (2014–2019 Monitoring Results)
Profession Education Pedagogy
Molkin A.V. Motivation of Adults in the System of Additional Education
Liu Qiaofang. Personnel Status and Problems of Teaching Staff
in Private Higher Education Institutions in China
Luo Wanqi. Training of Teachers at the Moscow Institute of Arts of Weinan
Pedagogical University as a Form of International Cooperation
between Russia and China
8
Educational Topics and Techniques
Deza E.I., Kotova L.V., Model D.L. A System of Objectives for Teaching
Discrete Mathematics to Future Mathematics and Informatics Teachers
within an Integrative and Modular Approach to Education
Krasnoselskikh T.V., Telnyuk I.V., Khudik V.A. Prospects of Using
Distance Learning in the Educational Process of a Medical University
Vygovskaya L.S. Solving the Inverse Problem of Analytical Geometry
in Mathcad System Using the Tools of the R-Function Class
Language and Education
Shelyapina I.I. Effective Methods of Working with Publicistic Text
in the Course of Preparing Students for the State Final Certification
in the Russian Language
Yazykov I.I. Transformation Text as a Tool for Forming a Language Guess
while Teaching Russian as a Foreign Language
125
142
84
100
115
11
22
32
43
56
66
76
Преподаватель XXВЕК
3 / 2020
Стр.9
CONTENTS
Ivanova N.V. The Content of a Lecture Course in Linguistics and Culture
Studies at a Language University (On the Example of German Linguistics
and Culture Studies)
Aleksakhin A.N. Comparable Description of Phonological Systems
of the Chinese and Russian Languages as a Scientific Basis
for the Methodology of Teaching Russian Students the Sound Structure
of Words of the Chinese Language
Tang Meng-Wei. The Issue of Differences in the Phonetic System
of Chinese in Mainland China and Taiwan (In Terms of Teaching Chinese
as a Foreign Language in Russia)
Pavlova A.K., Freydina E.L. Intonation of Classroom Interaction
in the Primary School of Scotland
Belous E.S., Zavrazhin V.V. Linguistic Implementation of Students Legal
Competence
Education and Music
Lyu Nanqiao. Contribution of the “Mighty Bunch” Composers
to the Development of Russian Music Pedagogy of the XIX Century
Mariupolskaya T.G. Features of Organizing Pupils’ Independent Work
in Music and Performing Classes
Education and Arts
Bychkova N.V., Volkov V.V., Synkova E.V. Using Forms of Mutual Training
of Students at Drawing and Painting Classes
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Historical Notes
Stroganova E.M., Stroganov D.A. The Issue of Historicity of the Jewish
Exodus from Egypt
In the Field of Sociocultural History
Gris O.A. Socio-Historical Aspects of the Process of Institutionalization
of Prostitutional Relations
Political History and World Politics
Chernikova N.V. The State Council and Ministers in The Second Half
of the 19th Century: Their Collaboration And Confrontation
Churakov D.O. The History of the Russian Federation’s Participation
in Local Hybrid Conflicts in 1999–2008
Matveeva A.M. The Geostrategy of the Russian Naval Forces
in the Face of Hybrid Challenges
267
286
303
248
241
221
201
212
149
158
173
182
190
9
3 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.10
CONTENTS
Linguistics
Semasiology
Mileyeva M.N., Nikiforova A.S. Colour Palette of Adjectives in Latin
and English
Dautova A.S. Semantic Modulation of the English Verbs of Leaving
in Terms of the Space of Sets (On the Example of the Verbs Leave,
Depart)
Osilbekova D.А. Transonimization of Anthroponyms in the Names of Cafes
and Restaurants of Moscow
Chepkova T.P., Pozdnyakova A.A. Compound Names as “Markers
of Situation”: Replenishment of the Fund of Set Word Combinations
of the Russian Language During a Period of Forced Self-Isolation
Chibisova A.V. Contextual Potential of Lexemes “Positive”, “Positivity”
in Modern Russian Language
Vernoslova E.I., Konshina Yu.I. Semantic environment of the Noun Child
in John Dewey’s Monograph “The Child and the Curriculum”
Phonostylistics, Rhetoric, and Pragmatics
Korchazhkina O.M. The Language Argumentative Function
as a Higher-Order Linguistic Feature of the Language Personality
Shafaghi M. Politeness as a Linguistic Device in Response
to the Speech Act of Modesty
Bylina E.E. To The Problem of Speech Attribution of the Performative
Statement “I Recommend” in the Internet Review
Translation Problems
10
Demidova E.B., Sharlikova L.G. Antonymy as a Reflection of Herman
Melville’s Bipolar World in the Novel “Moby Dick” Translated by I Bernstein
Cognitive Researches
Loginova P.G. The Role of Metaphor as a Cognitive Linguistic Phenomena
in French Political Discourse
Comparative Studies
Ahmadi M., Aliyari Shorehdeli M., Haeri M. Russian Phraseological Units
with the Somatic Component “Head” in Comparison with the Persian Language
Yang Wenhui. Russian Fixed Comparisons with Zoonym Component
Describing Human Character Traits in Russian and Chinese Languages
In Memoria
Karakozov S.D., Smirnov V.A. To the 70-th Anniversary of the Birth
of V L Matrosov
Druzhinina O.V, Masina O.N., Melnikov R.A. Maitre of Quality Theory
and Stability Theory of Dynamic Systems (To the 100th Anniversary
of the Birth of A A Shestakov)
452
459
428
436
417
406
368
378
391
316
323
331
339
348
355
Преподаватель XXВЕК
3 / 2020
Стр.11
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
3/2020
I
Общероссийский
журнал
о мире образования
Общероссийский
журнал
о мире образования
3/2020
часть 2
3/2020 часть 2
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Стр.232
16+
ISSN 2073-9613
20203
часть 2
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Учредитель и издатель:
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
образования «Московский
педагогический
государственный
университет»
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий
Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
Журнал зарегистрирован
Федеральным агентством
по печати и массовым
коммуникациям РФ.
Свидетельство ПИ № 7714961
от 03 апреля 2003 г.
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Адрес редакции: 117571,
Москва, пр-т Вернадского,
д. 88, комн. 446
Тел.: +7 (499) 730-38-61,
e-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Сайт журнала:
prepodavatel-xxi.ru
При полной или частичной
перепечатке материалов
ссылка на журнал
«Преподаватель XXI век»
обязательна
Мнение редакционной
коллегии по материалам
дискуссионного характера
может не совпадать с
мнением авторов
Редакционный совет
Каракозов Сергей Дмитриевич (главный редактор), доктор
педагогических наук, профессор, директор Института математики и
информатики МПГУ
Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ,
почетный академик Российской академии естественных
наук, почетный академик Международной академии наук
педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, отделение общего и среднего образования
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО, директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук,
директор Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра
романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново
(Болгария)
Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук,
профессор, директор Центра истории русского феодализма
Института российской истории РАН
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО; директор Института педагогики,
психологии и социологии Сибирского федерального университета
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института образовательной информатики
ФИЦ «Информатика и управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом
западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович, доктор исторических наук, академик
РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра
истории философии, Университет Мартина Лютера, ГаллеВиттенберг
(Германия)
© МПГУ, 2020
Стр.233
Редакционная коллегия
Воробьева Ольга Владимировна (ответственный редактор), кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Отдела историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН;
доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Российского государственного гуманитарного
университета; член правления Российского общества интеллектуальной истории
Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской
литературы новейшего времени Института филологии и истории Российского государственного
гуманитарного университета
Бубнова Ирина Александровна, доктор филологических наук, кандидат психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Института филологии Московского
государственного педагогического университета
Брейтигам Элеонора Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры
и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных
технологий Алтайского государственного педагогического университета; профессор кафедры педагогики
высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета
Гвоздецкая Наталья Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской
филологии Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа
образования» Московского педагогического государственного университета; доцент, член бюро
Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки
Грифцова Ирина Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
и медиатехнологий в искусстве Института изящных искусств Московского педагогического
государственного университета
Колесникова Светлана Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
Маловичко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории
Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель научно-образовательного
центра «Новая локальная история»; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания
Российского государственного гуманитарного университета; член правления Российского общества
интеллектуальной истории
Николаи Федор Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Николина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Института филологии Московского педагогического государственного университета
Никулина Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования
Московского педагогического государственного университета
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебнометодической
работе, заведующий кафедрой русской литературы Института филологии Московского
педагогического государственного университета, член Союза журналистов РФ
Хазина Анна Васильевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических
дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, помощник заместителя
руководителя Рособрнадзора; доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
имени академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета
Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
общеобразовательных дисциплин Академии социального управления
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики
преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного
университета
Дизайнер: Н.И. Лисова
Стр.234
ISSN 2073-9613
20203
vol. 2
The journal was founded in 2003
Published quarterly
Issued in 2 volumes
Founder and Publisher:
Federal State Budgetary
Educational Institution of
Higher Education “Moscow
Pedagogical State University”
Journal is included by Higher
Attestation Commission of RF
in the List of leading peerreviewed
scientific editions,
published in the Russian
Federation
The Journal is registered in
the State Press Committee
of the Russian Federation
Certificate of registration ПИ
№ 77-14961 of April 03, 2003
Subscription index in the
United Catalogue «Pressa
Rossii» – 85009
Address: 119571, Moscow,
Vernadskogo avenue, 88,
office 446
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: prepodavatel-XXI@
inbox.ru
Website: prepodavatel-xxi.ru
Editor’s views may differ from
the authors’ opinions
In case of partial or complete
reproduction of the journal
materials, the reference
to “Prepodavatel XXI vek”
journal is mandatory
Editorial Council
Sergey D. Karakozov (Editor-in-Chief), ScD in Pedagogy, Professor,
Director, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow
Pedagogical State University
Mark Ya. Bloch, ScD in Philology, Professor, Chairman, English
grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honorary
Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Member
of International Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD in Philology, Professor, Deputy Director,
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education, Department of General and Secondary
Education
Mikhail L. Levitsky, ScD in Pedagogy, Professor, Academician, Russian
Academy of Education; Director, Institute of Management, Moscow City
Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor in French Philology, Krakow
Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD in History, Director, Institute of Russian History,
Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology
Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD in History, Professor, Director, Center
of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian
Academy of Sciences
Olga G. Smolyaninova, ScD in Pedagogy, Professor, Academician,
Russian Academy of Education; Director, Institute of Education,
Psychology and Sociology, Siberian Federal University
Jurgen Stoltzenberg (Germany), ScD in Philosophy, Professor, History
of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher,
Institute of Educational Informatics, Federal Research Center
“Informatics and Management”, Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD in History, Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, ScD in History, Academician, Russian
Academy of Sciences, Academic Director, Institute of World History,
Russian Academy of Sciences
© MPGU, 2020
Стр.235
Editorial Board
Olga V. Vorobyova (Executive Editor), PhD in History, Leading Researcher, Department of Historical
and Theoretical Research, Institute of World History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, History
and Theory of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Academic
Secretary, Russian Society of Intellectual History
Svetlana S. Boiko, ScD in Philology, Professor, Modern Russian Literature Department, Institute of Philology
and History, Russian State University for the Humanities
Irina A. Bubnova, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, Foreign Philology Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Eleonora K. Breitigam, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Algebra and Mathematics Teaching
Methods, Altai State Pedagogical University
Anatoly A. Veryaev, ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State
Pedagogical University; Professor, Higher School of Pedagogy and Information Educational Technologies
Department, Altai State University
Mikhail A. Goncharov, ScD in Pedagogy, Professor, Director, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University; Associate Professor, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues
of History of Education and Pedagogical Science
Irina N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Philosophy Department, Institute of Social
and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya Y. Gvozdetskaya, ScD in Philology, PhD in Psychology, Professor, Chairperson, English Philology
Department, Institute of Philology and History, Russian State University for the Humanities
Anatolii R. Kantorovich, ScD in History, Professor, Chairperson, Archeology Department, Historical Faculty,
M.V. Lomonosov Moscow State University
Yulia F. Kathanova, ScD in Pedagogy, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Institute
of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
Svetlana M. Kolesnikova, ScD in Philology, Professor, Chairperson, Russian Language Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University
Sergey I. Malovichko, ScD in History, Professor, History Department, State Humanitarian-Technological
University, Head of the Scientific and Educational Center “New Local History”; Professor, Theory and History
of Humanitarian Knowledge Department, Russian State University for the Humanities; Member of the Board
of the Russian Society of Intellectual History
Fyodor V. Nikolai, PhD in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Natalya N. Nikolina, PhD in Philology, Professor, Russian Language Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
Elena A. Nikulina, ScD in Philology, Professor, Chairperson, English Phonetics and Lexicology Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
Olga P. Osipova, ScD in Pedagogy, Professor, T.I. Shamova Department of Educational Systems Management,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Natalya I. Ryzhova, ScD in Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Institute of Contents and Teaching Methods,
Russian Academy of Education
Lyudmila A. Trubina, ScD in Philology, Professor, Vice-Rector of Training Development, Moscow Pedagogical
State University; Honorary Worker of Higher Education, Member of the Russian Union of Journalists
Anna V. Khazina, PhD in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department,
K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Viktoria E. Tsibulnikova, PhD in Pedagogy, Assistant to the Deputy Head of Federal Service for Supervision
in Education and Science (Rosobrnadzor), Associate Professor, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics
and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University
Margarita I. Shutikova, ScD in Pedagogy, Professor, General Education Disciplines Department, Academy
of Public Administration
Vladislav D. Yanchenko, ScD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Department of Russian Language Teaching
Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
Designer N.I. Lisova
Подписано в печать 30.09.2020.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз.
Стр.236
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Яшин Б.Л. Математика и культура: уникальность и универсальность
математики
Охлупина О.В. Трансформация образования: угроза или безграничные
возможности?
Мантуленко В.В. Перспективы использования цифрового следа
в высшем образовании
Абакумова Н.Н., Фахрутдинова А.В. Иноязычная среда вуза
как ресурс развития ведущих университетов России (результаты
мониторинга 2014–2019 годов)
Педагогика профессионального образования
Молькин А.В. Мотивация взрослых в системе дополнительного
образования
Лю Цяофан. Состояние кадров и проблемы профессорскопреподавательского
состава в негосударственных вузах Китая
Ло Ваньци. Подготовка педагогов в Московском институте
искусств Вэйнаньского педагогического университета как форма
международного сотрудничества России и Китая
Содержание и технологии образования
Деза Е.И., Котова Л.В., Модель Д.Л. Система целей обучения
дискретной математике будущих учителей математики и информатики
в условиях интегративно-модульного подхода к образованию
Красносельских Т.В., Тельнюк И.В., Худик В.А. Перспективы
использования дистанционного обучения в образовательном процессе
медицинского вуза
Выговская Л.С. Решение обратной задачи аналитической геометрии
в системе MathCad посредством инструментария класса R-функций
Язык и образование
Шеляпина И.И. Эффективные приемы работы с публицистическим
текстом в ходе подготовки учащихся к государственной итоговой
аттестации по русскому языку
Языков И.И. Трансформационный текст как инструмент формирования
языковой догадки при обучении русскому языку как иностранному
125
142
84
100
115
56
66
76
235
11
22
32
43
3 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.237
СОДЕРЖАНИЕ
Иванова Н.В. К вопросу содержания лекционного курса
лингвострановедения в языковом вузе (на примере
лингвострановедения Германии)
149
Алексахин А.Н. Сопоставимое описание фонологических систем
китайского и русского языков как научная основа методики обучения
русскоязычных студентов звуковой структуре слов китайского языка
Тан Мэй Вэй. К вопросу о различиях фонетической системы
китайского языка в материковом Китае и на Тайване
(в аспекте преподавания китайского языка как иностранного в России)
Павлова А.К., Фрейдина Е.Л. Некоторые интонационные особенности
педагогического общения в начальной школе Шотландии
Белоус Е.С., Завражин В.В. Лингвистическая реализация правовой
компетентности обучающихся
Образование и музыка
Люй Наньцяо. Вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие
русской музыкальной педагогики XIX века
Мариупольская Т.Г. Особенности организации самостоятельной
работы учащихся музыкально-исполнительских классов
Образование и художественное творчество
Бычкова Н.В., Волков В.В., Сынкова Е.В. Использование форм
взаимообучения студентов на занятиях по дисциплине
«Рисунок и живопись»
236
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Исторические заметки
Строганова Е.М., Строганов Д.А. К вопросу об историчности исхода
евреев из Египта
В пространстве социальной и культурной истории
Грис О.А. Социально-исторические аспекты процесса
институционализации проституционных отношений
Политическая история и международная политика
Черникова Н.В. Государственный совет и министры во второй
половине XIX века: конфронтация и сотрудничество
Чураков Д.О. История участия Российской Федерации в локальных
гибридных конфликтах в 1999–2008 годах
Матвеева А.М. Российская геостратегия морской силы в условиях
гибридных вызовов
267
286
303
248
241
221
201
212
158
173
182
190
Преподаватель XXВЕК
3 / 2020
Стр.238
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Семасиологические исследования
Милеева М.Н., Никифорова А.С. Цветовая палитра латинских
и английских прилагательных
Даутова А.С. Модуляция лексического значения английских глаголов
группы покидания в аспекте понятия пространства множеств
(на примере глаголов Leave, Depart)
Осильбекова Д.А. Трансонимизация антропонимов в названиях кафе
и ресторанов города Москвы
Чепкова Т.П., Позднякова А.А. Составные наименования
как «маркеры ситуативности»: о пополнении фонда устойчивых
сочетаний русского языка в период вынужденной самоизоляции
Чибисова А.В. Контекстуальный потенциал лексем «позитивный»,
«позитивность», «позитив» в современном русском языке
Вернослова Е.И., Коньшина Ю.И. Семантическое окружение
существительного child в монографии Дж Дьюи “The Child
and the Curriculum”
Фоностилистика, риторика, прагматика
Корчажкина О.М. Аргументативная функция языка как высшая
лингвистическая характеристика языковой личности
Шафаги М. Языковые средства проявления вежливости в ответной
реплике на речевой акт «Скромность»
Былина Е.Э. К проблеме речеактовой отнесенности перформативного
высказывания “I recommend” в интернет-отзыве
Проблемы перевода
Демидова Е.Б., Шарликова Л.Г. Антонимия как отражение
биполярного мира Германа Мелвилла в переводе И Бернштейн романа
«Моби Дик»
Когнитивные исследования
Логинова П.Г. Когнитивная функция метафоры во французском
политическом дискурсе
Сравнительно-лингвистические исследования
Ахмади М., Алияри Шорехдели М., Хаэри М. Русские
фразеологические единицы с соматическим компонентом «Голова»
в сопоставлении с персидским языком
Ян Вэнхуэй. Русские устойчивые сравнения с зоонимами,
описывающие черты характера человека, в русском и китайском языках
In Memoria
Каракозов С.Д., Смирнов В.А. К 70-летию со дня рождения
В Л Матросова
Дружинина О.В., Масина О.Н., Мельников Р.А. Мэтр качественной
теории и теории устойчивости динамических систем (к 100-летию
со дня рождения Александра Андреевича Шестакова)
452
459
428
436
417
406
237
368
378
391
316
323
331
339
348
355
3 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.239
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Philosophy and History in Education
Yashin B.L. Mathematics and Culture: Uniqueness and Universality
of Mathematics
Okhlupina O.V. Transformation of Education: Threat or Limitless
Opportunities?
Mantulenko V.V. Prospects for Digital Footprint Usage in the Higher
Education
Abakumova N.N., Fakhrutdinova A.V. Foreign-Language Environment
of the University as a Resource for Development of Leading Universities
of Russia (2014–2019 Monitoring Results)
Profession Education Pedagogy
Molkin A.V. Motivation of Adults in the System of Additional Education
Liu Qiaofang. Personnel Status and Problems of Teaching Staff
in Private Higher Education Institutions in China
Luo Wanqi. Training of Teachers at the Moscow Institute of Arts of Weinan
Pedagogical University as a Form of International Cooperation
between Russia and China
238
Educational Topics and Techniques
Deza E.I., Kotova L.V., Model D.L. A System of Objectives for Teaching
Discrete Mathematics to Future Mathematics and Informatics Teachers
within an Integrative and Modular Approach to Education
Krasnoselskikh T.V., Telnyuk I.V., Khudik V.A. Prospects of Using
Distance Learning in the Educational Process of a Medical University
Vygovskaya L.S. Solving the Inverse Problem of Analytical Geometry
in Mathcad System Using the Tools of the R-Function Class
Language and Education
Shelyapina I.I. Effective Methods of Working with Publicistic Text
in the Course of Preparing Students for the State Final Certification
in the Russian Language
Yazykov I.I. Transformation Text as a Tool for Forming a Language Guess
while Teaching Russian as a Foreign Language
125
142
84
100
115
11
22
32
43
56
66
76
Преподаватель XXВЕК
3 / 2020
Стр.240
CONTENTS
Ivanova N.V. The Content of a Lecture Course in Linguistics and Culture
Studies at a Language University (On the Example of German Linguistics
and Culture Studies)
Aleksakhin A.N. Comparable Description of Phonological Systems
of the Chinese and Russian Languages as a Scientific Basis
for the Methodology of Teaching Russian Students the Sound Structure
of Words of the Chinese Language
Tang Meng-Wei. The Issue of Differences in the Phonetic System
of Chinese in Mainland China and Taiwan (In Terms of Teaching Chinese
as a Foreign Language in Russia)
Pavlova A.K., Freydina E.L. Intonation of Classroom Interaction
in the Primary School of Scotland
Belous E.S., Zavrazhin V.V. Linguistic Implementation of Students Legal
Competence
Education and Music
Lyu Nanqiao. Contribution of the “Mighty Bunch” Composers
to the Development of Russian Music Pedagogy of the XIX Century
Mariupolskaya T.G. Features of Organizing Pupils’ Independent Work
in Music and Performing Classes
Education and Arts
Bychkova N.V., Volkov V.V., Synkova E.V. Using Forms of Mutual Training
of Students at Drawing and Painting Classes
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Historical Notes
Stroganova E.M., Stroganov D.A. The Issue of Historicity of the Jewish
Exodus from Egypt
In the Field of Sociocultural History
Gris O.A. Socio-Historical Aspects of the Process of Institutionalization
of Prostitutional Relations
Political History and World Politics
Chernikova N.V. The State Council and Ministers in The Second Half
of the 19th Century: Their Collaboration And Confrontation
Churakov D.O. The History of the Russian Federation’s Participation
in Local Hybrid Conflicts in 1999–2008
Matveeva A.M. The Geostrategy of the Russian Naval Forces
in the Face of Hybrid Challenges
267
286
303
248
241
221
201
212
149
158
173
182
190
239
3 / 2020
Преподаватель XXВЕК
Стр.241
CONTENTS
Linguistics
Semasiology
Mileyeva M.N., Nikiforova A.S. Colour Palette of Adjectives in Latin
and English
Dautova A.S. Semantic Modulation of the English Verbs of Leaving
in Terms of the Space of Sets (On the Example of the Verbs Leave,
Depart)
Osilbekova D.А. Transonimization of Anthroponyms in the Names of Cafes
and Restaurants of Moscow
Chepkova T.P., Pozdnyakova A.A. Compound Names as “Markers
of Situation”: Replenishment of the Fund of Set Word Combinations
of the Russian Language During a Period of Forced Self-Isolation
Chibisova A.V. Contextual Potential of Lexemes “Positive”, “Positivity”
in Modern Russian Language
Vernoslova E.I., Konshina Yu.I. Semantic environment of the Noun Child
in John Dewey’s Monograph “The Child and the Curriculum”
Phonostylistics, Rhetoric, and Pragmatics
Korchazhkina O.M. The Language Argumentative Function
as a Higher-Order Linguistic Feature of the Language Personality
Shafaghi M. Politeness as a Linguistic Device in Response
to the Speech Act of Modesty
Bylina E.E. To The Problem of Speech Attribution of the Performative
Statement “I Recommend” in the Internet Review
Translation Problems
240
Demidova E.B., Sharlikova L.G. Antonymy as a Reflection of Herman
Melville’s Bipolar World in the Novel “Moby Dick” Translated by I Bernstein
Cognitive Researches
Loginova P.G. The Role of Metaphor as a Cognitive Linguistic Phenomena
in French Political Discourse
Comparative Studies
Ahmadi M., Aliyari Shorehdeli M., Haeri M. Russian Phraseological Units
with the Somatic Component “Head” in Comparison with the Persian Language
Yang Wenhui. Russian Fixed Comparisons with Zoonym Component
Describing Human Character Traits in Russian and Chinese Languages
In Memoria
Karakozov S.D., Smirnov V.A. To the 70-th Anniversary of the Birth
of V L Matrosov
Druzhinina O.V, Masina O.N., Melnikov R.A. Maitre of Quality Theory
and Stability Theory of Dynamic Systems (To the 100th Anniversary
of the Birth of A A Shestakov)
452
459
428
436
417
406
368
378
391
316
323
331
339
348
355
Преподаватель XXВЕК
3 / 2020
Стр.242