TacTics
for lisTening
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
Направление 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность «Иностранные языки»
Сургут, 2018
Стр.1
УДК 811.111(076)
ББК 81.432.1я81
Т 11
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры
лингвистического образования и межкультурной коммуникации
от 12 декабря 2018 года, Протокол № 4
Авторы-составители:
Волобуева Ю.В., Сургай Ю.В.
Рецензент:
Коваленко А.В., кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации
Сургутского государственного педагогического университета
Т 11
Tactics for listening : учебно-метод. пособие для студентов 2 курса :
направление подгот. 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), направленность "Иностранные языки" / Департамент
образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа –
Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры "Сургут.
гос. пед. ун-т" авт.-сост. : Ю. В. Волобуева, Ю. В. Сургай. – Сургут :
РИО СурГПУ, 2018. – 92 [1] с.
Представленное пособие подготовлено в рамках изучения дисциплины
«Практический курс английского языка» и составлено в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки) / направленность Иностранные языки.
Данное учебно-методическое пособие ориентирует обучающихся на формирование
и развитие аудитивных навыков, навыков говорения (диалогическая
и монологическая речь), расширение кругозора и повышение общей культуры.
Данное учебно-методическое пособие состоит из десяти разделов, выстроенных
вокруг оригинальных видеотекстов, лексических и грамматических
упражнений к ним. Тексты и задания данного учебно-методического пособия
могут быть также использованы учителями иностранного языка, студентами
очной и заочной форм обучения.
УДК 811.111(076)
ББК 81.432.1я81
Сургутский государственный педагогический университет, 2018
Стр.2
CОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………….......................................... 4
Unit 1. SCHOOL EDUCATION ................................................................. 25
1.1. Pre-watching activities ……………………………………………. .......... 26
1.2. While-watching activities……………………………............................... 28
1.3. After-watching activities .......................................................................... 33
Unit 2. HIGHER EDUCATION .................................................................. 34
2.1. Pre-watching activities ……………………………. ................................. 36
2.2. While-watching activities ………………………...................................... 37
2.3. After-watching activities……………………………………..................... 42
Unit 3. TEENS AND TWEENS…………………………………………....... 43
3.1. Pre-watching activities ……………………………. ................................. 44
3.2. While-watching activities ……………………………….......................... 46
3.3. After-watching activities……………………………………..................... 51
Unit 4. HOTEL………………………………………………………... .......... 52
4.1. Pre-watching activities ……………………………. ................................. 53
4.2. While-watching activities …………………………………...................... 55
4.3. After-watching activities……………………………………..................... 58
Unit 5. SHOPPING………………………………………………………....... 59
5.1. Pre-watching activities ……………………………. ................................. 60
5.2. While-watching activities …………………………….............................. 62
5.3. After-watching activities……………………………………..................... 68
Unit 6. SIGHTSEEING AROUND .............................................................. 69
6.1. Pre-watching activities ……………………………. ................................. 71
6.2. While-watching activities ………………………….................................. 72
6.3. After-watching activities……………………………………..................... 79
Unit 7. FESTIVALS………………………………………………………...... 80
7.1. Pre-watching activities ……………………………. ................................. 81
7.2. While-watching activities ………………………………………………… 83
7.3. After-watching activities …………………………………….................... 87
Заключение ................................................................................................. 88
Учебно-методическое и программное обеспечение ............................... 89
– 3 –
Стр.3
Предисловие
Учебно-методическое пособие "Tactics for listening" представлено в соответствии
с ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность
Иностранные языки с учётом методических рекомендаций и примерной
ОПОП ВО.
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для организации
аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по формированию
и развитию аудитивных навыков, навыков говорения (диалогическая
и монологическая речь), расширению кругозора и повышению общей культуры
в рамках обязательной учебной дисциплины "Практический курс английского
языка".
Дисциплина имеет тесную связь с такими дисциплинами профессионального
цикла бакалавров как: Б1.Б.9 Иностранный язык; Б1.В.ОД.1 Практическая
фонетика, Б1.В.ОД.4 Практическая грамматика английского языка;
и дисциплинами по выбору в рамках ОПОП ВО по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) / направленность
Иностранные языки.
Цель освоения дисциплины "Практический курс английского языка"
заключается в развитии навыков устной и письменной речи в рамках изучаемых
тем 2 курса. В частности, формирование способности организовать
свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения, анализировать
устную и письменную речь, а также толерантно воспринимать социальные,
культурные и личностные различия. Данная цель включает в себя
приобретение знаний о системе и структуре языка и правилах его функционирования
в процессе иноязычной коммуникации. Цель дисциплины реализуется
через содержание обучения языку. Оно включает следующие аспекты:
материальный (средства языка и речи, в том числе тексты), идеальный (проблемы,
сферы общения) и процессуальный. Средства языка и проблемы
общения сосредоточены в учебной литературе. Она отобрана по принципу
соответствия современным требованиям к содержанию языкового образования
(учебная информация должна быть аутентичной, социально значимой
и культурологической) и в соответствии с задачами этапов обучения.
– 4 –
Стр.4
Задачи дисциплины:
1) дать представление обучающимся о системе и структуре языка
и правилах его функционирования в процессе коммуникации на английском
языке;
2) сформировать у бакалавров компетентности воспринимать, понимать
и анализировать устную, письменную и звучащую речь на английском
языке;
3) научить обучающихся использовать языковые средства для достижения
коммуникативных целей в конкретной ситуации общения в соответствии
с социокультурными особенностями английского языка;
4) развивать умение бакалавров работать в команде, толерантно воспринимать
социальные, культурные и личностные различия.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих
универсальных и профессиональных компетенций:
способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной
формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых)
языке(ах);
способность и готовность воспринимать, понимать и анализировать
устную и письменную речь на изучаемых иностранных языках;
способность и готовность использовать языковые средства для достижения
коммуникативных целей в конкретной ситуации общения в соответствии
с социокультурными особенностями изучаемых иностранных языков.
В
результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть
следующими компонентами компетенций:
знать:
способы решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
формы работы в команде, а также возможные социальные, культурные
и личностные различия участников коммуникативного взаимодействия;
способы и принципы достижения коммуникативных целей в конкретной
ситуации общения в соответствии с социокультурными особенностями
английского языка;
уметь:
осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах
на русском и английском языках для решения задач межличностного и межкультурного
взаимодействия;
работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные
и личностные различия;
воспринимать, понимать и анализировать устную, письменную и
звучащую речь на английском языке;
использовать языковые средства для достижения коммуникативных
целей в конкретной ситуации общения в соответствии с социокультурными
особенностями английского языка;
– 5 –
Стр.5
владеть:
способностью к коммуникации в устной и письменной формах
на русском и английском языках для решения задач межличностного и межкультурного
взаимодействия;
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные,
культурные и личностные различия;
способностью и готовностью воспринимать, понимать и анализировать
устную и письменную речь на английском языке;
способностью и готовностью использовать языковые средства
для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения
в соответствии с социокультурными особенностями английского языка.
иметь опыт:
решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
в устной и письменной формах на русском и английском языках;
использования языковых средств для достижения коммуникативных
целей в конкретной ситуации общения в соответствии с социокультурными
особенностями английского языка.
успешного понимания и анализа устной, письменной и звучащей
речи на английском языке.
организации и работы в команде.
По учебному плану трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных
единиц, 324 часа, из них аудиторная работа (практические занятия, интерактивные
формы занятий) – 118 часов; самостоятельная работа – 152 часа;
экзамен – 54 часа.
Для основных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины
для всех обучающихся, используются следующие формы и методы.
Контактная работа:
практические занятия – социально-активные методы: тренинг, дискуссия,
мозговой штурм, ролевая игра, коллоквиум, мультимедийная презентация
с докладом, дистанционные технологии и привлечение возможностей
сети Интернет;
индивидуальная работа с преподавателем – индивидуальная консультация,
работа с дополнительным материалом, беседа, морально-эмоциональная
поддержка и стимулирование, дистанционные технологии.
Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине "Практический
курс английского языка" предполагает не только изучение материала по каждой
теме модуля на основе печатных источников и Интернет-ресурсов,
но и выполнение практических заданий по темам модуля.
Индивидуальные занятия предусматривают отработку изученного
материала в виде тестовых заданий по темам модуля, изучение дополнительного
материала, практико-ориентированных заданий в рамках модулей.
–
6 –
Стр.6
Информационные технологии применяются на этапе презентации материала
и отработки в практико-ориентированных заданиях. Интернетресурсы
используются для подготовки самостоятельных и контрольных работ,
презентаций, подготовки и презентации рефератов.
По результатам каждого модуля проводится текущий контроль самостоятельной
работы обучающихся. Контроль результатов самостоятельного
освоения темы происходит через выполнение самостоятельных контрольных
работ, заданий тестового характера, практических заданий в рамках темы
модуля, организацию дискуссий, коллоквиумов.
Формы и виды текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации – рейтинг успеваемости, экзамен.
Образовательные и информационно-коммуникационные технологии
Практические занятия проводятся в традиционной и интерактивной
формах.
Информационные технологии применяются на этапе поиска информации,
написании рефератов и выполнении вариативных заданий.
Интернет-ресурсы используются для подготовки презентаций, подготовки
и реализации проектов.
Цель учебно-методического пособия “Tactics for listening” состоит
в формировании и развитии аудитивных навыков, навыков говорения (диалогическая
и монологическая речь), овладении специальной терминологией,
расширении кругозора и повышении общей культуры.
Цель учебно-методического пособия реализуется в следующих
задачах:
1) совершенствование навыков чтения и перевода;
2) развитие навыков аудирования, говорения и письма;
3) овладение базовой терминологией (в том числе устойчивые словосочетания,
фразеологические единицы, коллокации).
Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам 2 курса направления
подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки) (Направленность "Иностранные языки")
и включает в себя 7 разделов: "School Education", "Higher Education", "Teens
and tweens", "Hotel", "Shopping", "Sightseeng around", "Festivals". Каждый
из представленных разделов содержит все виды речевой деятельности, лексический
и грамматический материал.
Данное учебно-методическое пособие выстроено вокруг оригинальных
видеотекстов, лексических и грамматических упражнений для тренировки
умения грамотного употребления фонетических, графических, грамматических,
семантических и морфологических особенностей английских языковых
единиц в процессе формирования языковых навыков и речевых умений студентов,
а также универсальных учебных действий, связанных с освоением
иноязычной компетенции.
– 7 –
Стр.7
Каждый раздел включает пять этапов работы:
1) подготовительный;
2) рецептивный;
3) аналитический;
4) репродуктивный;
5) продуктивный.
Основная задача подготовительного этапа – снять трудности при
восприятии видеоматериалов. Для реализации этой цели студентам предлагаются
упражнения, которые предусматривают введение и тренировку новых
лексических единиц, активизацию уже изученного лексико-грамматического
материала через ответы на вопросы, работы со словарем.
Рецептивный этап работы включает в себя упражнения на восприятие,
понимание и запоминание информации: расширение словарного
запаса обучающихся и анализ изучаемых лексических единиц (выявление
многозначности, подбор синонимов, антонимов, производных и т.д.), перевод.
Аналитический
этап работы ставит своей целью организацию учебной
деятельности по осознанному овладению структурой монолога и диалога,
написание письма, эссе. В рамках данного этапа предполагается работа
с письменным текстом, который представляет собой скрипт просмотренной
видеоинформации. На данном этапе, на сознательном уровне формируется
алгоритм программы построения собственного монологического или диалогического
высказывания, эссе или письма.
Далее учебная деятельность организуется в рамках репродуктивного
этапа, который предполагает тренировку учащихся в рамках условноречевых
упражнений. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена
заданиями на пересказ, его расширение, построение с соблюдением
их структуры и основных характеристик.
Продуктивный этап работы является завершающей ступенью работы
по формированию иноязычных навыков и умений. Целью данного этапа
является обеспечение практики в общении. Студентам предлагаются упражнения,
предполагающие неподготовленную речь, которая осуществляется
в индивидуальном, парном и групповом режимах. Содержательная сторона
комплекса упражнений представлена комментированием событий, обсуждением
проблем, драматизациями, ролевыми играми, дискуссиями и т.д.
Распределение учебной нагрузки представлено в таблице № 1.
– 8 –
Стр.8