ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РОССИЙСКОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
СБОРНИК
Сургут
2012
1
Стр.1
ББК 74.202.42(2)к12я43
УДК 376.2(470+571)(094)(08)
Р 76
Рецензент:
Сургутского государственного педагогического университета
Капустина Наталья Геннадьевна,
кандидат психологических наук
Российское законодательство по инклюзивному образоР
76
ванию : сборник нормативно-правовых актов / сост. : О.Ф. Богатая,
И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ,
2012. – 154 с.
ISBN 978-5-93190-286-9
В сборнике представлены нормативные документы российского
уровня, регламентирующие организацию интегрированного
и инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Предназначен студентам педагогических специальностей,
специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам,
учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми
с особыми образовательными потребностями, а также их
родителям.
ББК 74.202.42(2)к12я43
УДК 376.2(470+571)(094)(08)
ISBN 978-5-93190-286-9
2
Сургутский государственный
педагогический университет, 2012
Стр.2
Введение
Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья в Российской Федерации составляют
документы нескольких уровней: международные, федеральные,
правительственные, ведомственные и региональные.
К международно-правовым документам, определяющим положение
ребенка в современном мире, относится, прежде всего, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. «Конвенция ООН
о правах ребенка», ратифицированная Верховным Советом СССР
13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской
Федерации как правопреемницы Советского Союза.
Основным Федеральным законом, обеспечивающим развитие
специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,
служит закон РФ «Об образовании» (принят 25 октября 1991 г.).
Закон содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих
право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии
с имеющимися у них потребностями и возможностями.
За годы существования закона в его статьи 11 раз вносились различные
дополнения и уточнения, что позволило в значительной мере обновить
его с учетом меняющихся реалий.
Среди ведомственных нормативных документов, обеспечивающих
развитие образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья в России, следует выделить «Концепцию реформирования
системы специального образования», принятую коллегией Министерства
образования РФ 9 февраля 1999 г.
Согласно Концепции образование учащихся-инвалидов должно
предусматривать создание для них специальной коррекционноразвивающей
среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия
и равные с «обычными» детьми возможности для получения
образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития,
социальную адаптацию.
3
Стр.3
Вместе с тем в Концепции отмечается, что в Российской Федерации
еще недостаточно развита система дошкольной коррекционной
психолого-педагогической помощи детям; общественным воспитанием
охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет,
остальные воспитываются в семье; отсутствуют единая система раннего
выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической
помощи детям, консультирование семей; не разработан
государственный стандарт дошкольного образования детей,
имеющих отклонения в развитии.
В этом контексте в Концепции определяются наиболее значимые
направления совершенствования системы специального образования,
а именно:
структурная перестройка;
содержание и оценка качества образования, образовательные
технологии;
научно-исследовательская и инновационная деятельность;
обновление системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального
образования.
Важной составляющей нормативно-правовой базы специального
образования являются федеральные правительственные документы,
определяющие общеобразовательную и профессиональную подготовку
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее значимо в этом плане постановление Правительства РФ
от 12 марта 1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии». В соответствии с ним созданы
и функционируют коррекционные (компенсирующие) учреждения
дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные
учреждения, коррекционные учреждения начального профессионального
образования. Типовое положение распространяется на специальные
(коррекционные) образовательные учреждения различных видов:
для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих
и поздноослепших, для детей с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, для умственно отсталых детей. Оно регулирует
деятельность всех государственных, муниципальных специальных
(коррекционных) образовательных учреждений, создавая благоприятные
условия обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии
для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции
в общество.
4
Стр.4
Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного
выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения
их комплексного обследования, подготовки рекомендаций
по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения
форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические
комиссии. Законодательную основу
их деятельности составляют статья 50 Закона РФ «Об образовании»,
статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положение
о психолого-медико-педагогической комиссии и Положение о психолого-медико-педагогическом
консилиуме образовательного учреждения
(ПМПк)».
В письме Минобрнауки «О создании условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
предлагаются разные модели интеграции детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, представлены
рекомендации по созданию условий для их обучения и воспитания.
В
Единой концепции специального федерального государственного
стандарта для детей с ограниченными возможностями предложены
современные подходы к удовлетворению как общих, так и особых
образовательных потребностей данной категории детей, созданию
условий для получения детьми образования независимо от места проживания,
вида образовательного учреждения, тяжести нарушения психического
развития, способности к освоению «цензового» или «нецензового»
образования.
Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья в России в настоящее время опирается на многоуровневую
нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
В данном сборнике представлены статьи Конституции РФ, Федерального
закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
закрепляющие права детей на образование; проект Федерального
закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья (специальном образовании)»; изменения и дополнения по
вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,
предложенные в проект нового Федерального Закона Российской
Федерации «Об образовании»; Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»; Типовое положение о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспи5
Стр.5
танников с ограниченными возможностями здоровья; Положение
о психолого-медико-педагогической комиссии; Положение о психологомедико-педагогическом
консилиуме образовательного учреждения
(ПМПк); письмо Министерства образования и науки РФ «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами»; проект Единой концепции
специального федерального государственного стандарта для детей
с ограниченными возможностями.
Сборник предназначен студентам педагогических специальностей,
практическим специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам,
учителям-логопедам, психологам), работающим
с детьми с особыми образовательными потребностями, а также
их родителям.
6
Стр.6