ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1482)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Вероника Маанди (выпускающий редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Елена Шишмакова (редактор), Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹5’2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
М.М. Поташник
Противоестественный отбор
7
Новый механизм аттестации директора школы. Исход управленческого
корпуса общеобразовательных школ из профессии. Причины
увольнения директоров школ. Системный кризис управления образованием.
Выдавливание лучших руководителей. Манипуляции и правовые
нарушения муниципальных органов управления. Утрата смыслов
в работе директора школы.
Е.А. Ямбург
Дойти до сути
Опыт многократного прочтения
Януша Корчака
Д.Е. Шевелёва
Инклюзия — трансформация
возможностей: сближение
общей и специальной
педагогики
15
Книга «Как любить ребёнка» Я. Корчака. Личностное отношение
автора. Демифологизация жизни Я. Корчака.
25
Проблема о взаимодействии и соотношении общей и специальной педагогики
в инклюзивном образовании. Роль специальной педагогики при
образовательной интеграции и организации обучения детей с ОВЗ
в массовой школе. Психофизические особенности детей с различными
патологиями и необходимость специальных технологий для их обучения
и коррекционно-развивающей работы. Прикладные технологии и значение
специальной педагогики в инклюзивном образовании в России и
за рубежом. Вывод об обязательном включении специальной педагогики
в инклюзивное образование.
С.С. Невская
Антикриминальная педагогика
А.С. Макаренко
33
Концептуальные положения воспитательной системы А.С. Макаренко: морально-дисциплинарная
основа «удержания» личности в колонии (коммуне);
установка на коллектив как главный фактор формирования, развития
и воспитания личности, педагогическое мастерство педагогов-воспитателей
и руководителя колонии (коммуны). Значение воспитательной системы
А.С. Макаренко в наши дни. Исследование и внедрение зарубежом.
В.В. Бибикова
Первые учителя
национальных школ
на Енисейском Севере
в 20-å годы ХХ века
2
47
Первые учителя Туруханского края во второй половине 20-х годов
ХХ века и организация национальных школ. Разработка форм и методов
работы с детьми коренных народов Севера. Поиск оптимальных решений
для установления доверительных отношений с коренным населением.
Народное образование 5’2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
И.Г. Заверюха
Прирасти душой к труду, или
Как начать путь к полноте
бытия человека
59
Анализ опыта образовательной и производственной деятельности школ,
описанный в журнале «Народное образование». Новые горизонты
в системе образования, жизненные перспективы учеников, со школьной
скамьи вовлечённые в производственный процесс.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н.А. Заиченко,
М.В. Набокова
Цифровизация —òåñò на COVID
71
Различия в представлениях российской «профессиональной
общественности» (массовый респондент) и учителей и родителей
отдельно взятой школы (локальный респондент) о цифровизации до и
во время короновирусного карантина. Выводы о влиянии цифрового
образовательного опыта на представления участников образовательных
отношений о потенциале и рисках цифровизации общего образования.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
М.М. Поташник
Совесть не имеет аттестата
81
Не измеряемые эффекты образования. Совесть как результат
воспитания. Вопрос, который никогда не задают педагогам родители.
Массовые проявления отсутствия совести в обществе. Расчеловечивание
и образование.
В.В. Круглов,
Д.Л. Волкова
Потенциалы и риски цифровой
среды для воспитания
в дистанционном образовании
М.П. Гурьянова
Социально-педагогическая
профилактика агрессии
94
Актуальность профилактики и коррекции агрессивных проявлений
в образовательной среде. Результаты социально-педагогического
исследования деятельности социальных педагогов, работающих
в образовательных организациях, расположенных в городе и сельской
местности Курганской области. Социальные и педагогические
противоречия в практике. Методологические основания профилактики
и коррекции агрессивного поведения детей. Принципы и специфика
работы с детьми и родителями.
3
89
Риски и потенциалы цифровой среды в дистанционном образовании.
Проблемы при обучении онлайн. Новый взгляд на роли педагогов
и учащихся в новом пространстве обучения и их взаимодействие.
Народное образование 5’2020
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Д.А. Богданова
О юных предпринимателях
в Интернете
102
Молодёжь в окружении цифровых технологий — естественной среде обитания.
Активные действия в цифровой среде. Взаимодействие с технологиями
сквозь призму цифровой экономики. Попытки правительства, педагогической
общественности, исследователей, представителей бизнес-структур
в разных странах определить, какие знания и навыки приобретают молодые
люди, стремясь заявить о себе в цифровой среде, чему необходимо
дополнительно учить. Какими помимо коммерческих, знаниями и умениями
желательно обладать для грамотного поведения в цифровом мире.
Н.В. Кудрявая
Переход Через Альпы...
О педагогике духовного роста
110
Обзор книги Виталия Ремизова «Уроки Толстого и школа культуры»
(2019).
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.В. Хуторской
Почему и как возникла
дидактика
В.А. Ясвин
Субъективное отношение
к уч¸бе: разработка методики
диагностики
119
Естественная потребность человека в дидактике как форме осмысления
обучения. Данные о существовании дидактики за 500 лет
до Я.А.Коменского. Дидактика — автономная область знания.
126
Первичный этап разработки методики диагностики субъективного
отношения к учёбе. Методологические основы разработки методики.
Структурная матрица теоретического конструкта. Эмоциональный,
когнитивный, практический и поступочный компоненты субъективного
отношения. Познавательные и социальные мотивы деятельности, её
операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный компоненты.
Стимульный материал (опросник) и алгоритм обработки ответов
респондентов на примере.
Г.Б. Корнетов
Восхождение к методу
проектов Ульяма Килпатрика
Д.А. Иванов
Проектная работа на уроке:
как е¸ спланировать
по стандарту
А.Ф. Лисин
Онлайн обучение: опыт
в выпускном классе
137
Педагогика Уильяма Килпатрика. Метод проектов как средство
умственного и нравственного развития ребёнка, и как способ воспитания
субъекта демократии.
148
Проектирование современного урока. Концептуальная основа ФГОС
и методология проектов. Формирование проектного мышления.
Позиция учителя.
158
Школьное онлайн обучение. Интернет-программы и тематические
ресурсы. Реализованная схема организации этого процесса.
Несовершенство технических и тематических ресурсов и их доработка.
Использование обучающе-контролирующих тест-программ. Организация
усвоения нового материала, оценки и контроля педагогом.
4
Народное образование 5’2020
Стр.5
Д.С. Ермаков
«Гибкие» навыки
в школьном образовании
СОДЕРЖАНИЕ
165
«Гибкие» навыки (soft skills) — важный компонент метапредеметных
образовательных результатов. Отечественные и зарубежные подходы
к определению сущности и перечня «гибких» навыков. Практический
опыт их формирования у школьников. Проблема аттестации выпускников
в области soft skills.
Е.В. Валеева
Новые социотипы
и литература, или Классика
в визуальном мире
А.А. Мурашов
Визуализация
в педагогическом
общении
А.В. Леонтович,
Н.В. Мазыкина,
А.С. Саввичев,
173
Потребность осмысления методов изучения и преподавания литературы
в школе и вузе. Экстериоризация художественной литературы.
Соотношение литературного текста с внешним миром. Смысл текста
из окружающего мира, вне которого нет самого произведения.
Восприятие текста человеком. Читатель и его личные проблемы.
178
Визуализация — один из главных методических способов преподнесения
информации. Риторическая категория визуализации в контексте
деятельности учителя. Урок как диалог — оптимальный способ
познания. Визуализация как «мотивационная последовательность».
Визуальный код для полного и глубокого усвоения предмета.
186
Н.В. Свешникова,
А.С. Обухов
Конкурс имени
В.И. Вернадского:
развитие творческого
потенциала учащихся
Анализ проведения XXVII Всероссийских юношеских Чтений имени
В.И.Вернадского (5–14 апреля 2020 г.) в дистанционном режиме
c участием более 700 участников из 64 регионов России и 5 стран
мира. Специфика проведения массовых межрегиональных мероприятий
в online режиме. Методика проведения отдельных разделов программы
— дистанционной экспертизы, междисциплинарной секции, хакатона.
Примеры тематики исследовательских работ учащихся в разных направлениях
науки. Прогноз возрастания интереса к науке в связи с пандемией
коронавируса.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
Л.М. Перминова
«…Íå говори с òîñêîé: их íåò,
но с благодарностию: были»,
или Методологический
поворот в педагогике
К 95-летию Володара
Викторовича Краевского
193
Переход от постиндустриализма к постмодернизму и стремительное освоение
ценностей. Изменения в теории и практике отечественного образования.
Фундаментальное знание — системно-структурная методология,
научная теория, научный метод — основание, обеспечивающее устойчивость
развития теории и практики. В.В. Краевский, его идеи и работы
в эпоху стабильного развития общества, и эпоху перемен. Важнейшие
вехи научного наследия В.В. Краевского: теоретико-методологическое
обоснование педагогики как науки об образовании и специфики педагогической
теории; разработка культурологической теории содержания образования;
обоснование методологии педагогического исследования —
методологии педагогики.
Стр.6
Требования к материалам, представляемым в редакцию
для публикации для ВАКовских журналов
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общеприятыи, о огут
ополяться и изеяться по решеию реакции. Объ¸ статьи е олже превышать
35 000 заков (включая пробелы). Автор вправе преложить свой форат публикации.
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ: narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå авторской
справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
îëæîñòü.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
Место работы или уч¸бы.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Общие требоваия к офорлеию аучой статьи.
Иициалы и фаилия автора.
Назваие статьи.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
ïðîáëåó;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
алее в той же послеовательости ифорация привоится а аглийско языке.
краткое ввееие;
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
ти, что и постраичые соски, уерация источиков олжа совпаать с уерацией постраичых
сосок.
заключеие.
Ссылки и цитироваия в тексте офорляются постраичыи соскаи;
Список использоваых источиков в коце статьи строится в той же послеовательосУбедительно
просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Формат 84×108 1/16. Тираж 3400 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 13. Усл.-печ. л. 21,84. Заказ №
Подписано в печать 26.11.2020.
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Стр.7