ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1478)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹1’2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Смолин
Услуга или служение?
О некоторых философско-экономических
основах образовательной политики
7
Анализ «образовательной услуги» в представлениях учёных различных
научных школ и научных направлений. Противоречивость представлений.
Несводимость образовательной услуги к получению образования.
Дилемма — «служение образованию» и «оказание услуг» в образовании.
Полемика законодателя в вопросах образовательных услуг.
Авторские выводы о статусе образовательной услуги и её месте
в системе образования.
О.Н. Четверикова
Интеллектуальный регресс
как оборотная сторона
«цифровой школы»
М.М. Поташник
Война всех против всех
в российском образовании
В.Г. Боровик
Сохранение малокомплектных
школ, или Благие пожелания
российского Минпросвещения
Е.А. Ямбург
Но сегодня не так, как вчера
Почему мальчики внушают
веру в светлое будущее России
31
Проблемы внедрения цифровых образовательных технологий.
Возможные риски и угрозы «цифровой школы». Некоторые аспекты
опасных последствий внедрения, очевидные уже сегодня.
45
Противостояние в педагогической среде. Негативный образ школы,
формируемый в обществе. Честь и долг в профессии педагога.
Прецеденты педагогической некомпетентности и образ учителя.
Вера в позитивное будущее образования.
56
Статус малокомплектной (сельской) школы в Законе об образовании
в РФ. Внедрение системы подушевого финансирования и ликвидация
сельской школы. Малокомплектная школа в странах мира и отношение
к ней. Государственная позиция и позиция Минпросвещения России.
61
Внутренняя свобода и самоограничение. Ценность свободы и ценность
ответственности.
2
Народное образование 1’2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.Ф. Базарный
Эмоционально мотивированный
посильный творческий труд на
этапе детства — основа развития
здоровой, творческой
духовно-нравственной личности
Е.В. Доманский
Педагогика на развилке
цивилизационных сценариев
А.И. Субетто
Умозамещение
Как отражение капиталогенной
антропологической
катастрофы и предстоящие
«Роды Действительного Разума»
65
Вредные последствия для развития и здоровья детей принципов построения
академического урока. Аргументы автора в доказательство того,
что высшие человеческие потенциалы произрастают на основе специфических
технологий («агрокультуры» — на образно-символическом языке)
преображения врождённых инстинктивных программ жизни. Преображение
с помощью реальных мышечных усилий, с помощью реального
детского мотивированного труда.
80
В статье раскрывается проблематика смены ценностных оснований
образования в изменяющихся цивилизационных процессах.
87
Капиталорационализм человека и природы Земли. Конфликт с законами
природы и с законами бытия человека. Глобальный экологический кризис
и умозамещение. Признаки и формы умозамещения. Освобождение
человечества от «объятий» мировой финансовой капиталократии или
«мирового капитализма».
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
И.Э. Александрова
Гигиеническая оптимизация
урока и расписания, или
Как обезопасить здоровье
в цифровой образовательной
среде?
109
Быстрое развитие информационных ресурсов, возрастающая доступность
цифровых средств и повсеместное внедрение в образовательные
организации электронных средств обучения. Безграничные возможности
для доступа к информации. Интенсификация интеллектуальной деятельности
учащихся. Изменение трудности школьных предметов для детей.
Переутомление и риск здоровью. Потребность обоснования и разработки
технологий обеспечения безопасных для здоровья школьников условий
обучения в цифровой образовательной среде.
Л.С. Ручко
Проектирование программы:
управление или воспитание?
117
Введение стандартов для общего образования. Опыт системной организации
образовательного процесса. Специфика организации внеурочной
деятельности школьников на различных ступенях образования.
Расширение подходов к проектированию программ внеурочной деятельности
в рамках действующих стандартов основного общего образования.
Возможные пути решения организационных и содержательных
проблем.
3
Народное образование 1’2020
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Д.Е. Шевелева
Адаптация детей с особыми
образовательными
потребностями в массовой школе:
педагогические и социальнопсихологические
аспекты
Позиция уч¸ных разных стран
Е.Б. Цибизова
Дополнительное образование:
назначение, содержание,
проблемы разработки программы
Н.Г.
Семёнов
Юнармия как тренд,
проект и пример служения
Отечеству
121
Инклюзивное образование с точки зрения адаптации детей с ОВЗ
в массовой школе. Адаптация как педагогическая, психологическая
и социальная характеристики совместного обучения. Компаративистский
подход учёных разных стран. Общее понимание инклюзии и её условий,
учебная интеграция и социальное включение учащихся с ОВЗ.
129
Назначение образовательной программы дополнительного образования.
Дифференциация документа и программы развития по цели и содержанию.
Практический опыт определения структуры образовательной
программы дополнительного образования в соответствии с нормативными
требованиями.
136
Основные положения и перспективы военно-патриотического
воспитания молодёжи на примере общественного движения
Юнармия. Педагогическая трактовка юнармейского движения
в контексте патриотического воспитания, реализующего вариант
природосообразного обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.А. Тестов
Принцип природосообразности
и обучение математике
141
Опора в обучении на чисто логическую последовательность математического
материала. Необходимость опоры на поэтапность изучения
основных математических понятий. Поэтапность формирования понятия
группы и понятия скалярной величины. Новый подход к изучению
математической индукции.
А.А. Мурашов
Формирование «чувства слова»:
творческие факторы
и психологическая специфика
149
Проблема упрощения речи учащихся в эпоху интенсивных диалогических
процессов, основанных на электронных средствах коммуникации.
Примитивность речи — отражение опасных процессов в шаблонном
и упрощённом мышлении. Обращение к художественной речи — лучшее
средство формирования выразительного и активного языкового
мышления. Влияние умело организованного взаимодействия текстов,
его восприятие разными органами чувств. Творческое активизирование
учебной деятельности. Обращение учителя к творческим, продуктивным
заданиям.
4
Народное образование 1’2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
М.А. Родионов,
О.М. Губанова
Мобильное обучение,
или Как использовать
приложения
А.В. Диков
Инфографика — возможности
социальных сервисов в решении
психолого-педагогических задач
157
Целесообразность использования мобильных приложений
в образовательном процессе. Методическая роль этих приложений,
условия и возможности их использования.
171
Использование инфографики в образовательном процессе. Социальные
сервисы и их возможности. Использование различных инструментов
инфографики и сервисов в решении психолого-педагогических задач.
ПЕРСОНАЛИИ
А.А. Остапенко
«Другая» Мухина.
Юбилейные рефлексии
183
Иные книги В.С. Мухиной. Научная глубина, обладающая почти
исчерпывающей полнотой мысли.
Стр.6
о огут ополяться и изеяться по решеию реакции. Автор вправе преложить свой
форат публикации.
справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
îëæîñòü.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
Место работы или уч¸бы.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Требования к материалам, представляемым в редакцию для публикации
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общепризаыи,
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ: narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå авторской
Общие требоваия к офорлеию аучой статьи.
Иициалы и фаилия автора.
Назваие статьи.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
ïðîáëåó;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
çàêëþ÷åèå;
алее в той же послеовательости ифорация привоится а аглийско языке.
краткое ввееие;
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
постраичые соски при цитироваии;
список используеых источиков а русско языке и а латиице, офорлеой
по ГОСТ Р 7.05-2008.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 12.03.2020. Формат 84×108 1/16. Тираж 3670 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 12. Усл.-печ. л. 20,16. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7