Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство образования Новосибирской
области
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Председатель редакционного совета
ф К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, проРЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ
ессор, ректор НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф., НИПКиПРО, г. НовоЛ.
сибирск
Б. Баряева, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, доцент, НГПУ, г. НовоМ
сибирск
ПГУ, г. Москва
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педаМгогики
и психологии профессионального образования
А.. Бэррэт, д-р филос. наук, проф. университета Айовы, США
A. Н. Иоффе, д-р пед. наук, доцент, МГПУ, г. Москва
Канг Ин Ук, д-р пед. наук, проф., декан университета Кёнхи,
B Южная Корея
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор КРИПКиА.
ПРО, г. Кемерово
ГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
А. Дмитриев, д-р пед. наук, проф., декан факультета специальной
педагогики и психологии МГОУ, г. Москва
. З. Кантор, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Главный редактор
сВ. Я. Синенко, академик РАО, доктор педагогичеких
наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
д А. В. Молокова, доктор педагогических наук,
раоцент, проректор по научно-методической
боте НИПКиПРО
Литературный редактор:
Т. В. Захарова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства НГПУ, г. Новосибирск
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, главный эксперт отдела
высшей школы и развития педагогических кадров МиИ
нистерства образования Новосибирской области
. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Я. Я. Боргено, проректор по административно-хозяйственной
работе, заслуженный учитель РФ, г. Новосибирск
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доцент, НИПКиПРО, г. НоН
восибирск
. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. иноязычного
образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
А. А. Корольков, академик РАО, д-р филос. наук, проф., зав.
Р каф. философской антропологии и истории философии
А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., г. МоЮ
сква
. Т. Матасов, д-р псих. наук, проф., РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Л. В. Меньшикова, д-р психол. наук, проф., НГТУ, г. Новосибирск
C.
А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, зам. губернатора НоН
восибирской области
. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
М языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Ш. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., КРИРПО, г. Кемерово
. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт инЮ
ститута им. Гёте, г. Мюнхен, Германия
А. М. Сидоркин, д-р философии, канд. пед. наук, декан Колледжа
образования, г. Сакраменто, США
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова, Любовь Трошкина
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.02.20. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 12,09. Заказ № 7. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2020
Г. М. Вартапетова, канд. пед. наук, доцен, зав. каф. специальной
педагогики, инклюзивного образования и псиМ
хологии НИПКиПРО, г. Новосибирск
И. Г. Волчек, канд. пед. наук, НИПКиПРО, г. Новосибирск
. Новосибирск
. В. Габер, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. охраны здогровья,
ОБЖ, физической культуры и спорта НИПКиПРО,
АТ. И. Горелова, д-р пед. наук, НИПКиПРО, г. Новосибирск
. Ю. Горбунова, канд. пед. наук, доцент, НИПКиПРО, г. Новосибирск
A.
В. Запорожченко, канд. ист. наук, доцент, зав. каф. социально-гуманитарных
дисциплин НИПКиПРО, г. НовоНН
сибирск. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф., НГАУ
Т. А. Поцукова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. управления
образованием НИПКиПРО, г. Новосибирск
ИПКиПРО, г. Новосибирск
. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики
высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
. Н. Малахова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. педаНгогики,
воспитания и дополнительного образования
B. А. Семиреков, канд. пед. наук, доцент, НИПКиПРО, г. Новосибирск
.
Г. Чечулина, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. дошкольного
образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., НИПКиПРО, г. Новосибирск
ОВ.
Б. Рубанович, д-р мед наук, проф., НГПУ
Стр.3
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
пИнтеграционные аспекты
рофессионального роста учителя
Перегруженность учителя различного рода посторонней,
не связанной непосредственно с обучением
и воспитанием школьников деятельностью, постоянно
обсуждается на всех уровнях, так как негативно сказывается
не только на результатах учебно-воспитательной
работы, но и на психическом и соматическом здоровье
учителя.
Прежде всего, это изобилие многообразной отчетной
документации, «сползающей» с верхних «этажей»
власти непременно до учителя. Кроме этого, нередко
выполняются работы по заданию муниципальных властей
(предвыборная агитационная работа, участие в
подготовке и проведении различных муниципальных мероприятий, в микрорайоне и т. д.). Все это необходимо
прекратить.
Однако существуют внеучебные, внешкольные мероприятия, которые являются крайне необходимой
составляющей педагогической деятельности. Это и учебные занятия по повышению квалификации
учителя, и масса мероприятий по аттестации его профессионального уровня, и многочисленные научно-методические
конференции, семинары, круглые столы, творческие группы и т. д.
Эти мероприятия, с одной стороны, так или иначе направлены на непрерывный профессиональный
рост учителя, а с другой — требуют много времени на подготовку к ним, участие в их работе, наконец, на
внедрение в практику результатов научно-методического содержания этих мероприятий. Понятно, что
с учетом нынешних нагрузок учителя по учебно-воспитательной деятельности вследствие пресловутой
оптимизации штатного расписания указанная выше деятельность будет вести к серьезной перегрузке
учителя, что повлечет не только снижение качества учебно-воспитательной работы, но и снижение профессионализма
учителя.
Возникшее противоречие между временем основной трудовой нагрузки учителя (уроки и внеурочные
мероприятия с детьми) и временем, требующимся на различные формы роста его профессионализма,
можно существенно преодолеть путем интеграции всех мероприятий, необходимых для учительского совершенствования.
Три основных составляющих профессионального роста учителя — курсы повышения
квалификации, государственная аттестация и многочисленные научно-методические мероприятия могут
быть объединены в единый комплекс.
При этом курсы повышения квалификации должны носить проектно-индивидуальный характер.
В этом случае на первом докурсовом этапе учитель с помощью руководителей школы и методической
службы составляет проект роста своего профессионализма, на втором этапе курсовой подготовки
обеспечивается корректировка проекта и его реализация. В заключительной части этого этапа в присутствии
специальной комиссии проводится защита результатов проекта, что, по существу, заменяет
современную аттестацию учителя. Результаты этой защиты с предлагаемой категорией передаются в
главную аттестационную комиссию региона и по месту работы учителя. В ходе защиты учитель кроме
курсовых занятий показывает влияние на рост его профессионализма комплекса избранных им научно-методических
мероприятий. В послекурсовой период в условиях образовательной организации
обеспечивается практическая рефлексия результатов реализации проекта на втором этапе, система
мастер-классов, семинаров, консультаций по приобретенным на курсах знаниям и навыкам.
Дальнейшая практика учителя выявит другие проблемы в его профессионализме, что и будет являться
основанием для следующего цикла повышения квалификации. При таком подходе устраняется
формализм в системе повышения квалификации и обеспечиваются положительные мотивации к ее
осуществлению.
Стр.4