Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 520089)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Оценка интеллектуальной собственности (180,00 руб.)

0   0
АвторыТрещевский Дмитрий Юрьевич, Гладких Максим Олегович
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц86
ID685293
Аннотация В учебном пособии: - определены роль и место интеллектуальной собственности в инновационной деятельности организации; - раскрыты правовые основы охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности; - выявлена методология оценки рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности.
Кому рекомендованоРекомендовано обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры экономического факультета всех форм обучения.
Оценка интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] / Д.Ю. Трещевский, М.О. Гладких .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 86 с. — 86 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/685293

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оценка_интеллектуальной_собственности_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Оценка_интеллектуальной_собственности_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Учебное пособие Составители: М.О. Гладких, Д.Ю. Трещевский Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 2 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ 2.1 Развитие права интеллектуальной собственности и основные нормативные документы 2.2 Объекты интеллектуальной собственности и их классификация. Интеллектуальные права и субъекты интеллектуальных прав 2.3 Основы авторского права Российской Федерации: объекты, субъекты, интеллектуальные права авторов 2.4 Смежные права: объекты, субъекты, интеллектуальные права 2.5 Основы патентного права Российской Федерации: объекты, субъекты, интеллектуальные права 2.6 Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий 2.7 Права на отдельные объекты интеллектуальной собственности 2.8 Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности 3 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ 3.1 Интеллектуальная собственность в структуре нематериальных активов организации 3.2 Оценка рыночной стоимости интеллектуальной собственности ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3 4 6 11 11 16 21 27 32 36 46 53 61 61 69 82 84
Стр.3
1 УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Есть мнение, что обеспечить успех в бизнесе и прибыль можно двумя способами. Первый – за счет обладания какими-либо дефицитными или дешевыми ресурсами, за счет извлечения природно-сырьевой или административной ренты. Второй – за счет создания временной монополии предпринимателя, первым предложившего на рынок востребованный товар, то есть за счет инновационной деятельности. В современной экономической ситуации второй способ становится все более актуальным. Сегодня инновационная деятельность не столько путь к получению сверхприбыли, повышению конкурентоспособности и занятию лидирующих позиций на рынке, сколько насущная необходимость. Для того чтобы определить для себя понятие «инновационная деятельность», необходимо раскрыть сущность понятия «инновация». Как общеупотребительный термин «инновация» не имеет определенного содержания. Инновации (нововведения) основываются на новых знаниях, заменяя старое воззрение новым, приводя, таким образом, к развитию экономики и общества в целом. В менее широком понимании инновации трактуются как внедрение новых технологий, продуктов и форм материального производства с целью увеличения конкурентоспособности и получения прибыли коммерческими организациями. Помимо инноваций, возникающих в коммерческой сфере, необходимо также отметить возможность (даже необходимость) появления инноваций в иных сферах общественной деятельности, не связанных с предпринимательством. Результат реализации таких нововведений будет зависеть от преследуемой цели развития. Таким образом, можно утверждать, что инновация является результа6
Стр.6
том воплощения новой идеи, направленной на удовлетворение потребностей (решение проблем), приносящим положительный эффект. Часто инновационная деятельность рассматривается как сложная и диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими компонентами. Эффективность инновационной деятельности отдельной организации и полнота реализации ее инновационного потенциала находятся в зависимости от степени понимания организацией своего места в системе «идея-результат-потребитель». Научная литература связывает инновационную деятельность с понятием жизненного цикла инновации (ЖЦИ). ЖЦИ можно рассматривать в двух его проявлениях: - полный жизненный цикл – последовательность стадий развития инновации от момента зарождения фундаментальных основ её существования до её распространения и окончательного закрепления на рынке; - краткий жизненный цикл – последовательность стадий от зарождения новой идеи до её коммерциализации. Полный жизненный цикл обычно включает в себя следующие стадии: - фундаментальные исследования – исследования, направленные на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их непосредственная цель – описание, объяснение и предсказание в процессах и явлениях действительности, составляющих предмет изучения на основе открываемых законов; - прикладные исследования – направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей; - опытно-конструкторские работы – предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта; 7
Стр.7
- техническое освоение – предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции; - производство – на этой стадии осуществляется собственно производство продукта; - реализация/потребление – с точки зрения предприятия на данной стадии осуществляется комплекс мероприятий по доведению нового продукта до конечного потребителя. С точки зрения рынка на данной стадии производится потребление продукта в той сфере деятельности, на удовлетворение потребности которой направлена инновация; - диффузия инновации – процесс распространения и многократного повторения инновации в других объектах и сферах деятельности, отличных от сферы первоначального внедрения. Краткий жизненный цикл инновации может включать в себя любую последовательную совокупность стадий полного жизненного цикла, так как очевидно, что новая идея может возникнуть на любой из них. Количество стадий ЖЦИ, происходящих в отдельной организации варьируется в зависимости от многих факторов: цели инновационной деятельности, размер организации, рыночные позиции, взаимосвязи с прочими хозяйствующими субъектами и т.п. В этой связи очевидным становится факт, что абсолютное большинство организаций завязывают свою инновационную деятельность именно на краткий ЖЦИ. Таким образом, инновационная деятельность может быть представлена как совокупность процессов поиска и воплощения идеи в конечный результат с последующей реализацией его на рынке и/или применением его в какой-либо сфере общественной жизни. В системе управления инновационной деятельностью все большее значение приобретает именно управление результатами интеллектуальной дея8
Стр.8
тельности, то есть интеллектуальной собственностью. Результаты инновационной деятельности, полученные на стадиях НИОКР (фундаментальные и прикладные исследование, опытноконструкторские работы), обладающие определенной степенью новизны и охраноспособностью могут определяться как объекты интеллектуальной собственности, права на которые охраняются законодательно. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ) интеллектуальная собственность (ИС) – результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. С экономической точки зрения интеллектуальную собственность можно рассматривать как ценность в виде составной части интеллектуального капитала, т.е. как актив, обладающий способностью приносить доход. Величина дохода, который способна приносить интеллектуальная собственность, зависит от формы её коммерциализации (использования с целью получения прибыли). Основными формами коммерциализации можно назвать: - самостоятельное использование ИС; - передача права её использования другим лицам. В любом случае, коммерциализации интеллектуальной собственности должна предшествовать оценка её стоимости: в случае самостоятельного использования – для планирования инновационного проекта и привлечения инвестиций, во втором – для определения стоимости переданного права. Так или иначе, управление интеллектуальной собственностью – одна из функций менеджера инновационной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями профессионального стандарта к данной профессии. Реализация указанной функции предусматривает выполнение мероприятий по правовой охране и эффективному использованию интел9
Стр.9
лектуальной собственности, сбору и анализу патентной информации, оценке стоимости интеллектуальной собственности, лицензионных соглашений и др. Т.е., в аспекте практической управленческой деятельности управление интеллектуальной собственностью – это деятельность организующего, координирующего, аналитического характера, осуществляемая в рамках общей инновационной стратегии организации. В качестве основных задач данного управленческого процесса можно выделить: - оптимизация структуры интеллектуальной собственности, соблюдение баланса между различными ее элементами; - обеспечение непрерывного процесса кругооборота интеллектуальной собственности; - обеспечение максимальной отдачи от использования интеллектуальной собственности при наименьших затратах; - повышение ценности интеллектуальной собственности для организации и для общества в целом. Вопросы для самопроверки: 1 Что такое «инновация»? 2 От чего зависит эффективность инновационной деятельности? 3 Что такое «жизненный цикл инновации»? 4 Каковы стадии жизненного цикла инновации? 5 Дайте определение термину «инновационная деятельность». 6 Как трактуется термин «интеллектуальная собственность» в соответствии с ГК РФ? 7 Каково ценностное содержание интеллектуальной собственности? 8 Что такое «управление интеллектуальной собственностью»? 9 Какие основные задачи решаются при управлении ИС? 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически