Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

0   0
АвторыТудупова Туяна Цибановна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц101
ID685273
АннотацияВ учебное пособие включены материалы лекций, контрольные вопросы для усвоения теоретического материала, практикум по судебно- психологической экспертизе, тестирующая система и рекомендуемая литература. Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Предназначено для студентов, магистрантов, а также специалистов, интересующихся проблемами судебно-психологической экспертизы.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология
ISBN978-5-9793-1365-8
УДК159.9
ББК88.7
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / Т.Ц. Тудупова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2019 .— 101 с. — ISBN 978-5-9793-1365-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/685273 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ_ЭКСПЕРТИЗА.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ_ЭКСПЕРТИЗА.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2019
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88.7 С 15 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Р е ц е н з е н т ы Д. Р. Базарова, канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Н. Ц. Бадмаева, канд. психол. наук, доцент, педагог-психолог Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Министерства образования и науки Республики Бурятия С 15 Судебно-психологическая экспертиза: учебное пособие / сост. Т. Ц. Тудупова. ― Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2019. ― 100 с. ISBN 978-5-9793-1365-8 В учебное пособие включены материалы лекций, контрольные вопросы для усвоения теоретического материала, практикум по судебнопсихологической экспертизе, тестирующая система и рекомендуемая литература. Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Предназначено для студентов, магистрантов, а также специалистов, интересующихся проблемами судебно-психологической экспертизы. УДК 159.9 ББК 88.7 © Т. Ц. Тудупова, сост., 2019 ISBN 978-5-9793-1365-8 © Бурятский госуниверситет, 2019
Стр.2
Введение В реальной практике судебно-психологической экспертизы психологи сталкиваются с одним неоспоримым фактом: каждое уголовное дело уникально по-своему, каждый подэкспертный обладает ярко выраженной индивидуальностью своей личности, своей судьбы. При производстве конкретных экспертиз психолог должен уметь эффективно использовать специальные познания, не выходя за пределы профессиональной компетенции, для проведения психодиагностического исследования, составления заключения и формулирования экспертных выводов, которые могли бы полноценно использоваться судебно-следственными органами в качестве доказательства по делу. Но, чтобы считать себя настоящим профессионалом в области судебной экспертизы, психологу недостаточно усвоения каких-либо шаблонов исследования подэкспертных лиц. Необходимо учитывать и то, что производство судебнопсихологической и комплексных с нею экспертиз в уголовном процессе направлено на решение не менее важной задачи – усвоение экспертом-психологом всего многообразия основных организационно-правовых, теоретических, методологических, этических проблем судебно-психологической экспертизы, а также главных ориентиров практики проведения предметных видов экспертизы. Очень важную часть специальных познаний эксперта-психолога составляют знания о юридической и организационной регламентации его профессиональной деятельности. Зачем, кем, посредством каких документов назначается экспертиза? В каких формах используются психологические познания? В каких видах экспертизы может участвовать психолог? Каковы его права и обязанности? Без адекватного представления об этих и других организационноправовых вопросах невозможно полноценное производство экспертизы в уголовном процессе. Знание теоретических проблем (объекта, предмета деятельности эксперта-психолога, содержания и объема его специальных познаний) ориентирует психолога, в каких бы формах ни осуществлялось его взаимодействие с судебно-следственными органами, дает возможность правильной оценки вопросов, содержащихся в постановлении следователя или определении суда. Знание методологических принципов судебно-психологической экспертизы, понимание специфики экспертного психодиагностиче3
Стр.3
ского исследования позволяет психологу адекватно использовать весь методический арсенал в диагностической деятельности. Особо важно усвоение правильного соотношения экспериментальнопсихологического исследования и психологического анализа материалов уголовного дела: в психологическом анализе в полной мере проявляется использование познаний в теории психологии, а в эксперименте – в методах психологии. Проведение каждой конкретной судебно-психологической экспертизы невозможно без ориентировки в узловых вопросах предметных видов экспертизы: их юридического значения; вопросов, входящих и не входящих в компетенцию психолога; основных факторов, требующих исследования при определении при определении той или иной юридически значимой способности подэкспертного к осуществлению интересующей судебно-следственные органы психической деятельности; главных критериев, влияющих на судебнопсихологическую оценку изучаемых психических явлений. В отношении конкретных подэкспертных могут одновременно проводиться несколько предметных видов экспертизы: так, в отношении обвиняемого довольно часто совмещается экспертиза индивидуально-психологических особенностей и аффекта; в отношении потерпевшей по делу об изнасиловании – экспертиза беспомощного состояния и способности давать показания. В ряде случаев следствие и суд может интересовать способность не свидетеля или потерпевшего, а обвиняемого (подсудимого) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Но могут быть и более сложные сочетания предметных видов судебно-психологической экспертизы. Предметные виды судебно-психологической экспертизы не исключают того, что судебно-психологическая экспертиза может назначаться и по поводу иных обстоятельств, которые имеют значение и входят в компетенцию эксперта-психолога. Теория и практика судебно-психологической экспертизы – это не застывшая сумма знаний и навыков, а живая и развивающаяся область прикладной психологии. Важный импульс развитию судебно-психологической экспертизы придают и происходящее в настоящее время изменения в отечественном законодательстве, а разрабатываемые вопросы теории и методологии судебнопсихологической экспертизы должны способствовать осуществлению дальнейших исследований в этой области. 4
Стр.4
В процессе проработки лекционного материала студентам в целях самоконтроля знаний и оценки степени готовности к сдаче экзамена рекомендуется ответить на контрольные вопросы, которые даются после каждой лекции, а также на вопросы тестирующей системы, помещенной в конце лекционного курса. По данной дисциплине студенты сдают зачет с использованием тестирующей системы. 5
Стр.5
Лекция 1 История становления судебно-психологической экспертизы, ее основные этапы в России и за рубежом В истории становления судебно-психологической экспертизы выделяют четыре этапа. Первый этап связан с зарождением специальной отрасли психолого-юридических знаний в XVIII-XIX веках – юридической психологии. Второй этап связан с развитием экспериментальных (прикладных) исследований в области психологии в начале XX века. Третий этап – это период «застоя» экспериментальных исследований в психологии и длился порядка 30 лет. IV этап становления СПЭ ознаменовался подъемом в 50-60 гг. XX в. интереса к юридической психологии [3]. Рассмотрим подробно данные этапы. I этап. В XVIII-XIX веках зарождается специальная отрасль психолого-юридических знаний – криминальная, юридическая психология. В конце XIX века вместе с формированием криминалистики окончательно формируется криминальная психология. Наиболее интенсивно судебная психология как часть криминальной психологии развивалась в Германии в XIX веке, где впервые стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающихся психологии преступного поведения, психологии личности преступника и психологии свидетельских показаний. Первоначально судебная психология не всегда отграничивалась от судебной психиатрии, что наложило отпечаток на становление судебной психологии как самостоятельного метода. Основоположником криминалистики и судебной психологии признано считать австрийского юриста и создателя первого в мире музея криминалистики Ганса Гросса, который активно использовал в судебной практике материалы из области экспериментальной психологии. Во многом развитию судебной психологии содействовали вышедшие в 1950 г. работы Ганса Гросса «Криминальная психология» и работа Альфреда Бине (1900) «Внушаемость» о влиянии внушения на детские свидетельские показания. Альфред Бине – французский психолог, один из основателей экспериментального метода в психологии, впервые экспериментальным путем изучал вопросы, связанные с влиянием внушения на свидетельские показания малолетних. В 1902 г. эксперименты по определению достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог В. Штерн, задачей которого было не изыскание научно-обоснованных приемов получения показаний свидетелей, как у 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ