Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Языковые явления в системном и текстовом подходе: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБелошицкая Наталия Николаевна
АвторыАстахова Татьяна Николаевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц128
ID685194
АннотацияРассмотрен ряд языковых явлений разных уровней системной иерархии: проблематика значения и смысла, функционально-семантическая категория модальности, категория эвиденциальности и механизм лексико-синтаксической координации. В каждом разделе приведены вопросы для обсуждения и практические задания.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика», профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации» 45.03.02. Может быть использовано в курсе «Введение в теорию: Основы языкознания»
ISBN978-5-261-01373-0
Белошицкая, Н.Н. Языковые явления в системном и текстовом подходе: учебное пособие / Т.Н. Астахова; Н.Н. Белошицкая .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019 .— 128 с. — ISBN 978-5-261-01373-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/685194 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Языковые_явления_в_системном_и_текстовом_подходе_учебное_пособие.pdf
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Н.Н. Белошицкая, Т.Н. Астахова ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМНОМ И ТЕКСТОВОМ ПОДХОДЕ Архангельск 2019
Стр.1
УДК 81’373(075) ББК 81.2Рус-3 Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: Н.Н. Белошицкая, кандидат филологических наук; Т.Н. Астахова, кандидат филологических наук Рецензенты: З.З. Бзегежева, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской и русской филологии Сочинского государственного университета; Е.В. Боднарук, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой немецкой и французской филологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Белошицкая, Н.Н. Языковые явления в системном и текстовом подходе [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Белошицкая, Т.Н. Астахова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2019. – 128 с. ISBN 978-5-261-01373-0 Рассмотрен ряд языковых явлений разных уровней системной иерархии: проблематика значения и смысла, функционально-семантическая категория модальности, категория эвиденциальности и механизм лексико-синтаксической координации. В каждом разделе приведены вопросы для обсуждения и практические задания. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика», профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации» 45.03.02. Может быть использовано в курсе «Введение в теорию: Основы языкознания». Издательский дом им. В.Н. Булатова 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д.56 ISBN 978-5-261-01373-0 © Белошицкая Н.Н., Астахова Т.Н., 2019 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 5 РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМАТИКА СООТНОШЕНИЯ СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ СИСТЕМНОЯЗЫКОВЫХ И ТЕКСТОВЫХ ЕДИНИЦ ......................................................................................... 8 1.1. Общие вопросы соотношения смысла и значения ............................................ 8 Вопросы и задания ............................................................................................ 14 1.2. Конструкция. Предложение. Высказывание ................................................... 18 Вопросы и задания ............................................................................................ 23 1.3. Фактор пресуппозиции и фактор нормы в реализации значения................. 24 Вопросы и задания ............................................................................................ 29 Список литературы.................................................................................................... 30 РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТИВНО-МОДАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В СЕМАНТИКЕ КОНСТРУКЦИИ ......................................................................... 34 Вопросы и задания ............................................................................................ 40 Список литературы.................................................................................................... 40 РАЗДЕЛ 3. ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ...................................................................... 41 3.1. Эвиденциальность: подходы к определению .................................................. 41 Вопросы ............................................................................................................. 44 3.2. Семантические типы эвиденциальности ......................................................... 44 Вопросы .............................................................................................................. 50 3.3. Статус категории эвиденциальности ................................................................ 50 3.3.1. Типы языковых категорий ...................................................................... 51 3.3.2. Эвиденциальность как многомерная языковая категория .................. 55 Вопросы ............................................................................................................. 60 3.4. Средства выражения эвиденциальности в английском языке ....................... 61 3
Стр.3
Вопросы и задания ............................................................................................ 67 3.5. Связь категории эвиденциальности другими языковыми категориями ....... 68 3.5.1. Связь эвиденциальности и эпистемической модальности .................. 68 3.5.2. Связь эвиденциальности и авторитетности .......................................... 73 3.5.3. Связь эвиденциальности и оценочности .............................................. 75 Вопросы и задания ............................................................................................ 80 Список литературы.................................................................................................... 84 Лексикографические источники ................................................................ 90 Источники иллюстративного материала .................................................. 90 РАЗДЕЛ 4. ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ....................... 91 Вопросы .............................................................................................................. 99 Список литературы.................................................................................................. 105 Лексикографические источники .............................................................. 106 Источники иллюстративного материала ................................................ 106 ПРИЛОЖЕНИЕ ....................................................................................................... 108 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Основной целью учебного пособия «Языковые явления в системном и текстовом подходе» служит рассмотрение конкретных явлений языка: субъективной модальности, лексико-синтаксической координации, языковых конструкций на примере удостоверительно-вопросительных. Эти разноуровневые факты языковой системы демонстрирует широкую палитру актуализаций и проявления новых смыслов, обусловленных многочисленными когнитивнопрагматическими факторами. Рассмотрение вышеозначенных явлений осуществляется в рамках интегрального подхода. Интегральный подход позволяет преодолеть оппозицию между синхронией и диахронией, между текстом и кодом. Координация единиц разных языковых уровней всегда вызывали интерес исследователей. Взаимодействие аспектов структуры языка с особенной яркостью обнаруживает его живое функционирование и выявляет многие латентные процессы. Интегральные концепции языка преодолевают поуровневое разделение его единиц, объясняют внимание к проблемам словарной грамматики, грамматически значимой лексики. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика» профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации» 45.03.02. и может быть использовано при изучении курсов: «Введение в теорию: основы языкознания», «Лексикология». Также пособие может использоваться при работе по направлению подготовки 45.03.01. Филология, при изучении дисциплины «Современный русский язык: синтаксис». Языковая система представляет собой сложнейшее абстрактное образование, вызывающее большие сложности для познания начинающими филологами и лингвистами. Разумно, в этой связи, детально рассмотреть отдельные аспекты системы в подвидовой реализации на уровне текста: речи. Так, в подобной логике будут освещены вопросы соотношения значения и смысла, соотношение 5
Стр.5
единиц языка и речи, взаимодействие и взаимопроникновение языковых уровней. Это будет способствовать формированию целостной картины взаимодействия категорий языка и реализации их в речи. Первый раздел посвящен проблематике соотношения смысла и значения при анализе системноязыковых и текстовых единиц. Целью обращения к этой проблеме является рассмотрение вопросов соотношения смысла и значения в реализации единицами речи и языка, конкретнее – в реализации смысла и значения высказыванием и предложением. Целью обращения к этой проблеме является, главным образом, уточнение понятийного аппарата при последующем анализе фактического материала. Категория модальности рассматривается во втором разделе пособия. В современной лингвистике категория модальности рассматривается как функционально-семантическая категория, самым тесным образом связанная с проблемой соотношения языка, мышления и действительности. В содержании раздела будет представлена классификация модальных значений. Учитывая сложность категории и огромный объем накопленного лингвистического материала классификация позволит упорядочить сведения и помочь студентам освоить это явление языка. В рамках интегрированного подхода к изучению языка, модальность будет представлена также и на примере реализации значения определенной языковой конструкции – удостоверительновопросительной. Студенты должны научиться проникать в суть явлений и наблюдать, как происходит реализация значения в синтезе функционального, когнитивного и прагматического преломлений. В третьем разделе будет рассмотрена общеязыковая категория эвиденциальности. Актуальность изучения категории обусловлена значимостью изучения ссылок на источники информации в разных дискурсах. Данная категория лежит в основе понятия интертекстуальности и таким образом напрямую связа6
Стр.6
на с лингвистикой текста, толкованием текстов, с понятием референции и дискурсивизации. Явление лексико-синтаксической координации освещается в четвертом разделе учебного пособия. Общая линия исследуемых вопросов в рамках пособия органично подводит обучающихся к восприятию языковых явлений на стыке лексики и синтаксиса. Весьма уместным будет изучение этого механизма языка. Явление ЛСК требует реализации интегрального подхода, что несомненно способствует расширению лингвистического кругозора обучающихся и формированию комплекса профессиональных компетенций. ЛСК будет рассматриваться на примере синтетического материала – речевых построений на основе удостоверительной-вопросительной конструкции. Изложение материала интегрирует подходы смежных лингвистических дисциплин: когнитивной лингвистики, различных направлений прагмалингвистики (теории речевых актов, межкультурной прагматики, теории речевых жанров, теории речевого воздействия). В каждом разделе представлен теоретический материал, вопросы и задания для студентов, список использованной и рекомендуемой для дальнейшего изучения литературы. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ