Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Введение в языкознание для иностранных студентов (110,00 руб.)

0   0
АвторыНазарова Ирина Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц33
ID684882
АннотацияПодготовлено в отделении по работе с иностранными студентами филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для иностранных студентов-бакалавров 1-го курса гуманитарных факультетов.
Введение в языкознание для иностранных студентов / И.В. Назарова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 33 с. — 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/684882 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_языкознание_для_иностранных_студентов.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Введение_в_языкознание_для_иностранных_студентов.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Учебно-методическое пособие Составитель И.В. Назарова Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Языкознание как наука Тема 2. Язык как средство общения Тема 3. Происхождение языка Тема 4. Классификация языков Тема 5. Понятие о системе языка. Модели системы языка Тема 6. Фонетика Тема 7. Классификация согласных звуков Тема 8. Слог и слогоделение Тема 9. Ударение. Интонация Тема 10. Понятие о фонеме Тема 11. Изменение звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция Тема 12. Лексикология Тема 13. Многозначность слова Тема 14. Омонимы Тема 15. Синонимы и антонимы Тема 16. Расслоение словарного состава языка Тема 17. Грамматика. Морфема Тема 18. Части речи Тема 19. Предложение Список использованной литературы 4 5 7 10 10 11 12 14 15 17 18 19 21 23 25 26 27 29 30 32 3
Стр.3
«речевых» и «языковых» единиц. 4. c) Приведите собственные примеры, иллюстрирующие наличие a) Найдите в русском языке эквиваленты  английских слов: weekend, pet, fortnight _____________________________  немецких слов: Geschwister, Feierabend, stoeckeln ____________________  французских слов: confrontation (очная ставка), choucroute (квашеная капуста), doigt (пальцы рук), grain (внезапный короткий ливень с ветром) _________________________________________________________________ б) Найдите в иностранных языках эквиваленты русских слов: Кипяток _________________________________________________________ Сутки ___________________________________________________________ Погреб __________________________________________________________ Смекалка ________________________________________________________ Именинник _______________________________________________________ 5. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях: a) Барнаул (вывеска на железнодорожной станции) ____________________ b) Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович ___________________ c) Равносторонний прямоугольник называется квадратом______________ d) По-русски это тоже называется ― принтер ______________________ e) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! ________________________ f) Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (С. Есенин)_____ g) -А мама твоя как? - Спасибо. (В. Токарева «Все нормально, все хорошо») ____________________________________________________________ 6. Выражена ли в данном пушкинском тексте эмотивная функция? Если да, то с помощью каких средств? Выделите эти средства в тексте. Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем. Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим, Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 6
Стр.6
ТЕМА 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА 1. Предпосылки возникновения языка. 2. Гипотезы происхождения языка. Ответьте на вопросы: 1. Каковы биологические предпосылки возникновения языка? 2. Каковы социальные (общественно-исторические) предпосылки возникновения языка? 3. Какие гипотезы происхождения языка вы можете назвать? Выполните задания: 1. Прочитайте текст. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА Почему возникла необходимость в появлении языка? Как полагают учёные, у формирующихся людей появилась потребность что-то сказать друг другу. А почему появилась эта потребность? Да потому, что люди начали трудиться вместе, коллективно, началась социализация человека, то есть появилось общество. А что значит «трудиться вместе»? Ведь муравьи и пчёлы тоже трудятся вместе? Так, но не совсем. Ни один муравей, ни одна пчела не думают об общем благе и не планируют своих действий совместно с другими муравьями и пчёлами. Они трудятся рядом, но ими руководит только инстинкт, первая сигнальная система (по Павлову). Иначе у человека. Первобытные люди отличались от животных прежде всего тем, что подчиняли своё поведение, свои действия общим интересам. Первобытный человек, думая, как бы загнать и убить, например, мамонта, с самого начала знал своё место в коллективной охотничьей деятельности и понимал, что только строгое разделение трудовых обязанностей и умение временно поступиться своими непосредственными, личными интересами приведут охоту к успеху и обеспечат его пищей. Итак, чтобы человек отличался от животных, необходим совместный, коллективный труд. Но чтобы его организовать, людям необходимо было общаться друг с другом. Конечно, общаться — это ещё не значит говорить. Пока человек смог что-то сказать, прошло много времени; а сначала, по-видимому, люди общались жестами, телодвижениями, нечленораздельными выкриками, мимикой, пантомимой, звуковыми сигналами. Но уже этот первый человеческий язык, внешне ещё совсем не похожий на наш, был похож в главном: в своей основной функции. Он служил для общения людей в совместном труде. Позже возникла и другая функция 7
Стр.7
языка: он стал орудием мышления. Человек научился сознательно планировать свои действия — для этого-то, прежде всего, ему и нужен был язык. В какой-то момент развития человеческого общества труд, общение и сознание достигли уже такого уровня, что стал необходим новый качественный скачок. Появилось особое, специальное средство общения, которое стало базой для дальнейшего развития сознания, — это был язык в полном смысле слова. Развиваясь далее, язык претерпел два серьёзнейших изменения. Одно из них заключалось в том, что люди научились располагать слова одно за другим и понимать эту цепочку слов. Это очень важная, специфически человеческая способность: ни одно животное не может «понять» больше одного сигнала сразу. Так появилась грамматика. Второй этап был следствием первого. Овладев самим принципом последовательного расположения слов, человек смог распространить этот принцип и на организацию звуков в слове. Речь стала членораздельной, слово стало «собираться» из отдельных звуков и слогов. Из фонетически оформленной последовательности слов возникали сначала простейшие, а затем всё более сложные конструкции. Сами слова приобрели способность изменяться в зависимости от своей синтаксической функции, своего места в предложении — появились склонение и спряжение, то есть грамматика. Словарь мог расширяться как угодно. Усложнилась фонетика. И — что самое важное — у языка появились новые функции, например магическая: первобытный человек думал, что словом он может непосредственно воздействовать на мир, вызывая дождь или насылая порчу на своего врага. Сейчас на земном шаре нет ни одного языка, который сохранил бы память о ранних этапах его развития: даже языки самых «первобытных», архаичных по своей культуре народов, отражают один и тот же этап развития человеческой речи. Но если так, откуда мы знаем, что язык формировался именно таким образом, как он описан? С полной точностью мы этого не знаем. Но в нашем распоряжении есть данные многих смежных с лингвистикой наук: палеоантропологии, изучающей, как возник биологический вид «человек» со всеми его анатомофизиологическими особенностями; археологии, раскрывающей перед нами «дело рук» первобытных людей и позволяющей по остаткам их орудий, предметов быта восстановить уровень развития их сознания, особенности их мышления; нейрофизиологии и нейропсихологии, способных определить, какие из участков коры головного мозга сформировались раньше, какие — позднее. По материалам «Энциклопедического словаря юного филолога (языкознание)» (с. 242–243) 8
Стр.8
1. Ответьте на вопросы к тексту: 1. Почему возникла необходимость в появлении языка? _________________ _________________________________________________________________ 2. Чем отличались первобытные люди от животных? ___________________ _________________________________________________________________ 3. Назовите самые древние (первичные) формы общения людей. _________ _________________________________________________________________ 4. Перечислите основные функции языка. _____________________________ _________________________________________________________________ 5. Назовите первый этап в формировании языка. _______________________ _________________________________________________________________ 6. Расскажите о втором этапе формирования языка. ____________________ _________________________________________________________________ 7. Как в языке появляется грамматика? _______________________________ _________________________________________________________________ 8. Какие науки помогают узнать о формировании языка? ________________ _________________________________________________________________ 9. На какие вопросы помогают ответить смежные с лингвистикой науки? __ _________________________________________________________________ 2. Кратко, одним-двумя предложениями запишите главную мысль каждого абзаца текста «Происхождение языка»: 1.________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________ 4.________________________________________________________________ 5.________________________________________________________________ 6.________________________________________________________________ 7.________________________________________________________________ 8.________________________________________________________________ 9.________________________________________________________________ 10._______________________________________________________________ 11._______________________________________________________________ 12._______________________________________________________________ 3. Составьте назывной план к конспекту, запишите его. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Без опоры на конспект расскажите о происхождении языка. 9
Стр.9
ТЕМА 4 КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ 1. Типы классификаций языков мира. 2. Генеалогическая классификация языков. 3. Основные семьи и группы языков. Ответьте на вопросы: 1. На скольких языках говорит человечество? 2. Что такое языковая семья? 3. Как называются группы языков внутри языковой семьи? 4. Ветвью какой языковой семьи являются славянские языки? 5. Расскажите о составе китайско-тибетский языковой семьи. Выполните задания: чешский башкирский словацкий китайский 1. Распределите по языковым семьям и группам следующие языки: немецкий арабский турецкий вьетнамский грузинский таджикский голландский шведский эстонский афганский итальянский туркменский японский польский персидский украинский латышский киргизский хинди осетинский английский армянский болгарский испанский французский норвежский финский корейский баскский 2. Можно ли говорить о сходстве языков на основании приведенных совпадений слов? Мотивируйте свой ответ.  узбек. бурун (нос) и русск. бурун (пенная волна),  турец. burak (бесплодная земля) и русск. бурак (свекла),  турец. kulak (ухо) и русск. кулак (сжатая кисть руки).  франц. vache (корова) и русск. местоимение ваш,  франц. côte (берег) и русск. кот,  франц. mouche [mu∫] (муха) и русск. муж [муш]. ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ЯЗЫКА. МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА 1. Понятия системы и структуры. Основные типы систем. 2. Язык как определенный тип систем. 3. Уровневая модель системы языка. 4. Полевая модель системы языка. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.