Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Системно-деятельностный подход к психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий в основной общеобразовательной школе (220,00 руб.)

0   0
АвторыШибаева Людмила Васильевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц75
ID683827
АннотацияУчебное пособие предназначено для оказания поддержки аспирантам в процессе теоретической и практической подготовки к деятельности в качестве психологов высшей квалификации, готовых в сотрудничестве с педагогами общеобразовательных школ к организации долгосрочных масштабных исследовательских программ, позволяющих спланировать и организовать мониторинг метапредметных интегративных психических новообразований школьников отвечающих федеральным государственным стандартам. Пособие призвано помочь аспирантам как будущим кадрам высшей квалификации на основе современной методологии системно-деятельностного анализа интерпретировать универсальные учебные действия учеников основной общеобразовательной школы как комплексные новообразования, интегрирующие познавательные, социально-коммуникативные, личностные и регулятивные результаты образования. Новизна представленного в пособии содержания состоит в том, что в нем содержатся иллюстрации междисциплинарных психолого-педагогических программ формирования и диагностики предметных и метапредметных результатов образования.
Системно-деятельностный подход к психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий в основной общеобразовательной школе : учеб. пособие для аспирантов : направление подгот. 37.06.01 "Психологические науки", направленность "Педагогическая психология" по дисциплине "Педагогическая психология" / Л. В. Шибаева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 75 с. — URL: https://rucont.ru/efd/683827 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Системно-деятельностный_подход_к_психолого-педагогической_диагностике_универсальных_учебных_действий_в_основной_общеобразовательной_школе.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ АСПИРАНТОВ Наавление дгвки 37.06.01 Пихлгичекие наки Наавленнь «Педаггичекая ихлгия»  дицилине «Педаггичекая ихлгия» Сургут, 2018
Стр.1
Стр.2
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКУРГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКУРГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ АСПИРАНТОВ Наавление дгвки 37.06.01 Пихлгичекие наки Наавленнь «Педаггичекая ихлгия»  дицилине «Педаггичекая ихлгия» Сургут, 2018
Стр.3
УДК 373.1.012(075.8) БКК 74.202.2я73 Ш 55 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Реценз енты: Яковлев Б.П., доктор психологических наук, профессор кафедры профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета Бурменская Г.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Аникина В.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии МГППУ Ш 55 Системно-деятельностный подход к психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий в основной общеобразовательной школе : учеб. пособие для аспирантов : направления подгот. 37.06.01 Психологические науки, направленность «Педагогическая психология» по дисциплине «Педагогическая психология» / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; [авт.-сост. Л. В. Шибаева]. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 72, [1] с. Учебное пособие предназначено для оказания поддержки аспирантам в процессе теоретической и практической подготовки к деятельности в качестве психологов высшей квалификации, готовых в сотрудничестве с педагогами общеобразовательных школ к организации долгосрочных масштабных исследовательских программ, позволяющих спланировать и организовать мониторинг метапредметных интегративных психических новообразований школьников отвечающих федеральным государственным стандартам. Пособие призвано помочь аспирантам как будущим кадрам высшей квалификации на основе современной методологии системно-деятельностного анализа интерпретировать универсальные учебные действия учеников основной общеобразовательной школы как комплексные новообразования, интегрирующие познавательные, социально-коммуникативные, личностные и регулятивные результаты образования. Новизна представленного в пособии содержания состоит в том, что в нем содержатся иллюстрации междисциплинарных психолого-педагогических программ формирования и диагностики предметных и метапредметных результатов образования. В пособии проиллюстрирован репертуар средств и способов мониторинга метапредметных результатов. Приведены примеры того, как может осуществляется оценка глубины развивающего результата программ сопровождения интегративных новообразований учеников в форме психолого-педагогической диагностики неразрывно слитой с процессом обучения. УДК 373.1.012(075.8) БКК 74.202.2я73 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018 2
Стр.4
Предисловие Развитие сферы образования неразрывно связано с подготовкой кадров высшей квалификации, способных влиять на ее преобразование. В качестве такой лидирующей группы кадров высшей квалификации, способных придать необходимую динамику внедрению в практику образования новейших достижений психологической науки, должны выступать выпускники третьей ступени образования – аспирантуры, обучающиеся по направленности «Педагогическая психология» направления подготовки 37.06.01 Психологические науки. Подготовка призвана обеспечить высокий уровень ориентировки аспирантов в актуальных проблемах, затрудняющих для практиков сферы образования превращение фундаментальных научных достижений в инструмент достижения результатов образования. Эскиз достижений, представленный в перечне ФГОС основного общего образования, необходимо осмыслить со стороны психологически обоснованных путей их обеспечения в процессе особенным образом организованного сотрудничества психологов и педагогов. На описание конкретных направлений такого сотрудничества психолога высшей квалификации и педагогов при осуществлении мониторинга достижений школьников основной общеобразовательной школы и направлено представляемое учебное пособие. Оно иллюстрирует некоторые, но весьма важные направления: диагностики достижений в области универсальных учебных действий. В качестве иллюстраций выступают умения принимать и решать творческие задания различного масштаба (от локальных, предметно-дисциплинарных до масштабных проектных), а также умений, смыслового чтения и участия в дискуссиях на основе прочитанного в различных образовательных ситуациях, начиная от учебных диалогов на занятиях и завершая разнопозиционными проблемными дискуссиями, требующими обоснования и аргументации групповых решений. Учебное пособие поддерживает овладение аспирантами содержанием учебной дисциплины «Педагогическая психология», составляющей базу для сдачи кандидатского экзамена по специальности и выпускного государственного экзамена. Оно поддерживает овладение аспирантами важнейших разделов учебного содержания, касающихся современных методов исследований в области психологии образования, преодолевающей метод «срезов». Это касается, прежде всего, опоры в осуществлении методов исследования на принципы диагностики «зоны ближайшего развития», столь значимые для отечественной психологии, ориентированной на культурноисторический подход и на подход, подразумевающий деятельностную интерпретацию психических новообразований, выступающих результатами развивающего обучения. 3
Стр.5
Подготовка психологов, ориентированных в практике сотрудничества с педагогами, на реализацию принципов культурно-исторического и деятельностного подходов представляется важнейшей перспективой перехода от их деклараций к приобретению ими статуса реальных инструментов, способствующих оформлению инновационных образовательных сообществ, воссоздающих эти принципы в современной ситуации. Психологи, которые могли бы брать на себя ответственность не только за локальные исследования частных психических новообразований школьников, будучи ориентированными на функциональный подход к психике (диагностика и коррекция восприятия, памяти, мышления и т.п.), но подготовленные к участию в мониторинге интегративных достижений школьников, выступающих результатом коллективных усилий всех участников образовательной сообщества, в настоящее время как нельзя более востребованы в динамичной практике образования. Процесс подготовки психологов этого поколения необходимо ориентировать на принципы развивающего образования в высшей школе. Пособие «Системно-деятельностный подход к психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий в основной общеобразовательной школе» служит одним и возможных средств обеспечения такого подхода к сопровождению развивающихся выпускников третьей ступени образования педагогических университетов. Учебное пособие ориентировано на подготовку аспирантов, обладающих следующими универсальными и профессиональными компетенциями:  способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);  способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);  способностью и готовностью проводить исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной и педагогической деятельности, а также взаимодействия субъектов образовательного процесса на различных уровнях и ступенях образовательного процесса (ПК-1);  способностью и готовностью изучать психологическое влияние содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияние характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на развитие обучающихся на разных ступенях и уровнях образования (ПК-2). Аспиранты в процессе освоения содержанием разделов дисциплины «Психология обучения» и «Современные методы исследования в педагогической психологии» с опорой на учебное пособие осуществляют ориентировку в репертуаре требований к знаниям, умениям и средствам овладения способами решения проблем организации практики диагностики образова4
Стр.6
тельных результатов школьников, понимая многоуровневое строение как новообразований школьников, так и усложняющихся требований к профессиональной подготовке психолога. В каждом разделе пособия представлены требования, отвечающие профессионализму психологов. Они характеризуют вектор возрастания профессионального мастерства психолога сферы образования и соответствуют профессиональным стандартам. В процессе овладения содержанием дисциплины «Педагогическая психология» с опорой на учебное пособие «Системно-деятельностный подход к психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий в основной общеобразовательной школе» по разделам учебной программы «Психология обучения», «Современные методы исследования в педагогической психологии» знания, умения и опыт владения материалом учебного предмета аспиранта дополняться следующим содержанием: Знания: об универсальных учебных действиях (УУД) как системнодеятельностных новообразований школьников, на основе анализа их по аналогии с примерами таких новообразований как постановка и решение творческих задач на учебных занятиях и за его пределами, среди них – задач смыслового чтения и интерпретации прочитанного для участия в учебных и внеучебных дискуссиях; знание о направлении помощи педагогам в разработке многоуровневых учебных и внеучебных заданий для организации психолого-педагогического мониторинга по выявлению уровней сформированности намеченных УУД. Умения соотносить планы деятельности школьного психолога по формированию и диагностике обобщенных УУД с деятельностью педагогов, планировать и организовывать междисциплинарные программы, охватывающие учебные занятия и занятия дополнительного образования в процессе развития у школьников обобщенных познавательных и коммуникативных УУД; умения разрабатывать фрагменты междисциплинарных программ позволяющих школьникам актуализировать образовательный потенциал в значимых социальных и культурных событиях, умения участвовать в оформлении индивидуальных образовательных маршрутов школьников и диагностике их достижений. Владение средствами и способами планирования комплекса предметных и мета-предметных новообразований школьников в русле подготовки и осуществления междисциплинарных программ, объединяющих работу психолога и педагогов по формированию системных новообразований, интегрирующих познавательные, коммуникативные, социально-личностные новообразования: владение способами разработки и применения экспертных схем для мониторинга успешности участия школьников и их динамики в процессе осуществления индивидуальных образовательных маршрутов в позиции инициаторов и участников культурно-образовательных событий. 5
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.