ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ АСПИРАНТОВ
Наавление дгвки 37.06.01 Пихлгичекие наки
Наавленнь «Педаггичекая ихлгия»
дицилине «Педаггичекая ихлгия»
Сургут, 2018
Стр.1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКУРГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКУРГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ АСПИРАНТОВ
Наавление дгвки 37.06.01 Пихлгичекие наки
Наавленнь «Педаггичекая ихлгия»
дицилине «Педаггичекая ихлгия»
Сургут, 2018
Стр.3
УДК 373.1.012(075.8)
БКК 74.202.2я73
Ш 55
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Реценз енты:
Яковлев Б.П., доктор психологических наук, профессор
кафедры профессионального и дополнительного образования
Сургутского государственного университета
Бурменская Г.В., кандидат психологических наук, доцент
кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Аникина В.Г., кандидат психологических наук, доцент
кафедры общей психологии МГППУ
Ш 55
Системно-деятельностный подход к психолого-педагогической диагностике
универсальных учебных действий в основной общеобразовательной
школе : учеб. пособие для аспирантов : направления подгот. 37.06.01 Психологические
науки, направленность «Педагогическая психология» по дисциплине
«Педагогическая психология» / Департамент образования и молодеж. политики
Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования
ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; [авт.-сост. Л. В. Шибаева]. – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. –
72, [1] с.
Учебное пособие предназначено для оказания поддержки аспирантам в процессе
теоретической и практической подготовки к деятельности в качестве психологов
высшей квалификации, готовых в сотрудничестве с педагогами общеобразовательных
школ к организации долгосрочных масштабных исследовательских программ, позволяющих
спланировать и организовать мониторинг метапредметных интегративных
психических новообразований школьников отвечающих федеральным государственным
стандартам.
Пособие призвано помочь аспирантам как будущим кадрам высшей квалификации
на основе современной методологии системно-деятельностного анализа интерпретировать
универсальные учебные действия учеников основной общеобразовательной
школы как комплексные новообразования, интегрирующие познавательные, социально-коммуникативные,
личностные и регулятивные результаты образования.
Новизна представленного в пособии содержания состоит в том, что в нем содержатся
иллюстрации междисциплинарных психолого-педагогических программ формирования
и диагностики предметных и метапредметных результатов образования.
В пособии проиллюстрирован репертуар средств и способов мониторинга метапредметных
результатов. Приведены примеры того, как может осуществляется оценка
глубины развивающего результата программ сопровождения интегративных новообразований
учеников в форме психолого-педагогической диагностики неразрывно слитой
с процессом обучения.
УДК 373.1.012(075.8)
БКК 74.202.2я73
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018
2
Стр.4
Предисловие
Развитие сферы образования неразрывно связано с подготовкой кадров
высшей квалификации, способных влиять на ее преобразование. В качестве
такой лидирующей группы кадров высшей квалификации, способных придать
необходимую динамику внедрению в практику образования новейших
достижений психологической науки, должны выступать выпускники третьей
ступени образования – аспирантуры, обучающиеся по направленности «Педагогическая
психология» направления подготовки 37.06.01 Психологические
науки.
Подготовка призвана обеспечить высокий уровень ориентировки аспирантов
в актуальных проблемах, затрудняющих для практиков сферы образования
превращение фундаментальных научных достижений в инструмент
достижения результатов образования. Эскиз достижений, представленный
в перечне ФГОС основного общего образования, необходимо осмыслить
со стороны психологически обоснованных путей их обеспечения в процессе
особенным образом организованного сотрудничества психологов и педагогов.
На описание конкретных направлений такого сотрудничества психолога
высшей квалификации и педагогов при осуществлении мониторинга достижений
школьников основной общеобразовательной школы и направлено
представляемое учебное пособие. Оно иллюстрирует некоторые, но весьма
важные направления: диагностики достижений в области универсальных
учебных действий. В качестве иллюстраций выступают умения принимать
и решать творческие задания различного масштаба (от локальных, предметно-дисциплинарных
до масштабных проектных), а также умений, смыслового
чтения и участия в дискуссиях на основе прочитанного в различных
образовательных ситуациях, начиная от учебных диалогов на занятиях и завершая
разнопозиционными проблемными дискуссиями, требующими обоснования
и аргументации групповых решений.
Учебное пособие поддерживает овладение аспирантами содержанием
учебной дисциплины «Педагогическая психология», составляющей базу
для сдачи кандидатского экзамена по специальности и выпускного государственного
экзамена. Оно поддерживает овладение аспирантами важнейших
разделов учебного содержания, касающихся современных методов
исследований в области психологии образования, преодолевающей метод
«срезов». Это касается, прежде всего, опоры в осуществлении методов исследования
на принципы диагностики «зоны ближайшего развития», столь
значимые для отечественной психологии, ориентированной на культурноисторический
подход и на подход, подразумевающий деятельностную интерпретацию
психических новообразований, выступающих результатами
развивающего обучения.
3
Стр.5
Подготовка психологов, ориентированных в практике сотрудничества
с педагогами, на реализацию принципов культурно-исторического и деятельностного
подходов представляется важнейшей перспективой перехода
от их деклараций к приобретению ими статуса реальных инструментов, способствующих
оформлению инновационных образовательных сообществ,
воссоздающих эти принципы в современной ситуации.
Психологи, которые могли бы брать на себя ответственность не только
за локальные исследования частных психических новообразований школьников,
будучи ориентированными на функциональный подход к психике
(диагностика и коррекция восприятия, памяти, мышления и т.п.), но подготовленные
к участию в мониторинге интегративных достижений школьников, выступающих
результатом коллективных усилий всех участников образовательной
сообщества, в настоящее время как нельзя более востребованы
в динамичной практике образования. Процесс подготовки психологов этого
поколения необходимо ориентировать на принципы развивающего образования
в высшей школе. Пособие «Системно-деятельностный подход к психолого-педагогической
диагностике универсальных учебных действий в основной
общеобразовательной школе» служит одним и возможных средств
обеспечения такого подхода к сопровождению развивающихся выпускников
третьей ступени образования педагогических университетов.
Учебное пособие ориентировано на подготовку аспирантов, обладающих
следующими универсальными и профессиональными компетенциями:
способностью к критическому анализу и оценке современных научных
достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских
и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
(УК-1);
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования,
в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного
мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии
науки (УК-2);
способностью и готовностью проводить исследование психологических
фактов, механизмов, закономерностей учебной и педагогической деятельности,
а также взаимодействия субъектов образовательного процесса
на различных уровнях и ступенях образовательного процесса (ПК-1);
способностью и готовностью изучать психологическое влияние содержания
и форм организации образовательного процесса на его результаты,
влияние характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся
в условиях образовательной среды, на развитие обучающихся на разных
ступенях и уровнях образования (ПК-2).
Аспиранты в процессе освоения содержанием разделов дисциплины
«Психология обучения» и «Современные методы исследования в педагогической
психологии» с опорой на учебное пособие осуществляют ориентировку
в репертуаре требований к знаниям, умениям и средствам овладения
способами решения проблем организации практики диагностики образова4
Стр.6
тельных результатов школьников, понимая многоуровневое строение как
новообразований школьников, так и усложняющихся требований к профессиональной
подготовке психолога. В каждом разделе пособия представлены
требования, отвечающие профессионализму психологов. Они характеризуют
вектор возрастания профессионального мастерства психолога сферы образования
и соответствуют профессиональным стандартам.
В процессе овладения содержанием дисциплины «Педагогическая психология»
с опорой на учебное пособие «Системно-деятельностный подход
к психолого-педагогической диагностике универсальных учебных действий
в основной общеобразовательной школе» по разделам учебной программы
«Психология обучения», «Современные методы исследования в педагогической
психологии» знания, умения и опыт владения материалом учебного
предмета аспиранта дополняться следующим содержанием:
Знания: об универсальных учебных действиях (УУД) как системнодеятельностных
новообразований школьников, на основе анализа их по аналогии
с примерами таких новообразований как постановка и решение творческих
задач на учебных занятиях и за его пределами, среди них – задач
смыслового чтения и интерпретации прочитанного для участия в учебных
и внеучебных дискуссиях; знание о направлении помощи педагогам в разработке
многоуровневых учебных и внеучебных заданий для организации психолого-педагогического
мониторинга по выявлению уровней сформированности
намеченных УУД.
Умения соотносить планы деятельности школьного психолога по формированию
и диагностике обобщенных УУД с деятельностью педагогов, планировать
и организовывать междисциплинарные программы, охватывающие
учебные занятия и занятия дополнительного образования в процессе
развития у школьников обобщенных познавательных и коммуникативных
УУД; умения разрабатывать фрагменты междисциплинарных программ позволяющих
школьникам актуализировать образовательный потенциал в значимых
социальных и культурных событиях, умения участвовать в оформлении индивидуальных
образовательных маршрутов школьников и диагностике их достижений.
Владение
средствами и способами планирования комплекса предметных
и мета-предметных новообразований школьников в русле подготовки
и осуществления междисциплинарных программ, объединяющих работу психолога
и педагогов по формированию системных новообразований, интегрирующих
познавательные, коммуникативные, социально-личностные новообразования:
владение способами разработки и применения экспертных схем
для мониторинга успешности участия школьников и их динамики в процессе
осуществления индивидуальных образовательных маршрутов в позиции
инициаторов и участников культурно-образовательных событий.
5
Стр.7