Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология развивающего обучения (220,00 руб.)

0   0
АвторыЛазарев Валерий Семенович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц183
ID683824
АннотацияОт педагогов ожидают, что в результате их профессиональной деятельности дети приобретут не только новые знания, но у них будут развиты и новые способности. Но может ли образование влиять на развитие ума, воли, памяти, воображения и других психических функций ребенка и, если да, то как оно должно быть устроено, чтобы быть развивающим? Ответы на эти вопросы далеко не просты. Чтобы иметь обоснованную позицию по этим вопросам нужно опираться на научное знание. В учебнике на основании культурно-исторической теории развития психики и современных подходов к построению развивающего образования будущим педагогам даются сихологические ориентиры для решения задач анализа, оценки и построения своей профессиональной деятельности. В нем раскрываются основополагающие понятия развивающего образования применительно к дошкольному и школьному образованию. Дается характеристика методов и педагогических систем, реализующих идеи и принципы развивающего образования. Для студентов бакалавриата и магистратуры, работников образования, повышающих свою квалификацию.
ISBN978-5-93190-370-5
Психология развивающего обучения : учебник / В. С. Лазарев .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 183 с. — ISBN 978-5-93190-370-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/683824 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_развивающего_обучения.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Психология_развивающего_обучения.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В.С. ЛАЗАРЕВ УЕБНИК Сургут, 2018 1
Стр.1
УДК 37.015.3:159.922.7 ББК 88.62-2я73 Л 17 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор Шибаева Людмила Васильевна, доктор психологических наук, профессор Л 17 Лазарев, В. С. Психология развивающего образования : учебник / В. С. Лазарев ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры ; Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 182, [1] с. ISBN 978-5-93190-370-5 От педагогов ожидают, что в результате их профессиональной деятельности дети приобретут не только новые знания, но у них будут развиты и новые способности. Но может ли образование влиять на развитие ума, воли, памяти, воображения и других психических функций ребенка и, если да, то как оно должно быть устроено, чтобы быть развивающим? Ответы на эти вопросы далеко не просты. Чтобы иметь обоснованную позицию по этим вопросам нужно опираться на научное знание. В учебнике на основании культурно-исторической теории развития психики и современных подходов к построению развивающего образования будущим педагогам даются психологические ориентиры для решения задач анализа, оценки и построения своей профессиональной деятельности. В нем раскрываются основополагающие понятия развивающего образования применительно к дошкольному и школьному образованию. Дается характеристика методов и педагогических систем, реализующих идеи и принципы развивающего образования. Для студентов бакалавриата и магистратуры, работников образования, повышающих свою квалификацию. УДК 37.015.3:159.922.7 ББК 88.62-2я73 ISBN 978-5-93190-370-5  Лазарев В.С., 2018  Сургутский государственный педагогический университет, 2018 2
Стр.2
Оглавление Введение ............................................................................................................... 5 Глава 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ...................................... 7 1.1 Психика как форма регуляции поведения живых существ ....................... 8 1.2 Ограничения психики животных ............................................................... 15 1.3 Основные отличия психики человека от психики животных ................... 16 1.4 Могут ли высшие приматы овладевать человеческим языком и использовать его ................................................................................................ 23 Рекомендуемая литература ................................................................................. 26 Глава 2 ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ ................................................................... 27 2.1 Теории психического развития .................................................................. 28 2.2 О роли наследственности и среды в развитии психики человека ............. 33 2.3 Понятие развития психики в культурно-исторической теории ................ 38 2.4 Развитие восприятия в онтогенезе ............................................................. 41 2.5 Развитие памяти в онтогенезе .................................................................... 45 2.6 Развитие мышления в онтогенезе .............................................................. 48 2.7 Развитие воображения в онтогенезе .......................................................... 54 Рекомендуемая литература ................................................................................. 56 Глава 3 ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ......................................................... 58 3.1 Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому ..................... 59 3.2 Периодизация психического развития по А.Н. Леонтьеву ....................... 63 3.3 Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину ....................... 65 3.4 Периодизация психического развития по В.В. Давыдову ........................ 68 Рекомендуемая литература ................................................................................. 73 Глава 4 ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ .................................... 74 4.1 Теоретические взгляды на отношение образования и развития психики ................................................................................................................. 75 4.2 Отношение между образованием и развитием с позиций культурно-исторической психологии ................................................................... 77 4.3 Требования, которым должна удовлетворять образовательная система, чтобы быть развивающей ..................................................................................... 84 Рекомендуемая литература ................................................................................. 86 Глава 5 РАЗВИВАЮЩЕЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ .................... 88 5.1 Основные новообразования в психике дошкольников ............................. 89 5.2 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте .......................... 92 5.3 Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольника ...... 96 3
Стр.3
5.4 Игра и развитие произвольности поведения .............................................. 98 5.5 Игра и развитие самооценки ...................................................................... 102 5.6 Игра и развитие мышления дошкольников ............................................... 105 5.7 Игра и развитие воображения .................................................................... 107 5.8 Игра и развитие произвольной памяти дошкольников .............................. 109 5.9 Другие формы развивающего дошкольного образования ......................... 111 Рекомендуемая литература ................................................................................. 114 Глава 6 ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .................................................. 117 6.1 Программа дошкольного образования "Радуга" ........................................ 118 6.2 Программа дошкольного образования "Развитие" .................................... 122 6.3 Программа дошкольного образования "Истоки" ....................................... 127 6.4 Программа дошкольного образования "Золотой ключик" ........................ 133 Рекомендуемая литература ................................................................................. 139 Глава 7 РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА ........................................... 140 7.1 История создания ....................................................................................... 141 7.2 Теоретические основания системы ............................................................ 142 7.3 Принципы и цели образования в системе Эльконина-Давыдова ............... 143 7.4 Содержание и строение учебной деятельности ......................................... 145 7.5 Технология и формы организации учебного процесса в системе Эльконина-Давыдова............................................................................. 148 7.6 Контроль и оценка в системе Эльконина-Давыдова .................................. 154 7.7 Деятельность учителя в системе Эльконина-Давыдова ............................ 157 7.8 Результаты образования по системе Эльконина-Давыдова в сравнении с традиционным образованием ......................................................... 159 Рекомендуемая литература ................................................................................. 164 Глава 8 РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СИСТЕМА ЗАНКОВА ......................................................................... 165 8.1 История создания ....................................................................................... 166 8.2 Теоретические основания системы ............................................................ 167 8.3 Принципы и цели образования в системе Занкова .................................... 169 8.4 Содержание обучения в системе Занкова .................................................. 172 8.5 Технология и формы организации учебного процесса в системе Занкова ................................................................................................... 173 8.6 Деятельность учителя в системе Занкова .................................................. 175 8.7 Контроль и оценка в системе Занкова ....................................................... 176 8.8 Результаты образования по системе Занкова в сравнении с традиционным образованием ............................................................................. 177 Рекомендуемая литература ................................................................................. 179 Заключение ............................................................................................................ 181 4
Стр.4
Введение Может ли образование влиять на развитие ума, воли, памяти, воображения и других психических функций ребенка и, если да, то как оно должно быть устроено, чтобы быть развивающим? Ответы на эти вопросы далеко не просты. Представьте, что Вы присутствуете при диалоге трех учителей, обсуждающих, может ли образование влиять на развитие учащихся. Первый учитель. Способности детей и их развитие определяются генами, наследственностью. Мы на это влиять не можем. Учитель может передавать знания и чему-то учить, но что ребенок возьмет зависит от его способностей. Более способные, более одаренные от рождения дети возьмут больше, менее одаренные – меньше. Но даже, если те, кто менее способны, освоят все что им дают в школе, более способными, они не станут. Они просто будут больше знать. Поэтому, когда от нас требуют развивать учащихся, то требуют того, чего мы делать не можем. Программу развития человека определяет его природа. Второй учитель. Конечно, наследственность определяет, как ребенок будет развиваться. Но не могу согласиться с тем, что образование не влияет на развитие учащихся. Представим себе ребенка с хорошей наследственностью, но которого ничему не учили, и ребенка, не очень одаренного от рождения, но получившего хорошее образование, кто из них будет более развит? Я думаю последний. Одно дело – иметь хороший потенциал развития, а другое – его реализовать. Образование дает возможность каждому реализовать свой потенциал. Оно помогает развитию ребенка, так же как уход за растением способствует его развитию. Без ухода растение может даже зачахнуть, хотя потенциально оно способно развиваться. Третий учитель. Я думаю, что образование связано с развитием человека иначе. Наследственность, конечно, определяет задатки ребенка. Но задатки – это только одно из условий развития. Сравним врача, который лечил 200 лет назад и современного врача. Конечно, современный врач способен лечить те болезни, которые прежние врачи лечить не могли. Откуда у него появилась эта способность, из генов? Нет, благодаря образованию. И так во всем другом. Что такое развитие? Это появление в психике человека чего-то нового, новых способностей, которых раньше не было. Откуда они берутся? Не потому, что они "записаны" где-то в генах и созревают со временем, а потому что передаются от одних людей другим. Люди с лучшими задатками – будут осваивать больше и лучше, чем люди с меньшими задатками, но и те, и другие будут развиваться, обучаясь. 5
Стр.5
Решите какая из этих трех точек зрения Вам ближе. Возможно Вы сформулируете свою точку зрения, отличную от этих трех. А теперь представьте, что Вам задали вопрос: "Почему Вы так думаете, на чем основана Ваша точка зрения?". Сможете ли Вы аргументировать свою позицию? Профессиональный педагог должен быть способен это делать, обращаясь к научному знанию, к теории. Но не только аргументировать свою позицию, но и строить свою профессиональную деятельность в соответствии с теорией. В современной психологической науке существуют разные теории, объясняющие, что такое психика человека, каковы механизмы ее развития, каково отношение между образованием и развитием. Они будут рассмотрены в главах 1, 2 и 4. В этом учебнике вопрос об отношении образования и развития решается с позиции культурно-исторической теории психики, созданной выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским и развитой его учениками и последователями (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Она получила всемирное признание и является крупнейшим достижением отечественной психологической науки. С позиции культурноисторической теории, развитие ребенка происходит благодаря освоению им способов жизнедеятельности, созданных предыдущими поколениями людей, и закрепленных в культуре. Педагогика должна создавать условия для этого, ориентируясь не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития. Воспитание и обучение в культурно-исторической теории признаются всеобщими формами психического развития человека. Вместе с тем, исследования показали, что не всякое образование является развивающим. Оно даже может тормозить развитие. Чтобы образование создавало полноценные условия для психического развития детей, оно должно быть особым образом устроено. Центральные понятия, содержание которых раскрывается в этом учебнике, – понятия развивающего образования и развивающей образовательной системы. В учебнике на основании культурно-исторической теории развития психики и современных подходов к построению развивающего образования будущим педагогам даются психологические ориентиры для решения задач анализа, оценки и построения образовательной деятельности. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ