ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
И ОХРАНА
ЗДОРОВЬЯ
СБОРНИК СТАТЕЙ
II ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
C МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
Сургут,
30 марта 2018 года
Сургут,
2018
Стр.1
УДК 613.4(08)
Печатается по решению
ББК К51.204.0я431
З–46
Редакционно-издательского совета СурГПУ
З–46
Здоровый образ жизни и охрана здоровья : сб. науч. статей II Всерос. науч.-практ.
конф. с междунар. участием (Сургут, 30 марта 2018 года) / Департамент образования и
молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО –
Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; ред. сост. А. Э. Щербакова ; под общ. ред. М. А. Поповой. –
Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. –
321, [1] с.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2018
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ
СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Попова М.А. Эволюция здоровьесберегающих технологий в современном обществе ................... 7
Логинов С.И. Кардиореспираторная выносливость, вариабельность ходьбы и качество жизни ... 12
Куяров А.В. Микробиота и иммунитет человека ................................................................................. 24
Щербакова А.Э. Психологические аспекты сохранения здоровья .................................................... 28
Рагозин О.Н. Десинхронозы и здоровье. Гелиоклиматические факторы и хронопатология
северного региона ........................................................................................................................................ 32
Мальков О.А. Здоровье – основа безопасности жизнедеятельности ................................................. 43
Раздел 2.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Волкова Т.В., Долгополова Д.А., Попова М.А. Влияние коморбидного течения хронических
бронхообструктивных заболеваний и артериальной гипертензии на развитие хронической
болезни почек ............................................................................................................................................... 46
Каргаполов В.П., Сивенков В.А. Состояние физического здоровья студентов первокурсников
педагогического института ......................................................................................................................... 49
Кузовлева И.А., Соцкая Я.А. Оценка состояния клеточного иммунитета у больных острыми
респираторными вирусными инфекциями на фоне хронической обструктивной болезни легких ..... 51
Матвеева А.М. Анализ психического статуса пациента со стабильной стенокардией ................... 55
Мякоткина Г.В., Соцкая Я.А. Показатели перекисного окисления липидов у больных
неалкогольным стеатогепатитом на фоне пневмокониозов в сочетании с вегето-сенсорной
полинейропатией в периоде медицинской реабилитации ....................................................................... 59
Саламех К.А., Соцкая Я.А. Динамика показателей системы фагоцитирующих макрофагов
у больных острым тонзиллитом на фоне хронической обструктивной болезни легких ...................... 62
Сидорова Н.С., Соцкая Я.А. Состояние системы глутатиона у больных c хроническим
токсическим поражением печени и анемией на фоне перенесенного инфильтративного
туберкулеза легких ...................................................................................................................................... 66
Хабарова А.В., Соцкая Я.А. Динамика показателей цитокинов у больных неалкогольным
стеатогепатитом на фоне перенесенного инфекционного мононуклеоза в периоде медицинской
реабилитации ............................................................................................................................................... 70
Щербакова А.Э., Чистова В.В., Лакомкина А.С., Фадеева А.В. Функциональное
и психологическое состояние организма студентов педагогического университета в период
сессии ............................................................................................................................................................ 74
Якимович С.Е. Соцкая Я.А. Показатели микроциркуляции у больных хроническим вирусным
гепатитом в сочетании с хроническим некалькулезным холециститом на территории Луганской
народной республики .................................................................................................................................. 77
Раздел 3.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НА СЕВЕРЕ
Герасимчик О.А., Гирш Я.В. Влияние различной массы тела у детей и подростков Севера
на состояние липидного и углеводного обменов ..................................................................................... 81
Говорухина А.А., Слюсарь Е.Н. Взаимосвязь параметров качества жизни с показателями
вегетативной регуляции, состоянием сосудистой стенки и компонентным составом организма
в условиях Севера ........................................................................................................................................ 86
Долгополова Д.А., Попова М.А. Хроническая обструктивная болезнь легких и северные
широты: эффект синергии в развитии коронарных событий .................................................................. 90
3
Стр.3
Коньков В.З., Нифонтова О.Л. Тотальные размеры тела спортсменов и лиц не занимающихся
спортом в возрасте 9–11 лет ....................................................................................................................... 94
Конькова К.С., Нифонтова О.Л. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы
школьников 11–14 лет в зависимости от популяционной принадлежности .......................................... 97
Малюкова Т.И. Особенности сердечно сосудистой системы педагогов при формировании
синдрома эмоционального выгорания в условиях Севера ....................................................................... 100
Новоселова А.А. Особенности состояния механизмов регуляции студентов, проживающих
в условиях северного региона .................................................................................................................... 102
Палюшкевич А.С., Граудина В.Е. Распространенность избыточной массы тела и ожирения
в популяции урбанизированных ханты разных возрастных групп, проживающих
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ................................................................................... 107
Сетяева Н.Н., Нифонтова О.Л., Кодохмаева М.К. Изучение биопотенциалов головного
мозга школьников из числа коренных малочисленных народов Севера ............................................... 110
Раздел 4.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Багнетова Е.А. Ассертивность как необходимое качество личности педагога ............................... 114
Брайцева С.В., Арпентьева М.Р. Психологические причины, сущность и функции болезней
мочевыводящей системы ............................................................................................................................ 117
Ильиных Н.Е. Психологические аспекты сохранения здоровья обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи в период адаптации к условиям обучения в основной школе ................................ 122
Лапкина Е.В. Профилактика профессионального стресса преподавателей высшей школы ........... 125
Могунова М.Н., Сушкова А.В. Анализ понятия «здоровый образ жизни» как социальнопедагогической
категории .......................................................................................................................... 127
Мыльченко И.В., Чистова В.В., Щербакова А.Э. Современные представления
о психофизиологической стрессоустойчивости у спортсменов экстремальных видов спорта
в ХМАО-Югре ............................................................................................................................................. 130
Петров М.И. Актуальность духовно-нравственного воспитания учащихся .................................... 137
Ракшина Н.С. Восприятие времени студентами первого курса специальности «Лечебное дело»
с различным уровнем личностной тревожности ...................................................................................... 139
Селиверстова Г.П. Психофизиологические и психолого-педагогические аспекты проблемы
здоровья студентов профессионально-педагогического вуза ................................................................. 143
Штуккерт А.Л. Мотивация к занятия спортом у населения через популяризацию его
в СМИ ........................................................................................................................................................... 147
Раздел 5.
ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Булыгина И.И., Гаранина Е.Н., Елисеев А.В. Реализация концепции «Здоровый образ жизни
и спорт для всех» в условиях отеля «Sport Inn Hotel&Wellness» ............................................................ 152
Попова М.А., Дронь А.Ю. Здоровьесберегающие технологии у спортсменов с дисплазиями
соединительной ткани ................................................................................................................................. 156
Сафин Р.М. Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня подготовленности
спортсменов на Севере ................................................................................................................................ 162
Сибагатуллин А.Р. Методика воспитания скоростной выносливости у лыжников и лыжниц
на специально-подготовительном этапе тренировки ............................................................................... 165
Усачева А.В. Адаптационный потенциал женщин, занимающихся кроссфитом в северном
и южном регионах страны .......................................................................................................................... 167
Фурсов А.В., Синявский Н.И., Мартынцов А.Ф. Инновационные технологии мониторинга
физического потенциала населения ........................................................................................................... 170
Шаповалова И.А., Соцкая Я.А. Оценка эффективности гепадифа при лечении больных
хроническим токсический гепатит, соединенный с хроническим некалькулезным холециститом
и ожирением ................................................................................................................................................. 175
4
Стр.4
Раздел 6.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Ахтырская Е.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках обучения грамоте и русского
языка в начальной школе ............................................................................................................................ 179
Гильванов Р.Р., Антонова Э.И. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе
подготовки к ГИА ........................................................................................................................................ 183
Жигальская М.Н. Компенсаторно-нейтрализующие технологии в здоровьесберегающей
деятельности вспомогательной школы ..................................................................................................... 186
Изаак С.И. Мониторинг физического состояния учащихся образовательных учреждений ........... 189
Каштанова С.Н., Рябчун Н.И. Проектная деятельность на уроках письма и развития речи
как средство здоровьесбережения умственно отсталых младших школьников .................................... 194
Ложкина-Гамецкая Н.И., Мамедов В.Н. Формирование модели экологически безопасной
образовательной среды на уроках ОБЖ .................................................................................................... 197
Моисейчик Э.А. Здоровьесозидание как перспективное направление в формировании
физической культуры личности студента ................................................................................................. 201
Полянский С.А., Чиглинцев В.М., Привалова А.Г. Уровень знаний школьников среднего звена
о здоровом образе жизни ............................................................................................................................ 205
Снигур М.Е., Красавин М.П. Технология формирования основ здорового образа жизни
у дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи .... 207
Сухоносова А.А., Труфанова Г.К. Реализация здоровьесберегающих технологий в обучении
детей с ограниченными возможностями здоровья ................................................................................... 211
Томилова З.Р. Дополнительные занятия физкультурно-оздоровительной направленности
как средство формирования мотивации младших школьников к занятиям физической культурой ... 215
Черных Ю.А. Проблемы соблюдения режима сна и его влияние на здоровье и физическую
активность студентов технического вуза .................................................................................................. 219
Раздел 7.
ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Багнетова Е.А. Санитарно-гигиенические факторы здоровья педагога ........................................... 222
Болотская Л.А. Иммунотропные препараты в педиатрической практике ....................................... 227
Каримов Р.Р., Попова М.А., Щербакова А.А., Мыльченко И.В. Выявление предикторов
сердечно-сосудистого риска врачей неотложной помощи методом оценки уровня
функционирования физиологических систем ........................................................................................... 230
Кушникова И.П. Профилактика коморбидности у больных бронхиальной астмой ........................ 234
Рыбалка О.О. оценка результатов применения реабилитационных мероприятий у больных
бронхиальной астмой с сопутствующим сахарным диабетом 2-го типа с использованием
биоинформационного анализа ................................................................................................................... 238
Тилелюева Е.С. Организация профилактики ВИЧ-инфекции у подростков ..................................... 241
Тимощук А.С. Мировоззренческие вопросы трезвого образа жизни курсантов .............................. 244
Чиглинцев В.М., Магомедова З.А., Привалова А.Г. Уровень знаний школьников о мерах
профилактики сальмонеллеза ..................................................................................................................... 247
Чистова В.В., Мыльченко И.В., Дронь А.Ю. Донозологическая диагностика сердечнососудистых
дисфункций у биатлонистов высокой квалификации в соревновательный период ......... 250
Раздел 8.
КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Антонова Э.Р. Использование мобильных устройств как фактор нарушения правил
безопасности жизнедеятельности у современной молодежи .................................................................. 253
Ванданова Э.Л. Проблемы девиантного поведения и социального самочувствия детей
и подростков ................................................................................................................................................ 256
Ветвицкая Е.В. Культура здорового образа жизни студентов СИБГУ ............................................. 259
5
Стр.5
Вишневский В.А. Проектный подход к формированию компетенций, связанных с культурой
здорового и безопасного образа жизни студентов ................................................................................... 262
Джакенов А.Б. Формирование культуры безопасности учащихся на разных уровнях
образования .................................................................................................................................................. 265
Дорохова О.Ф. Формирование безопасного образа жизни у детей с особенностями
психофизического развития на уроках основы безопасности жизнедеятельности ............................... 268
Мыльченко И.В., Баландина А.Ю. Формирование культуры информационной безопасности
учащихся в условиях образовательного процесса .................................................................................... 271
Привалова А.Г., Чиглинцев В.М., Скрага Б.В. Формирование культуры безопасного поведения
в условиях города ........................................................................................................................................ 276
Сазанова М.Л., Попова Г.А. Формирование культуры здоровья студентов в ходе освоения
учебной дисциплины ................................................................................................................................... 279
Сарапульцева Л.А. Условия и механизмы формирования здорового образа жизни
студенческих семей ..................................................................................................................................... 282
Сушкова А.В., Могунова М.Н. Двигательная активность – один из обязательных факторов
здорового образа жизни студенческой молодёжи лесотехнических вузов ............................................ 285
Чеботарев Н.Ф. Здоровый образ жизни как составляющая профессиональной,
экономической культуры и человеческого капитала ............................................................................... 287
Шинкевич Ю.С. Современные здоровьесберегающие технологии студентов СИБГУ ................... 291
Раздел 9.
МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Асланханов М.А. Ожирение у детей младшего школьного возраста и его коррекция на уроках
физической культуры .................................................................................................................................. 293
Копылова В.В., Рыбина Л.Д. Влияние музыкального сопровождения на эмоциональное
состояние студентов во время занятий бальными танцами ..................................................................... 298
Михель О.И., Анисимова Л.Г. Развитие адаптивного спорта в Ханты-Мансийском
автономном округе ...................................................................................................................................... 300
Рябая С.А. Адаптивная физическая культура и спорт в регионах Российской Федерации ............ 306
Сетяева Н.Н., Шерстнева В.Ю. Развитие логического мышления и физической
подготовленности шашистов младшего школьного возраста с нарушением интеллекта средствами
адаптивного физического воспитания ....................................................................................................... 310
Уромова С.Е., Молоткова Д.Д., Молоткова Н.В. Опыт решения проблемы комплектования
групп лиц с ограниченными возможностями здоровья для обучения спортивным способам
плавания в условиях ФОК .......................................................................................................................... 315
Статья к разделу 4.
Беляева Ю.Н., Меликова С.А. Изучение уровня стресса и путей его преодоления у студентов
высших учебных заведений ........................................................................................................................ 319
6
Стр.6