На учно-ме т
о ди ческий
издается с августа 1986 года
ок№ 8 (297)тябрь 2018
Редакционный совет
кузнецов а. а.
председатель
редакционного совета,
академик РАО,
доктор пед. наук, профессор
абдуразаков м. м.
болотов в. а.
васильев в. Н.
григорьев с. г.
гриншкун в. в.
зенкина с. в.
каракозов с. д.
кузнецов а. а.
кравцов с. с.
Лапчик м. П.
родионов м. а.
рыбаков д. с.
рыжова Н. и.
семенов а. Л.
смолянинова о. г.
Хеннер е. к.
Христочевский с. а.
Чернобай е. в.
Редакция
григорьев с. г.
главный редактор
губкин в. а.
дергачева Л. м.
кириченко и. б.
коптева с. а.
кузнецова е. а.
рыбаков д. с.
федотов д. в.
Шарапкова Л. м.
Журнал входит в Перечень
российских рецензируемых
научных изданий ВАК,
в которых должны быть
опубликованы основные
научные результаты
диссертаций на соискание
ученых степеней доктора
и кандидата наук
учредители:
· российская академия образования
· издательство «образование и информатика»
ж урна л
иНформатика и образоваНие
Содержание
от редакции ..................................................................................................................................................................3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
Лапчик М. П., Нурбекова Ж. К., Рагулина М. И. опыт двудипломного магистерского
образования в университетах россии и казахстана ..................................................................................5
Бархатова Д. А., Ломаско П. С., Пак Н. И. модель смарт-среды для подготовки
будущих учителей информатики в области программирования в условиях сетевой
кластерно-распределенной интеграции ..................................................................................................... 11
Шкаберина Г. Ш., Краснов П. О. использование метода анализа иерархий для оценки
согласованности работы экспертов региональных предметных комиссий по проверке
заданий с развернутым ответом огЭ и егЭ ................................................................................................. 20
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Пак Н. И., Асауленко Е. В. Персонификация самостоятельной работы студентов
по формированию умения решать расчетные задачи на основе автоматизированной
обучающе-диагностической системы ........................................................................................................... 26
Евдокимов И. В., Еливанов А. С., Краснов И. З. , Носарев К. А. аспекты
формирования малых проектных групп программных проектов на основе сетевой
диаграммы проекта с учетом акмеолого-компетентностного подхода ........................................ 33
Карманова Е. В. особенности реализации смешанного обучения с использованием
среды Moodle ............................................................................................................................................................ 43
Алексеевский П. И., Аксенова О. В., Бодряков В. Ю. робототехническая реализация
модельной практико-ориентированной задачи об оптимальной беспилотной
транспортировке грузов ...................................................................................................................................... 51
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Sullivan D. J., Labby S., Koptelov A., Sullivan S. L. Experiences, frustrations, and barriers,
of iPad usage in the special education: Life Skills classroom from educators perspective ............ 61
Подписные индексы
в каталоге «роспечать»
70423 — индивидуальные подписчики
73176 — предприятия и организации
свидетельство о регистрации средства массовой
информации Пи №77-7065 от 10 января 2001 г.
издатель ооо «образование и информатика»
119261, г. москва, Ленинский пр-т, д. 82/2, комн. 6
тел./факс: (495) 140-19-86
e-mail: info@infojournal.ru
URL: http://www.infojournal.ru
Почтовый адрес:
119270, г. москва, а/я 15
Подписано в печать 31.10.18.
формат 60×901/8. усл. печ. л. 8,5
тираж 2000 экз. заказ № 564.
отпечатано в типографии ооо «Принт сервис групп»,
105187, г. москва, борисовская ул., д. 14, стр. 6,
тел./факс: (499) 785-05-18, e-mail: 3565264@mail.ru
© «Образование и Информатика», 2018
1
Стр.3
S cien tific -methodical jour nal
Редакционная коллегия
Болотов Виктор Александрович
академик рао, доктор пед. наук,
профессор, Центр мониторинга
качества образования института
образования Ниу «высшая школа
экономики», научный руководитель
Васильев Владимир Николаевич
чл.-корр. раН, чл.-корр. рао,
доктор тех. наук, профессор,
санкт-Петербургский национальный
исследовательский университет
информационных технологий,
механики и оптики, ректор
Григорьев Сергей Георгиевич
чл.-корр. рао, доктор тех. наук,
профессор, институт цифрового
образования московского
городского педагогического
университета, зав. кафедрой
информатики и прикладной
математики
Гриншкун Вадим Валерьевич
доктор пед. наук, профессор,
институт цифрового образования
московского городского
педагогического университета,
зав. кафедрой информатизации
образования
Кузнецов Александр Андреевич
академик рао, доктор пед. наук,
профессор
Лапчик Михаил Павлович
академик рао, доктор
пед. наук, профессор,
омский государственный
педагогический университет,
зав. кафедрой информатики
и методики обучения информатике
Новиков Дмитрий Александрович
чл.-корр. раН, доктор тех. наук,
профессор, институт проблем
управления раН, директор
Семенов Алексей Львович
академик раН, академик рао,
доктор физ.-мат. наук, профессор
Смолянинова Ольга Георгиевна
академик рао, доктор пед. наук,
профессор, институт педагогики,
психологии и социологии сибирского
федерального университета,
директор
Хеннер Евгений Карлович
чл.-корр. рао, доктор
физ.-мат. наук, профессор,
Пермский государственный
национальный исследовательский
университет, зав. кафедрой
информационных технологий
Бонк Кёртис Джей
PhD, Педагогическая школа
индианского университета
в блумингтоне (сШа), профессор
Дагене Валентина Антановна
доктор наук, факультет математики
и информатики вильнюсского
университета (Литва), профессор
Сендова Евгения
PhD, институт математики
и информатики болгарской
академии наук (софия, болгария),
доцент, ст. научный сотрудник
Форкош Барух Алона
PhD, Педагогический колледж
им. Левински (тель-авив, израиль),
ст. преподаватель
Сергеев Ярослав Дмитриевич
доктор физ.-мат. наук, профессор,
университет калабрии
(козенца, италия), профессор
Фомин Сергей Анатольевич
PhD, университет штата калифорния
в Чико (сШа), профессор
2
дизайн обложки данного выпуска журнала:
mrsiraphol — Freepik
Присланные рукописи не возвращаются.
точка зрения редакции может не совпадать с мнениями авторов.
ответственность за достоверность фактов несут авторы публикуемых материалов.
редакция оставляет за собой право менять заголовки, сокращать тексты статей и вносить необходимую
стилистическую и корректорскую правку без согласования с авторами.
воспроизведение или использование другим способом любой части издания без согласия редакции
является незаконным и влечет ответственность, установленную действующим законодательством
рф.
При цитировании ссылка на журнал «информатика и образование» обязательна.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
INFORMATICS AND EDUCATION
Table of Contents
From the editors ...........................................................................................................................................................3
PEDAGOGICAL PERSONNEL
M. P. Lapchik, Zh. K. Nurbekova, M. I. Ragulina. The experience of dual diploma master's
education in universities of Russia and Kazakhstan ........................................................................................5
D. A. Barkhatova, P. S. Lomasko, N. I. Pak. A model of smart environment for training
future informatics teachers in programming in a networked clustered and distributed
integration ................................................................................................................................................................... 11
G. Sh. Shkaberina, P. O. Krasnov. Use of the analytic hierarchy process for work
consistency estimation of experts of the regional subject commissions on assessment of the
problems with detailed answers of the General State Exam and the Unified State Exam ............. 20
PEDAGOGICAL EXPERIENCE
N. I. Pak, E. V. Asaulenko. Personification of students independent work on the formation
of the ability to solve computational problems on the basis of automated training and
diagnostic system ..................................................................................................................................................... 26
I. V. Evdokimov, A. S. Elivanov, I. Z. Krasnov , K. A. Nosarev. Aspects of forming small
project teams of software projects using the project’s network diagram and considering
the acmeology-competence approach ............................................................................................................ 33
E. V. Karmanova. The features of organizing blended learning using LMS Moodle ....................... 43
P. I. Alekseevsky, O. V. Aksenova, V. Yu. Bodryakov. Robotic implementation of the model
practice oriented problem of optimal unmanned cargo transportation ............................................. 51
FOREIGN EXPERIENCE
D. J. Sullivan, S. Labby, A. Koptelov, S. L. Sullivan. Experiences, frustrations, and barriers,
of iPad usage in the special education: Life Skills classroom from educators perspective ............ 61
Стр.4