ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра филологического образования и журналистики
Г.В. КУКУЕВА
ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ СТРУКТУРА
ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
«Научно-исследовательская работа
по русскому языку и литературе в школе»
44.04.01 «Педагогическое образование»
Направленность
Сургут, 2018
Стр.1
УДК 811.161.1’38(075.8)
ББК 81.411.2-5я73
К 89
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры
филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета
11 января 2018 года, протокол № 5
Рецензенты:
Лукашевич Е.В., доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедрой теории и практики журналистики
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
Ларкович Д.В., доктор филологических наук, профессор
кафедры филологического образования и журналистики
БУ «Сургутский государственный педагогический университет».
К 89
Кукуева, Г. В.
Художественно-речевая структура прозаического текста : учеб. пособие :
направление подгот. 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность
«Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе в школе» /
Г. В. Кукуева ; Департамент образования и молодеж. политики ХМО-Югры, Бюджет.
учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 124, [1] с.
ISBN 978-5-93190-368-2
Настоящее пособие написано в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению
подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры).
Учебное пособие посвящено изучению важнейшей категории текста – художественноречевой
структуре. Содержательная сторона издания направлена на формирование компетентностной
составляющей профессиональной деятельности магистра, обучающегося по программе
«Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе в школе».
В пособии представлены как теоретические, так и практические материалы, задания
для самостоятельного изучения и рубежного контроля. Отдельными учебными элементами
выделены «Примеры анализа композиционно-речевых структур прозаического текста, выполненные
студентами», «Методические рекомендации для студентов».
Данное пособие предназначено для филологов, интересующихся проблемами анализа
художественного текста, студентов, учителей общеобразовательных школ.
УДК 811.161.1’38(075.8)
ББК 81.411.2-5я73
ISBN 978-5-93190-368-2
© Кукуева Г.В., 2018
© БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2018
2
Стр.2
Посвящаю моему Учителю,
Алексею Андреевичу Чувакину
со словами глубокой благодарности.
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Место дисциплины в структуре учебного плана
Данное учебное пособие поддерживает курс по выбору «Художественно-речевая
структура прозаического текста», разработанный для магистрантов,
обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое
образование / направленность Научно-исследовательская работа по русскому
языку и литературе в школе.
Настоящее учебное пособие возникло в связи с усилением внимания
к изучению художественного текста как явления словесной культуры, что
зафиксировано в базовых документах по образованию, в частности, в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования
и в «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 9 апреля 2016 года, №237-р).
Курс «Художественно-речевая структура прозаического текста» относится
к блоку «Дисциплины по выбору» вариативной части учебного плана.
Курс связан с такими дисциплинами учебного плана, как «Методология
и методы научного исследования», «Лингвопоэтика», «Текст как объект литературоведческого
анализа», «Текст как объект лингвистического анализа».
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: научить анализировать художественно-речевую
структуру прозаического текста на основе методики описания композиционно-речевых
типов и форм речи, ведущих к пониманию образа автора.
Задачи дисциплины:
1) научить описывать базовые категории текста, обеспечивающие его
функционирование в коммуникативном пространстве;
2) сформировать практические навыки анализа художественно-речевой
структуры как экспликатора категории образа автора.
Планируемые результаты обучения
Процесс освоения учебной дисциплины «Художественно-речевая
структура прозаического текста» направлен на формирование у магистрантов
следующей компетенции:
готовность использовать филологические методы в научно-исследовательской
деятельности (ПК-23).
В результате обучения магистр должен:
Знать:
термины и понятия, изучаемые в рамках дисциплины;
подходы к описанию текста;
теорию и типологию конструкций с чужой речью;
методологию и методику анализа художественно-речевой структуры
прозаического текста.
4
Стр.4
Уметь:
анализировать составляющие композиционно-речевой структуры
прозаического текста с позиции формы, содержания и функциональной значимости;
выявлять роль стилистически маркированных языковых средств
в репрезентации категории образа автора.
Владеть:
навыками целостного филологического анализа;
методиками функционально-имманентного и ретроспективно-проекционного
анализов художественно-речевой структуры прозаического текста.
Иметь опыт:
самостоятельного анализа художественных прозаических текстов
с позиции филологически грамотного читателя.
Дисциплина «Художественно-речевая структура прозаического текста»
рекомендована студентам 2 курса магистратуры. Она предполагает систему
семинарских занятий, направленных на учебное исследование теоретических
положений теории текста и линвопоэтики в сочетании с глубокой
практической работой по изучению речевой структуры текста.
Методологическая составляющая курса базируется на объединении
лингвистического и литературоведческого аспектов, что позволяет представить
текст как сложный феномен коммуникативной природы. Данный курс
позволит студентам углубить знания в области теории текста и лингвистической
поэтики, усовершенствовать практические навыки по интерпретации и
анализу речевых особенностей прозаических произведений.
Смысловой стержень дисциплины – выработка у студентов практических
умений в исследовании особенностей композиционно-речевой организации
художественного текста как важнейшей составляющей репрезентации
категории образа автора, в анализе конструкций с чужой речью, стилистически
маркированных языковых средств, обеспечивающих эстетическое воздействие
на аудиторию и, в частности, на филологически образованного читателя.
Курс также нацелен на формирование технологии восприятия и
интерпретации словесного произведения.
Структура и содержание дисциплины носят практико-ориентированный
характер: компетенции, сформированные в ходе прохождения курса, могут
быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности магистра –
в процессе преподавания школьного курса литературы (анализ образов героев
и их речевых характеристик, анализ образа автора) и русского языка (стилистические
фигуры речи, способы передачи чужой речи на письме), а также
при подготовке к итоговой государственной аттестации.
Источником фактического материала, предлагаемого магистрантам
для практической работы, послужили прозаические тексты XIX-XXI вв. Выбор
материала позволяет с одной стороны, увидеть общие закономерности
в организации художественно-речевой структуры текстов (метод ретроспективно-проекционного
анализа), во-вторых, выявить и охарактеризовать динамику
изменения речевой структуры на фоне предлагаемого широкого контекста
(метод функционально-имманентного анализа).
Курс рассчитан на 72 часа, из них 32 часа аудиторной работы и 40 ча5
сов
самостоятельной работы.
Стр.5
Формы организации самостоятельной работы
В ходе освоения материала предполагается индивидуальное консультирование
студентов по проблемам, связанным с методикой анализа речевой
композиции и интерпретации художественного прозаического текста, поисковые
задания, нацеленные на отбор практического материала для анализа,
конспектирование научных работ по проблематике курса с дальнейшим составлением
опорных схем, таблиц, составление библиографии по отдельной
теме.
Формы и виды контроля
В процессе учебной деятельности используются различные формы текущего,
рубежного контроля: терминологический диктант, разработка поисковых
заданий, составление кластера, выступление с докладом на учебной
конференции, устный ответ в рамках занятия, практические задания с применением
методики анализа конструкций с чужой речью; проверочная работа
по каждому модулю, промежуточная аттестация – итоговая контрольная
работа.
Образовательные и информационно-коммуникационные технологии
При реализации различных видов учебной работы на занятиях используются
различные, в том числе интерактивные, формы занятий в соответствии
с ФГОС ВО, а именно: учебная конференция, дискуссия, поисковые задания,
групповая и индивидуальная работа.
чение
Материально-техническое и программно-информационное обеспеМатериально-техническое
обеспечение представлено ресурсами методического
кабинета филологического факультета. В качестве программноинформационного
и методического обеспечения выступают материалы образовательного
портала СурГПУ, электронные образовательные ресурсы сети
Интернет.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Проверка владения теоретическим и практическим материалом дисциМЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ,
плины «Художественно-речевая структура прозаического текста» осуществляется
в ходе работы на практических занятиях, а также в процессе оценивания
результатов самостоятельной работы магистрантов.
Текущий контроль успеваемости – участие в обсуждении вопросов
первого и второго модулей. Работы выполняются письменно, анализ работ
производится в рамках групповой работы. Обучающиеся объединяются
в группы по 2-3 человека, просматривают и анализируют ошибки друг
6
и заданий спецсеминара, а также результатов самостоятельной работы, выполнение
тестовых заданий из фонда оценочных средств.
Рубежный контроль – проверочные работы по итогам изучения тем
Стр.6
у друга, в ходе обсуждения предлагают варианты исправления допущенных
ошибок. Затем новое решение заданий предлагается всей аудитории, проводится
общее обсуждение правильности и эффективности исправленных
ошибок.
Промежуточная аттестация – аудиторная контрольная работа, которая
выполняется по вариантам. После проверки предлагается публичная защита
выполненной контрольной работы с обязательными комментариями
к допущенным ошибкам.
Задания, предлагаемые для текущего, рубежного и итогового контроля,
ранжируются по уровням сложности, предлагается несколько вариантов
для выбора. При выполнении заданий студент имеет право выбрать задание
с учетом его сложности, веса в баллах. В случае необходимости повышения
рейтинга имеется возможность выполнить дополнительное задание.
ОПИСАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНИВАНИЯ
ОСНОВНЫХ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценивание ответа магистранта осуществляется по 10-балльной системе.
Критерии
и показатели оценивания основных учебных результатов
Основные учебные результаты: устный/письменный ответ.
Критерии оценки: полнота, логичность, доказательность, самостоятельность
суждений, владение терминологией курса, самостоятельность
в интерпретации информации и анализа языковых единиц.
Оценка (10-балльная шкала оценки):
10-9 баллов:
грамотно применена научная терминология;
четко сформулирована проблема, тезис, предложены аргументированные
доказательства;
указаны и критически оценены основные точки зрения по обсуждаемым
вопросам;
аргументирована собственная точка зрения, обозначены наиболее
значимые в данной области научно-исследовательские проблемы;
представлен целостный анализ практического материала.
8-7 баллов:
применена научная терминология, но имеются неточности в понимании
и интерпретации отдельных понятий;
проблема сформулирована, высказаны аргументированные доказатерминологические
неточности частного характера;
высказано представление о возможных научно-исследовательских
тельства;
имеются недостатки в аргументации, допущены фактические или
проблемах в данной области;
представлен целостный анализ практического материала, однако
имеются неточности и ошибки в интерпретации языковых явлений.
7
Стр.7
6-5 баллов:
в ответе отражены лишь общие положения, касающиеся современных
подходов к рассмотрению вопросов изучаемой области;
в ответе отсутствует критическая оценка теоретических проблем
дисциплины;
собственная точка зрения отсутствует;
анализ практического материала носит фрагментарный характер.
Менее 5-ти баллов: представлены лишь отдельные компоненты содержания
вопроса.
0 баллов: ответ отсутствует.
Итоговая оценка по дисциплине «Художественно-речевая структура
прозаического текста» складывается из рейтинга текущего, промежуточного
и рубежного контроля успеваемости.
8
Стр.8
Таблица 1
Соотнесение компетенций и учебных результатов
Компетенции
Готовность использовать
филологические методы в
научно-исследовательской
деятельности (ПК-23).
Учебный результат
Знать подходы к описанию текста и его
базовых категорий в филологии; методику
анализа художественно-речевой структуры
прозаического текста.
Уметь анализировать композиционноречевую
структуру прозаического текста с
позиции формы, содержания и функции;
выявлять роль конструкций с чужой речью
и стилистически маркированных языковых
средств в репрезентации категории образа
автора.
Владеть навыками целостного филологического
анализа прозаического текста.
Иметь опыт самостоятельного анализа
художественных прозаических текстов с
позиции филологически грамотного читателя.
Учебные
элементы (УЭ)
Текст в системе конститутивных свойств.
Художественно-речевая структура прозаического текста.
Категории «образ автора» и «образ читателя».
Речевые партии повествователя и персонажей как важнейшие
субкатегории художественно-речевой структуры прозаического
текста.
Категории «образ автора» и «образ читателя».
Речевые партии повествователя и персонажей как важнейшие
субкатегории художественно-речевой структуры прозаического
текста.
Художественно-речевая структура прозаического текста.
Осложненные и смешанные формы чужой речи в художественно-речевой
структуре прозаического текста.
Стилистически маркированные языковые средства в конструкциях
с чужой речью.
Художественно-речевая структура прозаического текста.
Чужая речь в прозаическом тексте.
Речевые партии повествователя и персонажей как важнейшие
субкатегории художественно-речевой структуры прозаического
текста.
Осложненные и смешанные формы чужой речи в художественно-речевой
структуре прозаического текста.
Стилистически маркированные языковые средства в конструкциях
с чужой речью.
Стр.9
Таблица 2
Структура и содержание дисциплины «Художественно-речевая структура прозаического текста»
Название раздела
Раздел 1
Цель раздела
Научить описывать базовые
категории текста,
обеспечивающие его
функционирование в
коммуникативном пространстве.
Раздел
2
Сформировать практические
навыки анализа
художественно-речевой
структуры как экспликатора
категории образа
автора.
Задачи раздела
Дать представление о художественном тексте как
сложном структурном единстве взаимодействующих
элементов, служащих раскрытию идейнотематического
содержания литературного произведения;
познакомиться с методическими подходами к
изучению художественно-речевой структуры текста.
Изучить типологию конструкций с чужой речью.
Сформировать представление о технологии анализа
художественно-речевой структуры с учетом структуры,
функции и семантики конструкций с чужой речью.
Научить выявлять роль конструкций с чужой речью в
речевых партиях повествователя и персонажей как
репрезентантах образа автора.
Изучить методику описания конструкций с чужой речью
и научиться применять ее на текстовом материале.
Дать представление о системе стилистически маркированных
языковых средств как репрезентантах образа
автора в речевых партиях повествователя и персонажей.
Научиться анализировать стилистически маркированные
языковые средства в конструкциях с чужой речью.
Учебные элементы раздела
УЭ 1 Текст в системе конститутивных
свойств.
УЭ 2 Категории «образ автора» и «образ
читателя».
УЭ 3 Художественно-речевая структура
прозаического текста.
УЭ 4 Чужая речь в прозаическом тексте.
УЭ 5 Речевые партии повествователя и
персонажей как важнейшие субкатегории
художественно-речевой структуры
прозаического текста.
УЭ 6 Осложненные и смешанные формы
чужой речи в художественноречевой
структуре прозаического текста.
УЭ
7 Стилистически маркированные
языковые средства в конструкциях с
чужой речью, их роль в репрезентации
образа автора и персонажа.
Стр.10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина «Художественно-речевая структура прозаического текста»
представляет собой спецпрактикум. Ее содержание складывается
из практических занятий, важную роль в содержании курса играет самостоятельная
работа магистрантов.
При подготовке к занятиям магистранту необходимо глубоко изучить
соответствующий теоретический материал, выделить основные вопросы,
осознать место анализируемых явлений в системе языка и их взаимосвязь
с другими явлениями изучаемых теоретических дисциплин, изучить существующие
методики решения проблемы, сформулировать собственные выводы.
С этой целью необходимо проработать рекомендованную основную, дополнительную
научную и учебную литературу. Как правило, практические
занятия по «Художественно-речевой структуре прозаического текста» сочетают
дискуссию с выполнением конкретных заданий, формирующих практические
навыки анализа текста. Особое внимание уделяется умению аргументировать
свое видение решения проблемы.
Тщательная подготовка магистрантов способствует развитию творческого
мышления, умению находить пути решения и ответы на проблемные
вопросы. Это проявляется в способности отвечать не только на подготовленные
вопросы, предусмотренные планом, но также и на дополнительные вопросы,
связанные с проблематикой курса, на вопросы, возникающие спонтанно
в ходе дискуссии.
Студентам предлагается заранее познакомиться с терминологией
по изучаемой дисциплине, самостоятельно расширять свой терминологический
словарь при чтении научной литературы, обращая особое внимание
на способы выражения научных идей. В ходе занятий рекомендуется записывать
основные, наиболее важные положения.
Практические задания по темам скомпонованы таким образом, чтобы
магистрант имел дополнительную возможность набора баллов для аттестации
или получения зачета. Для этого материал в заданиях ранжирован
по степени сложности. Особое место в курсе отводится поисковым и творческим
заданиям, которые, с одной стороны развивают креативные способности
магистрантов, с другой – заставляют их самостоятельно формулировать
проблему и искать пути ее решения. Представленные в пособии образцы
анализа композиционно-речевых структур помогут магистрантам разобраться
в вопросах описания практического материала и в методике его анализа.
В учебном элементе «Контрольные измерительные материалы» магистранты
имеют возможность заранее познакомиться с формой проведения рубежного
и итогового контроля по курсу, критериями оценки каждого вида
работы, материалом, который предлагается для работы, выбрать для выполнения
соответствующий уровень сложности задания.
11
Стр.11