Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности (220,00 руб.)

0   0
АвторыВерченко Ирина Александровна, Гринева Ксения Юрьевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц71
ID671352
АннотацияУчебно-методическое пособие "Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности" представляет собой рекомендации для студентов педагогической и психолого-педагогической направленности по планированию и реализации диалогического взаимодействия в рамках своей будущей профессиональной деятельности. В учебно-методическое пособие включены материалы, практические и учебно-исследовательские задания для самостоятельной работы студентов-бакалавров. В процессе выполнения данных заданий студенты приобретают умения организовывать диалогическое взаимодействие при решении учебных задач. По каждой теме предлагаются вопросы для контроля освоения темы, практические задания, серии упражнений для самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-бакалавров направлений 44.03.01 "Педагогическое образование" и 37.03.01 "Психология очной и заочной формы обучения СурГПУ. Оно может быть полезно для преподавателей высшей школы, ведущих подобные курсы, а также педагогов и психологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации.
Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 37.03.01 "Психология (уровень бакалавриата)" / и. А. Верченко, К. Ю. Гринева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 71 с. — URL: https://rucont.ru/efd/671352 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организация_диалогического_взаимодействия_в_педагогической_деятельности.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) Сургут, 2018 1
Стр.1
УДК 159.922.7:37.015.3(07) ББК 88.62я81 О–64 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры психологии «15» марта 2017 года, протокол № 8 Рецензент: Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Сургутского государственного педагогического университета Гагай Валентина Васильевна О–64 Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие : направления подгот. 44.03.01 Педагогическое образование, 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) / сост. : И. А. Верченко, К. Ю. Гринева ; Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2018. – 70 [1] с. Учебно-методическое пособие «Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности» представляет собой рекомендации для студентов педагогической и психологопедагогической направленности по планированию и реализации диалогического взаимодействия в рамках своей будущей профессиональной деятельности. В учебно-методическое пособие включены материалы, практические и учебно-исследовательские задания для самостоятельной работы студентов-бакалавров. В процессе выполнения данных заданий студенты приобретают умения организовывать диалогическое взаимодействие при решении учебных задач. По каждой теме предлагаются вопросы для контроля освоения темы, практические задания, серии упражнений для самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-бакалавров направлений 44.03.01 Педагогическое образование и 37.03.01 Психология очной и заочной формы обучения СурГПУ. Оно может быть полезно для преподавателей высшей школы, ведущих подобные курсы, а также педагогов и психологов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации. УДК 159.922.7:37.015.3(07) ББК 88.62я81  Сургутский государственный педагогический университет, 2018 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ....................................................................................................................................... 4 Модуль 1. Теоретические аспекты диалогического взаимодействия в педагогической деятельности ....................................................................................................... 12 У.Э. 1.1. Особенности диалога как формы взаимодействия ............................................................. 13 У.Э. 1.1.1. Подходы к проблеме диалога ............................................................................................ 14 Методические рекомендации .............................................................................................................. 17 У.Э. 1.1.2. Ведущие принципы организации диалога как формы взаимодействия ........................... 19 Методические рекомендации .............................................................................................................. 21 У.Э. 1.2. Критерии оценки диалогического взаимодействия в педагогической деятельности ........ 24 У.Э. 1.2.1. Особенности диалогического взаимодействия в педагогической деятельности .............. 25 Методические рекомендации .............................................................................................................. 27 У.Э. 1.2.2. Оценка эффективности диалогического взаимодействия в педагогической деятельности ........................................................................................................... 29 Методические рекомендации .............................................................................................................. 31 У.Э. 1.3. Рубежный контроль ............................................................................................................. 32 Модуль 2. Основы организации диалогического взаимодействия в педагогической деятельности ....................................................................................................... 34 У.Э. 2.1. Классификация вопросов в диалоге ...................................................................................... 36 У.Э. 2.1.1. Подходы к классификации вопросов в диалоге ................................................................ 37 Методические рекомендации .............................................................................................................. 39 У.Э. 2.1.2. Постановка вопросов в диалоге ......................................................................................... 40 Методические рекомендации .............................................................................................................. 42 У.Э. 2.2. Уровни диалогического взаимодействия .............................................................................. 43 У.Э. 2.2.1. Особенности уровней диалогического взаимодействия ................................................... 44 Методические рекомендации .............................................................................................................. 46 У.Э. 2.2.2. Особенности организации диалога с учетом его уровней ................................................ 48 Методические рекомендации .............................................................................................................. 50 У.Э. 2.3. Типы учебно-практических задач в диалоге ......................................................................... 52 У.Э. 2.3.1. Особенности разных типов учебно-практических задач в диалоге .................................. 53 Методические рекомендации .............................................................................................................. 55 У.Э. 2.3.2. Способы постановки учебно-практических задач в диалоге ............................................ 57 Методические рекомендации .............................................................................................................. 59 У.Э. 2.4. Рубежный контроль ............................................................................................................. 61 Промежуточная аттестация .............................................................................................................. 64 Тезаурус ............................................................................................................................................... 66 Учебно-методическое и программное обеспечение ....................................................................... 69 3
Стр.3
Предисловие Учебная дисциплина «Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности» относится к вариативной части и осваивается студентами в соответствии с ФГОС ВО, учебным планом по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 37.03.01 Психология. Межпредметные связи данной дисциплины прослеживаются, главным образом, с такими дисциплинами как «Психология», «Педагогика», «Основы проектной деятельности», «Эффективная работа в команде», «Методика преподавания психологии» и т.д. Процесс освоения учебной дисциплины «Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности» направлен на формирование следующих структурных компонентов ОПОП: ОПОП по направлению подготовки Структура ОПОП 37.03.01 Психология Вид деятельности Педагогическая деятельность Преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины Задачи профессиональной деятельности Компетенции ПК-10 – способность к проектированию, реализации и оценке учебновоспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий 44.03.01 Педагогическое образование Педагогическая деятельность 1. Осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных программ. 2. Использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. ПК-2 – способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; ПК-7 – способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности Знать:  понятие, задачи и типы диалога;  подходы к проблеме диалога;  модель структуры диалога;  особенности организации диалога;  условия организации диалогического взаимодействия в преподавании;  разные типы вопросов в диалоге;  уровни диалогического взаимодействия;  типы учебно-практических задач в диалоге;  алгоритм решения учебно-практических задач с учетом диалогического взаимодействия. Планируемые результаты Уметь:  определять роль ведущих принципов организации диалога как формы взаимодействия;  выделять требования к организации диалогического взаимодействия в преподавании;  анализировать критерии оценки эффективности диалогического взаимодействия в педагогической деятельности;  определять способы оценки эффективности диалогического взаимодействия в педагогической деятельности;  анализировать разные типы вопросов в диалоге;  применять разные типы вопросов в ходе диалога;  выделять алгоритм решения учебно-практических задач с учетом диалогического взаимодействия;  выделять критерии постановки учебно-практических задач разных типов в диалоге;  составлять содержание учебно-практических задач с учетом диалогического взаимодействия. Владеть:  способом применения разных типов вопросов в диалоге;  способом организации диалога с учетом его уровней;  способом построения содержания учебно-практических задач с учетом диалогического взаимодействия. 4
Стр.4
Цель освоения дисциплины – научиться осуществлять организацию диалогического взаимодействия в педагогической деятельности. Задачи освоения дисциплины: 1. Научиться выделять критерии оценки эффективности диалогического взаимодействия в педагогической деятельности. 2. Научиться применять эффективные способы организации диалогического взаимодействия при решении учебно-практических задач. Цели и задачи к учебной дисциплине в целом и к каждому учебному элементу в отдельности сформулированы как законченное действие, однако поскольку в рамках одного занятия невозможно достичь конечного результата, стоит отметить, что при изучении отдельных тем студенты овладевают только базовыми алгоритмами. Следовательно, результаты могут быть проверены только по завершении курса. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них: аудиторная работа (практические занятия, интерактивные формы занятий) – 36 часов, самостоятельная работа – 36 часов. Дисциплина рассчитана на один семестр и преподается в системе модульно-рейтингового обучения. Учебная дисциплина «Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности» включает в себя два модуля: «Теоретические аспекты диалогического взаимодействия в педагогической деятельности» и «Основы организации диалогического взаимодействия в педагогической деятельности». Изучение первого модуля связано с изучением особенностей диалога, а также ведущих принципов его организации. Второй модуль направлен на формирование умений составлять и решать учебно-практические задачи с учетом особенностей диалогического взаимодействия. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности» имеет свои отличительные особенности, которые определяются спецификой цели, задач и содержания дисциплины. В нем важно не столько усвоить определенную систему научных знаний, сколько уметь применить их в ходе решения учебнопрактических задач. Используются различные формы организации самостоятельной работы: решение практических задач, применение эффективных способов диалогического взаимодействия, составление и решение учебно-практических задач с учетом диалогического взаимодействия. В процессе изучения дисциплины «Организация диалогического взаимодействия в педагогической деятельности» студентам предполагаются следующие виды и формы контроля:  текущий контроль успеваемости (выполнение практических и учебных заданий, анализ особенностей и принципов организации диалога, оценка способов диалогического взаимодействия, применение технологий организации эффективного диалогического взаимодействия);  рубежный контроль по модулю (мини-зачет, составление учебно-практической задачи (в форме кейс-задания) с учетом особенностей организации диалогического взаимодействия);  промежуточная аттестация (зачет – презентация различных типов учебно-практических задач (в форме кейс-заданий) с учетом особенностей организации диалогического взаимодействия). По итогам освоения двух модулей и результатам составление и презентация различных типов учебно-практических задач (в форме кейс-заданий) с учетом особенностей организации диалогического взаимодействия студенты получают зачет. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.