РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION
MOSCOW PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL UNIVERSITY
в психолого-педагогических
исследованиях
Новое
Теоретические и практические проблемы
психологии и педагогики
Научно-практический журнал
№ 1 (53)
январь — март
Издается с 2006 г.
INNOVATION IN PSYCHOLOGICAL
AND PEDAGOGICAL STUDIES
Theoretical and practical problems of psychology and pedagogics
Scientific and practical journal
January — March, No. 1 (53), 2019
Москва
2019
Стр.1
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС77-62460 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов
диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор, профессор
кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»
Главный редактор
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор,
действительный член РАО, президент ОАНО ВО «Московский психолого-социальный
университет»;
Заместители главного редактора:
Наталия Леонидовна Селиванова — доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО, заведующая Центром стратегии и теории воспитания личности
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Шалва Александрович Амонашвили — доктор психологических наук, профессор, действительный
член РАО, заведующий экспериментальной лабораторией инновационной
педагогики ГАОУ «Московский городской педагогический университет»;
Надежда Александровна Асташова — доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И. Г. Петровского»;
Борис Михайлович Бим-Бад — доктор педагогических наук, профессор, действительный
член РАО, профессор кафедры педагогики ОАНО ВО «Московский психологосоциальный
университет»;
Григорий Борисович Корнетов — доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»;
Сергей Александрович Лебедев — доктор философских наук, профессор, профессор
кафедры философии ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет
имени Н. Э. Баумана»;
Михаил Абрамович Лукацкий — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии
образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Анатолий Викторович Мудрик — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФБГОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»;
Ирина Михайловна Осмоловская — доктор педагогических наук, заведующая лабораторией
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Витаутас Прано Гудонис (Литва) — доктор психологических наук, профессор, профессор
Шяуляйского университета;
Валентина Петровна Иванова (Кыргызстан) — доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета;
Оксана Сергеевна Попова (Белоруссия) — доктор психологических наук, доцент, проректор
по научно-методическому обеспечению воспитательной работы.
Члены редакционной коллегии:
Учредитель: ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
ISSN 2072-2516 © Московский психолого-социальный университет, 2019
© «Новое в психолого-педагогических исследованиях», 2019
Стр.2
Содержание
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Баева А. А. Обзор методов диагностики раннего речевого развития ............................. 5
Гущина А. В. Нравственность учителя как явление культуры ........................................13
Зацепина М. Б. Досуговая деятельность в современном дошкольном
и начальном образовании .............................................................................................................23
Кулешова Э. В. Особенности формирования коммуникативной
культуры дошкольников с нарушениями в развитии ........................................................31
Майорова Ю. А. Чтение на родном (русском) языке и иностранном
(немецком) языке (опыт молчаливого чтения) ...................................................................41
Третьяков А. Л. Теоретические основы экологического
образования детей старшего дошкольного возраста ..........................................................48
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Борисов Г. И. Личностные факторы достижения психологического
благополучия людьми пожилого возраста .............................................................................53
Зверева З. Ф., Мирошник Е. В., Овсянникова М. А., Биндусов Е. Е.
Динамика функционального состояния центральной нервной
системы у студентов с разными уровнями психологической защиты
«отрицание» после проведения физкультурных мероприятий ......................................63
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психологические особенности
самоопределения личности в постиндустриальном обществе ........................................76
Корж Е. М., Смирнов А. В. Сравнительный анализ особенностей
социального интеллекта представителей титульного народа
России и россиян-мигрантов ......................................................................................................84
Перфилова Е. В. Особенности функционирования первого блока
мозга у больных с различными видами наркотической зависимости ..........................89
Сухов А. Н. Современное состояние и перспективы развития
отечественной социальной психологии ..................................................................................97
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Григорович Л. А., Ермолаев Б. В., Ермолаева М. В. Идентификация категории
«индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях ......................................110
Гуляев Ю. Ю. Индивидуальное, дифференцированное и личностно
ориентированное обучение ........................................................................................................118
Шамаева Ю. В. Особенности детско-родительских отношений
в современных семьях, воспитывающих младших школьников
с ограниченными возможностями здоровья........................................................................128
Сведения об авторах ...................................................................................134
Authors ......................................................................................................136
Правила оформления статей ........................................................................138
3
Стр.3
Table of contents
THEORY AND PRACTICE OF TRAINING
Baeva A. A. Early speech development diagnosis methods review .........................................5
Gushchina A. V. Teacher’s morality as a phenomenon of culture ......................................... 13
Zatsepina M. B. Leisure activities in the modern pre-school and
primary education ............................................................................................................................. 23
Kuleshova E. V. The communicative culture formation features
among the preschoolers with disabilities in development ...................................................... 31
Mayorova Yu. A. Reading in the native (Russian) language and
in the foreign (German) language (silent reading experience) ............................................. 41
Tretyakov A. L. The senior preschoolers’ environmental
education theoretical basics .......................................................................................................... 48
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY AND
HISTORY OF PSYCHOLOGY
Borisov G. I. Personal factors for the achievement of psychological
well-being by older folks ................................................................................................................. 53
Zvereva Z. F., Miroshnik E. V., Ovsyannikova M. A., Bindusov E. E.
Dynamics of the central nervous system functional state
among students with different levels of the denial psychological
protection after sports events ........................................................................................................ 63
Zeer E. F., Symanyuk E. E. Personality’s self-determination
psychological features in the post-industrial society ............................................................... 76
Korzh E. M., Smirnov A. V. Comparative analysis of the social
intelligence features of representatives of the titular people of
Russia and migrants of the Russian Federation ........................................................................ 84
Perfilova Ye. V. The brain first block functioning features
among patients with various types of drug addiction .............................................................. 89
Sukhov A. N. The current state and development prospects of
the national social psychology ....................................................................................................... 97
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Grigorovich L. A., Ermolaev B. V., Ermolaeva M. V.
Individual health category identification in students’ views ................................................110
Gulyaev Yu. Yu. Individual, differentiated and personality
oriented training ..............................................................................................................................118
Shamaeva Yu. V. Features of the parent-child relationships in
modern families raising younger students with disabilities .................................................128
Authors ......................................................................................................136
Articles execution rules ................................................................................138
4
Стр.4