Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, 2018, № 74, вып. 1
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
доктор философских
наук, профессор,
директор
Н. В. Наливайко
главный редактор,
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
(Чехия)
заместитель
журнала, кандидат
философских наук
ученый секретарь
Т. С. Косенко
Учредители:
государственный
педагогический
университет
Новосибирский
Научно-исследовательский
институт
философии
философии и права
СО РАН
образования
Институт
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Журнал
службой по надзору
в сфере связи,
зарегистрирован
Федеральной
информационных
технологий
и массовых
от 26 апреля 2002 г.
коммуникаций
ПИ № 77-12553
© НИИ ФО НГПУ,
2018
Е. В. Андриенко
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
С. В. Иванова
А. А. Корольков
Б. О. Майер
C. Мендонса
В. И. Панарин
Н. Пелцова
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
В. В. Целищев
А. Хогенова
А. Н. Чумаков
доктор педагогическирх наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
доктор физико-математических наук,
чл.-корр. РАО (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва,
Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Роом
доктор педагогических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Москва, Россия)
академик РАН (Москва, Россия)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
Арташкина Т. А. (Владивосток). Глобальные условия современной
трансформации института образования ................................................................................. 3
Бегалинова К. К., Ашилова М. С., Бегалинов А. С. (Алматы). Эволюция системы
образования: куда ведет прогресс? .......................................................................................... 18
Балынская Н. Р., Кузнецова Н. В. (Магнитогорск). Взаимодействие образовательной
организации и бизнес-сообщества: точки соприкосновения ................................................... 25
Новиков С. Г. (Волгоград). Отечественное образование перед лицом
вызовов современной глобальной социокультурной транзиции ........................... 31
Сохраняева Т. В. (Москва). Цифровая социализация как проблема философии
образования ........................................................................................................................................... 36
Цыцарев А. А. (Биробиджан). О некоторых вызовах и перспективах образования
в современном техногенном обществе .................................................................................. 63
РАЗДЕЛ II
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Никитенко В. Н. (Биробиджан). Народное образование в природно-социальной
целостности: нереализованные возможности ................................................................... 71
Баксанский О. Е., Фурсов В. В. (Москва). Образование в условиях
трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия ...... 44
Стр.1
Новосадов С. А. (Наро-Фоминск). Образование третьего тысячелетия:
смена логики социального поведения ................................................................................... 79
Вахитов Д. Р., Лукина М. А. (Казань), Гриневецкая Т. Н. (Новосибирск). Влияние
социально-экономических и природно-климатических
аспектов на перспективы развития современного образования ............................ 90
Синицина И. А. (Стерлитамак), Корчаловская Н. В., Сундукова А. Х. (Ростов-наДону).
Системно-синергетический подход в интерпретации социальных
феноменов (на примере управления образованием) ..................................................... 97
Кузнецова М. Ф. (Красноярск). Предпринимательские университеты
в контексте современных образовательных реформ .................................................. 108
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
Корниенко Н. А. (Новосибирск). Нравственное состояние современного
российского общества – основа формирования гражданской идентичности
студентов .............................................................................................................................................. 116
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ III
Белокопытов Ю. Н., Никитина Н. А., Панасенко Г. В. (Красноярск). «Блеск
и нищета» реализации функции философии образования в США ........................ 139
CОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА
РАЗДЕЛ IV
Щербинина Л. Ф. (Барнаул). Конкретизация в нормотворчестве
субъектов РФ как одно из условий реализации права:
образовательный аспект ............................................................................................................. 148
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
РАЗДЕЛ V
Загорулько Л. П. (Новосибирск). Двуязычие как инструмент социального
взаимодействия ................................................................................................................................ 154
Власюк Н. Н. (Новосибирск). Формирование профессионально ориентированной
языковой компетенции у студентов неязыковых направлений на занятиях
по иностранному языку ................................................................................................................ 160
Полянкина С. Ю. (Новосибирск). Потенциал семиотики образования
в поиске новой концептуальной метафоры образования ......................................... 166
Крутько Е. А. (Новосибирск). Особенности преподавания иностранных языков
в информационном обществе ................................................................................................... 175
Ерохин В. В., Везнер С. И. (Новосибирск). Метод дискуссии в процессе обучения
дисциплинам лингвистического цикла ............................................................................... 181
Груздева М. А., Волынкина Н. В. (Воронеж). Методологический аспект
формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников
в процессе раннего иноязычного образования ............................................................... 194
ИНФОРМАЦИЯ
РАЗДЕЛ VI
Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. (Новосибирск).
Стенограмма вебинара «Образование – неиссякаемый источник социальной
энергии» ................................................................................................................................................ 202
Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. (Новосибирск).
Стенограмма вебинара «Социальные и педагогические ценностные
ориентиры современного образования в России» ........................................................ 214
Правила оформления статей для авторов и заявление об этике публикаций
и недобросовестной практике .................................................................................................. 220
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений служебным
положением
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
в базу данных РИНЦ
Журнал размещен
в НЭБ и включен
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Е А. Бутина
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
27.04.2018
Формат 70x100/16
Усл.-печ. л. 13.25.
Уч.-изд. л. 14.5.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 79.
Издательство
Морской проспект, 2
СО РАН, 630090
Новосибирск,
2
Стр.2