Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Педагогические измерения

Педагогические измерения №2 2019 (800,00 руб.)

0   0
Страниц130
ID657850
АннотацияНаучно-методический журнал современного типа, публикующий статьи по вопросам методологии, теории и методики педагогических измерений. Эта сфера научно-образовательной деятельности уже давно получила признание во многих странах мира. Она называется там "Educational Measurement".
Педагогические измерения .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2019 .— №2 .— 130 с. — URL: https://rucont.ru/efd/657850 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические_измерения_№2_2019.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Педагогические измерения Главный редактор - Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» Редакционная коллегия: -- – академик РАО, д-р Болотов Виктор Александрович – академик Р пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», руководитель Федеральной к «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» – д-р филол. наук, рук водитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ» тель Центра педагогических измерений, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литерату ры ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Редакция: Заместитель главного редактора: к.психол.н. ушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: к.психол.н. Кушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Буланов Максим Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Столбова Марина Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru www.narodnoe.org Е-mail: narob@уаndex.ru, kushnir-narobr@уаndex.ru www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 Редакция: Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 - ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гумани тарный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по историимиссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образова ния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, на чальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» 201920182 3 Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» © Коллектив авторов, 2019 © Коллектив авторов, 2018
Стр.2
Содержание номера КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Решетникова О.А. Подходы к оценке метапредметных результатов и креативности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации ..........................................................................5 В статье анализируются возможности оценки метапредметных результатов в рамках предметных контрольных измерительных материалов. Описываются подходы к оценке умений по работе с информацией и познавательных действий, используемые в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по группам предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов. ИНСТРУМЕНТАРИЙ Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трубанева Н.Н. Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам.....................................................................9 Создание перспективной модели измерительных материалов для проведения ОГЭ по иностранным языкам обусловлено требованиями ФГОС ООО. Предлагаемая перспективная модель отражает практико-ориентированный и интегративный характер учебного предмета «Иностранный язык». Отобранные экзаменационные задания на проверку иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков характеризуются когнитивной, метапредметной и личностно ориентированной направленностью. Цыбулько И.П. Перспективная модель контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по русскому языку .........................................................................................................20 В статье рассматриваются основные подходы к разработке перспективной модели экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС. Автор описывает решение и частной задачи, состоящей в том, чтобы выявить и показать функционирование механизмов перехода одной методической сущности в другую: целей обучения русскому языку в элементы контроля. Гиголо А.И., Демидова М.Ю. Особенности системы оценивания заданий с развёрнутым ответом в контрольных измерительных материалах по физике ..................................................................................................................28 В статье описываются основные подходы к разработке критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом КИМ ОГЭ и ЕГЭ по физике. Приведены примеры построения различных обобщённых схем оценивания для расчётных задач с учётом разной сложности заданий и динамики формирования умения решать задачи в основной и старшей школе. Рассмотрены критерии оценивания для новых моделей заданий по проверке экспериментальных умений. Артасов И.А., Мельникова О.Н. О сложных ситуациях, возникающих при оценивании ответов выпускников на задания ЕГЭ по истории ....................................................................................................................................37 В статье проведён анализ сложных случаев экспертного оценивания заданий с развёрнутым ответом в КИМ ЕГЭ по истории: задания на аргументацию дискуссионной точки зрения по какой-либо проблеме и задания на написание исторического сочинения. Выделены наиболее типичные ошибки: смысловая недостаточность ответа, искажение исторических фактов, неверная интерпретация причинно-следственных связей и т.д. Добротин Д.Ю. Роль заданий с развёрнутым ответом в экзаменационной модели ЕГЭ по химии ........................43 2 В статье анализируется роль заданий с развёрнутым ответом в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по химии, рассматриваются особенности формулировок заданий, подходы к разработке критериев оценивания, рассматриваются сложные случаи оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, раскрывается важная роль химического эксперимента в процессе подготовки к единому государственному экзамену. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2019
Стр.3
Содержание номера Шевелёва Д.Е. Современная психологическая и педагогическая диагностика детей с ДЦП: проблемы и основа для обучения в разных странах ..................................................................................................53 В статье рассматриваются риски и проблемы психологической и педагогической диагностики детей с ДЦП. На основании компаративистского подхода сопоставлены теоретические позиции в науке России и зарубежья. Приведён пример психодиагностической методики, недостаточно соответствующей особенностям детей с ДЦП. Показано влияние психологических и педагогических показателей на организацию обучения при церебральном параличе. Шамигулова О.А. Проектирование и диагностика метапредметных результатов обществоведческого образования ...............................................................................................................................59 Актуальность проблемы проектирования и измерения метапредметных результатов обществоведческого образования обусловлена огромным социальным значением данного учебного предмета в формировании у будущих выпускников гражданско-правовой грамотности. В статье описана структура и содержание гражданско-правовой грамотности как метапредметного результата изучения обществознания и предлагаются способы его комплексного измерения. Дрянных Н.В. Формирование базовых понятий у выпускников в курсе обществознания ...............................69 Статья посвящена особенностям формирования у обучающихся базовых понятий курса обществознания. Анализируются типичные ошибки обучающихся, допускаемые в процессе выполнения задания, проверяющего умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте, в частности, при раскрытии смысла понятия. Никишова Е.А. Формирование у обучающихся читательской и естественнонаучной грамотности при изучении биологии ......................................................................................................................................72 В статье рассматривается проблема формирования метапредметных умений, разработки и включения в учебный процесс тестовых заданий, направленных на работу с учебными текстами. Работа учащихся с текстами рассматривается как средство достижения функциональной грамотности. Предлагаются методические приёмы работы с тестовыми заданиями на базе учебных текстов в процессе урока. Бекешева И.С., Бобылева О.В. Независимая оценка уровня сформированности креативной компетенции учителя в процессе математической подготовки ........................................................................................................ 79 В статье описана система независимой оценки уровня сформированности креативной компетенции будущих учителей нематематических профилей подготовки в процессе математической подготовки, предложены математические задания, которые могут быть использованы как средство проведения независимой оценки уровня сформированности креативной компетенции как одной из составляющих профессиональной компетенции будущих педагогов, а также шкала оценивания данных заданий. Бражников М.А. Текстовые задания в контексте итоговых работ по физике .......................................................85 В статье анализируются результаты выполнения обучающимися 10-х классов итоговой работы по физике с использованием заданий на оценку естественнонаучной грамотности. Описываются трудности, возникающие у учащихся при самостоятельном описании результатов простых опытов и выполнении заданий на основе текстов с описанием физических экспериментов. 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2019
Стр.4
Содержание номера РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО Хлытина О.М. Историческая подготовка школьников Новосибирской области: результаты регионального мониторинга ................................................................................................................................ 91 В статье обобщены результаты регионального мониторинга по оценке освоения учащимися 8-х классов школьного курса истории, построенного с учётом требований ФГОС основного общего образования и Историко-культурного стандарта; охарактеризованы успехи и проблемные зоны в овладении историческим содержанием курса и предметными умениями. Потапова И.В., Чечиль А.П. Обучение экспертов региональной предметной комиссии по иностранным языкам (на примере французского языка) ............................................................................................. 103 В статье описываются особенности подготовки экспертов для региональных предметных комиссий единого государственного экзамена по французскому языку. Делается акцент на содержательной и организационной составляющих процесса обучения новых экспертов. Даётся характеристика типичных ошибок, которые начинающие эксперты делают в ходе проверки развёрнутых ответов в устной и письменной форме. Илюхин Б.В., Горлов П.И., Кацман Ю.Я. Использование результатов педагогических измерений для решения задач управления в образовании (на примере Томской области) ........................................................................... 108 В статье описывается построение кластерных моделей для решения задач корректного сопоставления результатов образовательных организаций системы общего образования Томской области. Сформирован набор переменных, наиболее значимо влияющих на образовательные достижения обучающихся. Сформулированы дефициты образовательных результатов и набор показателей, способствующих их восполнению. Савиных Г.П. Ресурсы внутренней системы оценки качества образования для достижения социальных эффектов образовательной деятельности .................................................................................118 В статье рассмотрены общие аспекты согласования внешней и внутренней оценок и приведены аргументы аутентификации внутренних моделей оценки качества образования. Научная новизна результатов исследования состоит в обоснования функционального подхода в организации внутренней системы оценки качества как средства обеспечения социально значимых эффектов образовательной деятельности. Чимитова Д.К., Дамбуева А.Б. Проект как инструмент оценки метапредметных образовательных результатов ..........................123 В статье обсуждается значимость формирования метапредметных умений, обеспечивающих овладение учащимися ключевыми компетенциями, такими как умение работать с информацией, обеспечивать управление познавательной деятельностью. Предлагаются пути оценки уровня сформированности метапредметных результатов в рамках реализации регионального проекта по оценке метапредметных результатов у учащихся 5–6-х классов. 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2019
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.