Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Гештальттерапия в работе с группами (110,00 руб.)

0   0
Первый авторТенькова Валентина Алексеевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц31
ID656271
АннотацияПодготовлены на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендованы студентам 2-го курса очной формы обучения факультета философии и психологии (программа «Социальная психология»).
Тенькова, В.А. Гештальттерапия в работе с группами / В.А. Тенькова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 31 с. — 31 с. — URL: https://rucont.ru/efd/656271 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

_Гештальттерапия_в_работе_с_группами.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
_Гештальттерапия_в_работе_с_группами.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. А. Тенькова ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ГРУППАМИ Учебная программа дисциплины и планы практических занятий для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Гештальттерапия в работе с группами» относится к блоку «Дисциплины (модули)» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (магистратура) и входит в вариативную часть этого блока по магистерской программе «Социальная психология» (дисциплина по выбору). Знания гештальттерапии в работе с группами являются необходимыми и важными при подготовке магистров психологии по программе «Социальная психология», в связи с этим представляется важным включение дисциплины «Гештальттерапия в работе с группами» в учебный план подготовки магистров в университете. Гештальтподход в работе с группой представляет собой экзистенциальный и феноменологический подход, основанный на принципах фокусирования сознания на актуальной действительности и на непосредственном опыте. Знание теоретических и практических основ гештальттерапии в работе с групповыми процессами помогает члену группы формировать ответственность за обстановку в группе и определять свою часть в ее сотворении, исследовать пути, позволяющие развиваться и расти внутри и вне группы, рассчитывать на собственные возможности и становится менее зависимым и менее поддающимся манипулированию в отношениях с другими. Цель изучения учебной дисциплины – формирование у будущих специалистов целостного представления о системе методологических, теоретических и технологических знаний в области гештальттерапии в работе с группами, о ее сущности, основных задачах, сферах применения, особенностях реализации в групповой терапии. 3
Стр.3
ния в нестандартных ситуациях с учетом этических норм и стандартов работы гештальттерапевта; части владений навыками принятия профессиональных решений в рамках профессиональной и этической компетенции гештальттерапевта. б) профессиональные (ПК) – способность и готовность к: – готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5) – в части знаний категориального аппарата, методологических принципов, основных проблем и феноменологии гештальттерапии в работе с группой, используемых в ней методов, области практического применения знаний гештальтерапии в работе с группами; умений анализировать, объяснять и интерпретировать с позиций гештальтподхода специфику, особенности и закономерности развития социальных групп; – способность создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6) – в части знаний методических основ гештальтподхода для разработки средств психологического воздействия на личность и группу с целью оптимизации их функционирования, деятельности, общения, в том числе конфликтного; умений разрабатывать и анализировать различные методы и приемы практической работы гештальт-психолога с позиций их преимуществ и ограничений в конкретной сфере профессиональной деятельности; формировать и реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение возможных расстройств психики; в части владе6
Стр.6
ний. основными техниками и приемами психологического воздействия на межличностные и групповые отношения субъекта с реальным миром с целью оптимизации психической деятельности людей и их групп; приемами оказания психологической помощи в различных проблемных ситуациях. Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом составляет 3 ЗЕТ / 108 часов. Трудоемкость (часы) Вид учебной работы Аудиторные занятия в том числе: лекции Всего В том числе в интерактивной форме* По семестрам 3 сем. 32 32 32 0 0 0 Самостоятельная работа Итого: практические 32 32 32 лабораторные 0 0 0 76 0 76 108 32 108 Форма промежуточной аттестации зачет зачет Программа разработана в соответствии с логикой и структурой образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (магистратура). Изучение курса рассчитано на один семестр, завершается зачетом. 7
Стр.7
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Программа «Социальная психология») № п/п Наименование разделов и тем Виды занятий (часов) Лекции Семинары / пр. занятия Самостоятельная работа 1 Концептуальнаябаза гештальттерапии 0 4 7 2 Теория контакта в гештальттерапии 0 2 6 3 4 Основной инструментарий в работе гештальттерапевта Терапевтические отношения терапевта и клиента в гештальттерапии 5 6 Телесный процесс и терапевтические стратегии работы в гештальттерапии Гештальттерапия как творческий процесс 8 Феноменологический подход, теория контакта и теория поля как методологическая основа групповой гештальттерапии 9 Теории группового развития и гештальттерапия 0 4 7 0 2 6 Всего 11 8 11 8 0 2 6 8 0 4 8 7 Супервизия в гештальттерапии 0 2 4 12 6 0 6 9 15 0 2 8 8 10
Стр.8
10 11 Основные рабочие проблемы группового гештальттерапевта Этические принципы гештальтподхода в работе с группой Всего 0 2 8 0 2 7 32 76 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Концептуальная база гештальттерапии Гештальттерапия и гештальтпсихология: «гештальт» как целостность, фигура-фон соотношения, контур. Концепция равновесия в гештальттерапии и гештальтпсихологии. Холистическая теория как целостная теория организма в гештальттерапии. Феноменологический метод как основа базового принципа гештальттерапии – осознавания. Теория поля – фундаментальная база гештальттерапии. Основные классики гештальттерапии: Фредерик Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудмен, ИзидорФром, Пол Вейсс, Ирвин Польстер, МириамПольстер, Джозеф Зинкер, Серж Гингер, Анна Гингер, Гордон Вилер, Сильвия Флеминг Крокер, Роберт Резник, Жан-Мари Робин, Маргерита СпаньолоЛобб и др. Тема 2. Теория контакта в гештальттерапии Значение настоящего момента в теории и практике гештальттерапии. Осознавание как инструмент для исследования взаимодействия индивидуума и среды. Осознавание ощущений, чувств, желаний, ценностей. Понятие о контакте в гештальттерапии. Контактная граница и творческое приспособление. Способы контакта (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение, движение, поза, речь). 9 10 9 108
Стр.9
Цикл контакта. Фазы контакта. Преконтакт, контакт, финальный контакт, постконтакт (по Гудмену). Основные механизмы регулирования границы. Дисфункциональные механизмы регулирования границы контакта: конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм. Цикл контакта и механизмы его прерывания. Тема 3. Основной инструментарий в работе гештальт-терапевта Взгляды на изменения в гештальттерапии: парадоксальная теория изменений. Поддержка и фрустрация в гештальттерапии. Структура и динамика терапевтической сессии: тактика гештальт-терапевта и направленность интервенций. Работа с полярностями и стадии в гештальт-терапевтической сессии. Стадии работы с полярностями. Формулировка проблемы. Работа с внешними полярностями. Работа с внутренними полярностями. Интеграция. Основные стратегии работы гешьтальттерапевта с полярностями. Структурная («пятислойная модель») модель невроза как вариант стратегии терапевта в терапевтической сессии. Уровень клише. Уровень игр и ролей. Уровень тупика. Уровень сжатия (внутреннего взрыва). Уровень внешнего взрыва. Эксперимент. Динамика создания эксперимента: идентификация фигуры, предложение эксперимента, оценка риска, развитие эксперимента, завершение эксперимента, ассимиляция. Основные типы терапевтических интервенций и их использование гештальт-терапевтом. Интервенции гештальт-терапевта, связанные с поддержкой контакта и фрустрацией механизмов прерывания контакта. Терапевтические интервенции, направленные на преодоление конфлюенции, интроекции, проекции, ретрофлексии, дефлексии. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.