РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Центра истории
педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии
Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования», профессор РАО
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель
науки РФ
Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного
детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 4 | 2019 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of
Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief)
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow
at the History of Pedagogics and Education Center at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
Pedagogical State University
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the
Russian Academy of Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation
A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education,
National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center
at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow Pedagogical State University
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Проблемы современного образования | № 4 | 2019 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент РАО, декан
факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин
Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра
филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, President of
the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Philological Education Center at the
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Подписано к публикации 27.08.2019.
Проблемы современного образования | № 4 | 2019 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным
специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 Медицинская психология;
19.00.05 Социальная психология;
19.00.07 Педагогическая психология.
09.00.00 – Философские науки:
09.00.01 – Онтология и теория познания;
09.00.03 – История философии;
09.00.08 – Философия науки и техники;
09.00.11 – Социальная философия.
Философские науки 09.00.00
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Миронов В. В., Сорина Г. В., Перов В. Ю., Вархотов Т. А., Баева Л. В., Бажанов В. А.,
Барканова Е. А., Бебенина Е. В., Васильев В. В., Грифцова И. Н., Диев В. С.,
Ёлкина И. М., Курбанов А. Р., Костикова А. А., Костикова И. В., Мариносян Т. Э.,
Повилайтис В. И., Прокудина Е. К., Сегал А. П., Спартак С. А., Цыренова Л. А.
Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы
круглого стола ................................................................................................................................................. 9
Психологические науки 19.00.00
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Левин Л. М. Социальные сети: основные понятия, характеристики
и современные исследования ..................................................................................................................... 50
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Адамян Е. И. Воспитание через воспоминание: межпоколенческий диалог .................................... 58
Арнаутова Е. П., Воробьева И. Н., Кондратьева Н. Л., Рычагова Е. С.
Профилактика форм насильственного воспитания детей в семье ................................................... 72
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В. Темпоральные маркеры
психологической безопасности субъектов поздних периодов жизни ............................................... 84
Хекало Т. В. Эмоционально-оценочные характеристики физико-химических
объектов по данным тестов «Несуществующее животное» и «Семантический
дифференциал» ............................................................................................................................................ 98
Проблемы современного образования | № 4 | 2019 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА
Катахова С. С., Семчук И. В. Подходы к исследованию психологической
компетентности руководителя медицинского учреждения ............................................................. 117
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Дерюга В. Е. Образование ХХI века: прощай гуманизм, да здравствует технологизм? ................ 128
Полевой С. А., Чалова А. В. Проблемные вопросы проектной деятельности в
организациях высшего образования ...................................................................................................... 136
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Шурилова Т. Б., Безбородова Е. В. Требования к этике экспертизы в условиях
отечественного образования и педагогики ........................................................................................... 144
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Багашвили И. Э. Йёнс Якоб Берцелиус: шведский Ломоносов (жизненный путь
ученого в контексте «педагогики личности») ....................................................................................... 157
Серебрянникова Т. О., Стегаева М. В. Лидер образования в сфере культуры
(К 100-летию Санкт-Петербургского государственного института культуры) ............................. 166
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Быковская Т. Е. Герменевтический подход в профессиональной подготовке
педагогов дошкольного образования ..................................................................................................... 172
Третьяков А. Л. Экологическое образование детей старшего дошкольного
возраста – актуальная проблема современной педагогической науки ........................................... 178
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Осипова О. П., Данилова Т. Н. Проектирование дополнительных
профессиональных программ в сфере цифровой грамотности ...................................................... 187
Бояринов Д. А. Модель управления качеством обучения в условиях
адаптивного сетевого образовательного пространства ...................................................................... 202
Цветкова С. Е., Минеева О. А. Содержание обучения деловому иностранному
языку магистрантов неэкономического направления ........................................................................ 212
Соловьева С. А. Эвристическая беседа при изучении курса высшей математики
в структуре компетентностного подхода............................................................................................... 223
Еремина Н. А. Развитие нелинейного мышления будущих дизайнеров одежды
с применением метода стилизации структур народного костюма ................................................. 232
Васильева Л. Л. Развитие информационных технологий в сфере
дополнительного образования взрослых и детей ................................................................................ 246
Проблемы современного образования | № 4 | 2019 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophical Sciences 09.00.00
PHILOSOPHY OF EDUCATION
Mironov V. V., Sorina G. V., Perov V. Y., Varkhotov T. A., Baeva L. V., Bazhanov V. A.,
Barkanova E. A., Bebenina E. V., Vasilyev V. V., Griftsova I. N., Diev V. S., Yolkina
I. M., Kurbanov A. R., Kostikova A. A., Kostikova I. V., Marinosyan T. E., Povilajtis
V. I., Prokudina E. K., Segal A. P., Spartak S. A., Tsyrenova L. A. Online and offline
education: methodology and decision making. Round table materials .................................................... 9
Psychological Sciences 19.00.00
SOCIAL PSYCHOLOGY
Levin L. M. Social networks: basic concepts, characteristics and modern research ............................... 50
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Adamyan E. I. Education through recollection: dialogue between generations ...................................... 58
Arnautova E. P., Vorobeyva I. N., Kondratyeva N. L., Rychagova E. S. Preventing
the violent children upbringing within the family .................................................................................... 72
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
Tylets V. G., Krasnyanskaya T. M., Иохвидов В. В. Temporal markers of psychological
safety of the elderly people ........................................................................................................................... 84
Khekalo T. V. Emotional and evaluative features of the physical and chemical objects
according to the “nonexistent animal” and the semantic differential tests ............................................ 98
PSYCHOLOGY OF LABOR, ENGINEERING PSYCHOLOGY, ERGONOMICS
Katahova S. S., Semchuk I. V. Approaches to researching psychological competence
of the head of a medical institution ............................................................................................................ 117
Проблемы современного образования | № 4 | 2019 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
Pedagogical Science 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Deryuga V. E. Education of the XXI century: goodbye humanism, hello technology? ......................... 128
Polevoy S. A., Chalova A. V. Problematic issues of project activities in higher
education institutions .................................................................................................................................. 136
THEORY OF EDUCATION
Shurilova T. B., Bezborodova E. V. Requirements to ethics of expertise
in the conditions of the national education and pedagogy ..................................................................... 144
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Bagashvili I. R. Joens Jacob Berzelius: the Swedish Lomonosov (a course of life of the
scientist in the context of “pedagogics of the personality”) .................................................................... 157
Serebrjannikova T. O., Stegaeva M. V. Leader of education in the sphere of culture
(on the 100th anniversary of St. Petersburg State Institute of Culture and Arts) ................................. 166
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Bykovskaya T. E. Hermeneutic approach in the professional training of preschool teachers .............. 172
Tretyakov A. L. Ecological education of children of senior preschool age – a topical
issue of the modern pedagogical science................................................................................................... 178
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Osipova O. P., Danilova T. N. Design of supplementary training programs in digital literacy ............ 187
Boyarinov D. A. The model of learning quality management in an adaptive network
educational environment ............................................................................................................................. 202
Tsvetkova S. E., Mineeva O. A. Content of teaching business foreign languages
to non-economic master students ............................................................................................................... 212
Solovyeva S. A. Heuristic conversation while studying the advanced mathematics
within the competency building approach ............................................................................................... 223
Eremina N. A. Development of nonlinear thinking of future fashion designers
using the method of stylization of folk costume structures ................................................................... 232
Vasilieva L. L. The information technologies development in the sphere
of additional education of adults and children ......................................................................................... 246
Проблемы современного образования | № 4 | 2019 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.8