РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и экофилософии
ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии
Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного
детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего центром истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Савенков А. И., доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики
и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Семёнов
А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 5 | 2018 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of
Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
Pedagogical State University
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University
A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education,
National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center
at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow Pedagogical State University
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Проблемы современного образования | № 5 | 2018 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент РАО, декан
факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин
Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, President of
the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования
основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 5 | 2018 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Кораев Г. Т. Философия М. М. Бахтина: между философией религии
и религиозной философией ......................................................................................................................... 9
ЛОГИКА
Сироткина Л. С. Феномен логической культуры – проблемное поле межи
трансдисциплинарных исследований .................................................................................................. 22
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Гришина И. А., Жаббаров Т. Р., Обухов А. С. Программа «Система Выбор»
как инструмент развития личностно-профессионального самоопределения
в подростковом и раннем юношеском возрасте...................................................................................... 37
Орлова К. М. Представления московских педагогов об эмоциональной
составляющей учебного процесса: новая методика диагностики ...................................................... 51
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
Ульянина О. А. Возрастная психология развития курсантов образовательных
организаций МВД России ........................................................................................................................... 61
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Попова А. В. Модернизация образования и вызовы цифровой экономики в XXI веке ................... 73
Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В. Транзитный
и транзитивный университеты в транзитивном обществе: уточнение
и взаимосвязь понятий ................................................................................................................................ 83
Матюшкина М. Д., Белоусов К. Ю. Влияние социально-демографического
и внутришкольного контекста на функциональную грамотность
и ценностные ориентации выпускников школ ...................................................................................... 99
Яшина М. Н. Рейтингование школ повышенного уровня ...................................................................114
Проблемы современного образования | № 5 | 2018 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Степанова И. Ю., Адольф В. А. Методологическая культура – ориентир
многоуровневой подготовки педагога как исследователя .................................................................. 123
Зацепина М. Б., Ефременко Л. В., Мурзакова О. Г. Воспитательный потенциал
социокультурной среды в развитии детей дошкольного возраста ................................................... 133
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Волошин Д. В. Первый вуз правоохранительного профиля НКВД: историкопедагогический
аспект создания института административного строительства .........................141
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Шастина Е. М., Шатунова О. В., Бородина Т. Ф., Топузян А. О., Погосян Л. М.
Роль чтения в развитии одаренности в условиях глобализации
и национальной идентификации ........................................................................................................... 150
Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. Управленческий аспект
в жизненных компетенциях как основа целостного педагогического процесса ........................... 157
Левшина С. В. Научные представления о содержании школьного
естественнонаучного образования как ключевое понятие педагогического
исследования ................................................................................................................................................162
Геддис Е. В. О содержании нового курса естествознания «Комбинированное
естествознание: Синергия» в старших классах школы в Англии..................................................... 170
Коган Е. А. Проблема мотивации студентов, обучающихся на платной основе,
к научно-исследовательской работе.........................................................................................................176
Орехова Е. С. Формирование системного мышления у учащихся в процессе
обучения китайскому языку ..................................................................................................................... 185
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Александрова Е. А., Козлов О. А. Разработка модели совершенствования
профессиональной подготовки курсантов Росгвардии ...................................................................... 193
Гамзатова А. Г., Шамайло О. Н. Организация учебной математической
деятельности студентов технического вуза на начальном этапе обучения ................................... 202
Гороховская Н. А., Рулиене Л. Н. Модель формирования социальной
компетентности у будущих программистов в условиях коллаборативного
электронного обучения ............................................................................................................................. 209
Букалова Г. В., Савин Л. А. Организационный потенциал образовательных
нормативов в формировании лабораторного практикума общетехнических дисциплин ........ 218
Денисов Д. П., Огрызков В. Е. Электронный тест для определения компонентов
познавательной активности учащихся на уроках информатики .................................................... 232
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Шевелева Д. Е. Междисциплинарность при изучении инклюзивного
образования: взаимодействие наук и теории разных стран .............................................................. 242
Катухина А. В. Изучение методов обучения изобразительной деятельности
в первобытном обществе ........................................................................................................................... 252
Проблемы современного образования | № 5 | 2018 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
HISTORY OF PHILOSOPHY
Koraev G. T. The Philosophy of M. Bakhtin: between the Philosophy of Religion
and Religious Philosophy ................................................................................................................................ 9
LOGIC
Sirotkina L. S. Logical Culture Phenomenon – Problem Field of Interand
Transdisciplinary Research ................................................................................................................... 22
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Grishina I. A., Zhabbarov T. R., Obukhov A. S. The “System Choice” Program
as an Instrument for the Development of Personal and Professional
Self-Determination in Adolescence and Early Adolescence ...................................................................... 37
Orlova K. M. Representations of Moscow Teachers about the Emotional Component
of the Educational Process: a New Research Methodology ...................................................................... 51
PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT, ACMEOLOGY
Ulyanina O. A. Age Psychology of Development of Cadets of Educational
Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia..................................................................... 61
Pedagogical Science 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Popova A. V. Modernization of Education and the Challenges of the Digital
Economy in the XXI Century ........................................................................................................................ 73
Boguslavskiy M. V., Ladyzhets N. S., Neborskiy E. V., Sannikova O. V. Transit
and Transitive Universities in a Transitive Society: Clarifying and Interrelating Concepts ................ 83
Matyushkina M. D., Belousov K. Y. Influence of Social and Demographic and Inter
School Environment on the Functional Literacy and Value Orientation of School Graduates ............. 99
Yashina M. N. Magnet Schools Rating Practices.........................................................................................114
Проблемы современного образования | № 5 | 2018 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
THEORY OF EDUCATION
Stepanova I. Yu., Adolf V. A. Methodological Culture – a Reference Point
for a Teacher’s Multilevel Training as a Researcher ................................................................................. 123
Zatsepina M. B., Efremenko L. V., Murzakova O. G. The Educational Potential
of the Sociocultural Environment in the Development of Preschool Children .................................... 133
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Voloshin D. V. NKVD’s First Higher Education Institution of the Law-Enforcement
Profile: Historical and Pedagogical Aspect of Creating the Institute
for Administrative Development .................................................................................................................141
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Shastina E. M., Shatunova O. V., Borodina T. F., Topuzjan A. O., Pogosjan L. M.
The Role of Reading in the Development of Giftedness in the Context
of Globalization and National Identity ...................................................................................................... 150
Kolesov V. I., Smolonskaya A. N., Smolonskiy S. I. Management Aspect In Life
Competencies As The Basis Of The Integrated Pedagogical Process .................................................... 157
Levshina S. V. Scientific Ideas about the Content of School Science Education
as a key Component of the Pedagogical Research Concept .....................................................................162
Geddis E. V. On the Content of the “Combined Sciences: Synergy” science course
in Secondary School in England ................................................................................................................. 170
Kogan E. A. The Issue of Motivating Students, Studying on a Paid Basis,
to the Research Work ....................................................................................................................................176
Orehova E. S. Developing the Operational Mindset of Students’ in the Process
of Studying the Chinese Language ............................................................................................................ 185
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Aleksandrova E. A., Kozlov O. A. Development of Model of Improvement
of Professional Training of Cadets of Federal National Guard .............................................................. 193
Gamzatova A. G., Shamaylo O. N. Organization of Educational Mathematical Activity
at the Initial Stage of Training Technical University Students ............................................................... 202
Gorokhovsky N. A., Ruliene L. N. The Model of Forming the Social Competence
in Future Programmers Through Collaborative E-Learning .................................................................. 209
Bukalova G. V., Savin L. A. The Organizational Potential of the Educational
Standards in Elaboration of General Technical Disciplines Laboratory Workshop ............................. 218
Denisov D. P., Ogrizkov V. E. Electronic Test to Determine the Components
of Cognitive Activity of Students in Computer Science Lessons ........................................................... 232
YOUNG SCIENTISTS’ VISION
Sheveleva D. E. Interdisciplinarity in the Research of Inclusive Education:
Interaction of Sciences of Various Countries ............................................................................................ 242
Katukhina A. V. Methods of Teaching Painting in the Primitive Society ............................................... 252
Проблемы современного образования | № 5 | 2018 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.8