Министерство образования и н ауки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 | 2017
ISSN 2218-8711
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и экофилософии
ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессор кафедры дифференциальной
психологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный
психолого-педагогический университет»
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики ФГБОУ
ВПО «Волгоградский социально-педагогический университет»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, преподаватель лицея № 1553 имени В. И. Вернадского г. Москвы,
профессор кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Савенков А. И., доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики
и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Семёнов
А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский
педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО
«Московский психолого-социальный университет», профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 2 | 2017 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.3
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems
of Preparation of Teaching Staff, Moscow State University of Education (MSPU) (Editor in Chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU), Professor of the Differential Psychology at The Faculty of Clinical and
Special Psychology, Moscow State University of Psychology and Education
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
State University of Education (MSPU)
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, ScD in Education, Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at
the Volgograd State Socio-Pedagogical University
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow State University of Education (MSPU)
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Teacher at the V.I. Vernadsky Liceum #1553, Moscow, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow State University
of Education (MSPU)
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
Проблемы современного образования | № 2 | 2017 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.4
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Маркарова Т. С., кандидат филологических наук
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, VicePresident
of the Russian Academy of Education,
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
T. S. Markarova, PhD in Linguistics
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 2 | 2017 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
ИСТОРИЯ фИЛОСОфИИ
Тарасов А. Н. Конфликт как механизм динамики культуры
в культурфилософии Г. Зиммеля ................................................................................................................ 9
Баксанский О. Е., Емелин И. А. Методология современного естественнонаучного
образования и эпистемологический анархизм П. Фейерабенда ........................................................ 14
фИЛОСОфИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Сорина Г. В. Субъекты принятия решений в современном образовательном процессе ................ 22
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Мираширова Н. А. Проблема становления профессиональной Я-концепции
в юношеском возрасте .................................................................................................................................. 30
Голубева О. В., Лебедева Т. Е. Психологическое сопровождение процесса
корпоративного обучения персонала организации .............................................................................. 35
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИзАЦИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы
высшего образования России: анализ проблемных факторов ............................................................ 45
ТЕОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Алиев Ю. Б. Методологическое обеспечение школьных курсов по искусству
в развитии норм и средств обучения через переживание ................................................................... 57
ИСТОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Гончаров М. А. Архивная документация учебных заведений, как предмет
историко-педагогического исследования педагогической мысли
дореволюционной России ........................................................................................................................... 62
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбРАзОВАНИИ
Аметова Л. А. Музейная педагогика в контексте гуманитарной культуры
и образования ................................................................................................................................................ 73
Проблемы современного образования | № 2 | 2017 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Молдажанова А. А., Ниязова Г. Б., Копишев Э. Е. Развитие основ
исследовательской компетентности учащихся начальной школы .................................................... 78
Шейпак С. А. Формирование социокультурной и социолингвистической
компетенции при обучении русскому языку арабских учащихся ................................................... 94
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАзОВАНИИ
Абдурахманова М. А. Применение инновационного опыта в педагогической
деятельности (теоретико-сравнительный анализ) .............................................................................. 104
Уман А. И., Федорова М. А. Учебное задание как средство формирования
учебной самостоятельной деятельности .................................................................................................111
Дронова Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки .......................118
СЛОВО МОЛОДЫМ учЕНЫМ
Тюменцева Ю. А. Реформы российского общего образования в 1900–1905 гг. ................................ 125
Проблемы современного образования | № 2 | 2017 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.7
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
HISTORy OF PHILOSOPHy
Tarasov A. N. Conflict as a Mechanism for the Dynamics of Culture in Georg
Simmel’s Cultural Philpsophy ........................................................................................................................ 9
Backsansky O. E., Emelin I. A. Methodology of the Modern Science Education and
Epistemological Anarchism of Paul Feyerabend ........................................................................................ 14
EDUCATIONAL PHILOSOPHy
Sorina G. V. Subjects of Decision-Making in the Contemporary Educational Process........................... 22
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSyCHOLOgy
Mirashirova N. A. Problem of Professional Self-Concept Formation in Adolescence ............................. 30
Golubeva O. V., Lebedeva T. E. Psychological Support of Corporate Training
of the Organization Personnel ...................................................................................................................... 35
Pedagogical Sciences 13.00.00
MODERNIzATION OF EDUCATION
Boguslavsky M. V., Neborskiy E. V. Development of the Competitive System
of Higher Education in Russia: the Problem Factors Analysis .................................................................. 45
THEORy OF EDUCATION
Aliyev Ju. B. Methodological Support of School Courses on Art In Development
of Standards and Learning Tools through Experience .............................................................................. 57
HISTORy OF EDUCATION AND PEDAgOgy
Goncharov M. A. Archival Documentation Of Educational Institutions as a Subject
of Historical Pedagogic Research into Pedagogic Thought in Pre-Revolutionary Russia ..................... 62
NEw RESEARCH IN EDUCATION
Ametova L. A. Museum Education in the Context of Humanitarian Culture
and Education ................................................................................................................................................. 73
Moldazhanova A. A., Niyazova G. B., Kopishev E. E. The Development of the Basics
of Research Competence of Elementary School Students ......................................................................... 78
Проблемы современного образования | № 2 | 2017 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.8
CONTENTS
Sheypak S. A. Forming Sociocultural and Sociolinguistic Competence while
Teaching the Russian Language to Arab Students ..................................................................................... 94
INNOvATIvE TECHNOLOgIES IN EDUCATION
Abdurakhmanova M. A. The Application of Innovational Experience in Teaching
(Theoretical-Comparative Analysis) .......................................................................................................... 104
Uman A. I., Fedorova M. A. Learning Task as a Means of Independent Learning
Activities Formation ......................................................................................................................................111
Dronova E. N. Mental Card in the Learning Process: the Role and Basis of Development...................118
yOUNg SCIENTISTS’ vISION
Tyumentseva Ju. A. Education Reforms in Russia in 1900–1905 ............................................................... 125
Проблемы современного образования | № 2 | 2017 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.9