Министерство образования и н ауки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 6 | 2016
ISSN 2218-8711
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий
лабораторией ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебнонаучного
центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО
«Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и
экофилософии ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории диагностики
творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессор кафедры
дифференциальной психологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский
государственный психолого-педагогический университет»
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, зам. зав. кафедрой педагогики Института «Высшая школа
образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, зам. зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО
«Волгоградский социально-педагогический университет»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой психологической
антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник
лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Савенков А. И, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института
педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический
университет»
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор
кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО
«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений»
философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 6 | 2016 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.3
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the Laboratory at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff,
Moscow State University of Education (MSPU) (Editor in Chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU), Professor of the Differential Psychology at The Faculty of Clinical and
Special Psychology, Moscow State University of Psychology and Education
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at the Institute
“Higher school of education”, Moscow State University of Education (MSPU)
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, ScD in Education, Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at
the Volgograd State Socio-Pedagogical University
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow State University of Education (MSPU)
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Professor, Head of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood
Moscow State University of Education (MSPU)
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
Проблемы современного образования | № 6 | 2016 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.4
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Маркарова Т. С., кандидат филологических наук
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, VicePresident
of the Russian Academy of Education,
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
T. S. Markarova, PhD in Linguistics
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 6 | 2016 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
ФИЛОСОФИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Ретюнских Л. Т. Игра и статус детства ....................................................................................................... 9
Карпов А. О. Исследовательское поведение научного типа и отношение
к истине в исследовательском образовании ............................................................................................ 19
Баксанский О. Е., Коржуев А. В. Методологическая реконструкция начальных
этапов развития естествознания при формировании физической картины
мира студентов педагогических вузов ..................................................................................................... 25
Психологические науки 19.00.00
ПСИхОЛОГИчЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Малая Е. К. Город как Другой: одушевление города в современной городской
мифологии (психоаналитический аспект) .............................................................................................. 38
ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Ткаченко Н. В. Развитие поликультурной личности в условиях
исследовательской деятельности учащихся: к постановке вопроса ................................................... 52
СПОРТИВНАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Сафошин А. В., Стрелков В. И., Агафонова В. О. К вопросу об особенностях
развития личности в практиках восточных единоборств ................................................................... 64
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИзАЦИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Писарева Л. И. Начальное образование – стартовая площадка в мировом
образовательном пространстве .................................................................................................................. 72
ИСТОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Милованов К. Ю. Динамика стратегических оснований государственной
образовательной политики в СССР (1930–1950-е гг.) ............................................................................. 88
Козлова Г. Н., Овчинников А. В. Модернизация общего образования: советский
вариант взаимодействия власти и общества ......................................................................................... 100
Половецкий С. Д. Московское образование в дни суровых испытаний
(К 75-летию Московской битвы)................................................................................................................111
Проблемы современного образования | № 6 | 2016 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбРАзОВАНИИ
Брейтигам Э. К., Каракозов С. Д., Рыжова Н. И. Направления реализации
целостности при обучении математике в школе и вузе ......................................................................118
Самойлова Е. А. Методика изучения литературы в школе в контексте проблем
методологии современной компаративистики ..................................................................................... 125
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАзОВАНИИ
Мельникова А. А., Нуттунен Е. А. Историко-литературный музей как средство
формирования основ патриотической культуры у младших школьников ................................... 133
СЛОВО МОЛОДЫМ учЕНЫМ
Горынина М. А. Методы формирования научного мировоззрения
у школьников старших классов ................................................................................................................141
НАучНАЯ ЖИзНь
Грифцова И. М. Рассуждали в десятый раз (о 10-м международном научноисследовательском
семинаре «Модели рассуждений») ........................................................................147
Проблемы современного образования | № 6 | 2016 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.7
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
EDUCATIONAL PHILOSOPHy
Retyunskikh L. T. Play and Childhood’s Status .............................................................................................. 9
Karpov A. O. Exploratory Behavior of a Scientific Type and Attitude to Truth
in the Research Education ............................................................................................................................. 19
Baksansky O. E., Korzhuyev A. V. Methodological Reconstruction of the Initial Stages
of Development of the Natural Sciences while Forming the Physical Worldview of
the Students of the Pedagogical Higher Education Institutions ............................................................... 25
Psychological Sciences 19.00.00
PSyCHOLOgICAL ANTHROPOLOgy
Malaia E. K. The City as Other: Personification of a City in the Current Urban
Mythology (a Psychoanalytic Aspect) .......................................................................................................... 38
EDUCATIONAL PSyCHOLOgy
Tkachenko N. V. Development of a Multicultural Personality in the Conditions
of Research Activity of Pupils: Raising the Question ................................................................................ 52
SPORT PSyCHOLOgy
Safoshin A. V., Strelkov V. I., Agafonova V. O. To the Question of the Peculiarities
of Personality Development while Practicing Martial Arts ...................................................................... 64
Pedagogical Sciences 13.00.00
MODERNIzATION OF EDUCATION
Pisareva L. I. Primary Education – a Launch Pad in World Educational Space ....................................... 73
HISTORy OF PEDAgOgy AND EDUCATION
Milovanov K. Yu. Dynamics of the Strategic Basis of the State Educational Policy
in the USSR in 1930–1950s ............................................................................................................................. 88
Kozlova G. N., Ovchinnikov A. V. Modernization of General Education: the Soviet
Version of the Authorities and Society Interaction .................................................................................. 100
Polovetsky S. D. Moscow Schooling During the Days of Severe Trials
(to the 75th Anniversary of the Battle for Moscow) ..................................................................................111
Проблемы современного образования | № 6 | 2016 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.8
CONTENTS
NEw RESEARCH IN EDUCATION
Breytigam E. K., Karakozov S. D., Ryzhova N. I. Directions of Realization of Integrity
while Teaching Mathematics at School and Higher Education Institution ............................................118
Samoilova E. A. The Methods of Literature Teaching at School in the Context
of Modern Comparative Methodology ...................................................................................................... 125
INNOvATIvE TECHNOLOgIES IN EDUCATION
Melnikova A. A., Nuttunen E. A. Historico-literary museum as means of formation
bases of patriotic culture at younger school students .............................................................................. 133
yOUNg SCIENTISTS’ vISION
Gorynina M. A. The Methods of the Scientific World View Forming with the Senior Pupils ..............141
SCIENTIFIC LIFE
Griftsova I. N. Argued for the Tenth Time (about the 10th International Research
Workshop “Models of Reasoning”) .............................................................................................................147
Проблемы современного образования | № 6 | 2016 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.9