ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института менеджмента МГПУ
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
и заведующий Отделом западноевропейского средневековья
управление» Российской академии наук
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук,
директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
Е.Ю. Лазарева
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2017
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20171
часть 1
Стр.2
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy),
Russian Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State University
of Education, Honoraty Member of Russian Academy
of Natural Sciences, Honoraty Member of International
Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
2017 1
vol. 1
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
E.Yu. Lazareva
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Спецвыпуск. К юбилею С. Д. Каракозова
ЮБИЛЕЙ
Антонов А.Ю., Веряев А.А. Использование пакета CмapTools
и концепт-карт в процессе обучения английскому языку
Афонина М.В. Особенности формирования компетенции учителя
в области критериального оценивания
Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Профессионально-ориентированные
компоненты электронной образовательной среды педагогического
университета
Кошева Д.П. Педагогическое проектирование деятельности
образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия
Королева Н.Ю. Формирование готовности магистрантов направления
«Педагогическое образование» к деятельности в условиях виртуальной
образовательной среды
Филимонова Е.В., Рыжова Н.И. Развитие информационноаналитической
компетенции школьников посредством решения задач
на графах в условиях развития содержания обучения
Литвиненко М.В. Разработка и внедрение эффективных технологий
обучения в системе непрерывного дистанционного образования
на основе адаптивных естественно-языковых программных средств
Рыжова Н.И., Ляш А.А. Результаты анализа состояния
подготовки будущих учителей информатики в области
использования информационно-образовательных систем
в профессиональной деятельности
Можаров М.С., Можарова А.Э. Профессиональное самоопределение
будущего учителя средствами мультимедийного проектирования
Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Маликова Е.В. Психологопедагогические
аспекты смешанного и дистанционного взаимодействия
студентов и преподавателей в открытой инфосреде
Пак Н.И., Сокольская М.А. Единая методическая система предметного
обучения школьников и студентов на базе технологической платформы
«мега-класс»
Безызвестных Е.А., Смолянинова О.Г. Оценивание образовательных
результатов студентов – будущих тьюторов в системе непрерывного
образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского
федерального университета
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Педагогика профессионального образования
Серых А.Б., Букша Л.Ф. Идеи Л.С. Выготского в контексте
духовно-нравственного развития студентов-психологов
Трухачева Н.В., Пупырев Н.П., Кирколуп Е.Р. Конструктивизм
и его основные идеи в качестве руководящих принципов разработки
учебных программ
Деза Е.И. Вопросы содержательно-организационной поддержки
исследовательской работы студентов педвузов
1 / 2017
149
158
167
Преподаватель XXВЕК
9
20
31
40
52
64
77
91
102
111
123
135
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Ширматов С.Т. Пути развития культуры личностного общения,
основанного на английском языке
Турская Е.Р. Критерии определения уровня развития
профессиональной толерантности у сотрудников органов внутренних
дел в процессе профессионального обучения
Содержание и технологии образования
Комарова Э.П., Шушарина Е.С. Развитие межкультурной компетенции
студентов-иностранцев на основе технологии смешанного обучения
Ступина М.В. Теоретико-методологические основания отбора
содержания обучения будущих инженеров ИТ-профиля
Романченко М.К. Применение ресурсосберегающих технологий
в профессиональной подготовке
Насритдинова У.А. Использование оптимальних способов
математического статистического анализа при оценке результатов
педагогического эксперимента
Педагогическая наука – школе
Рудман А.З. Система формирования личностных результатов
обучающихся на уроках истории России в свете историко-культурного
стандарта
Образование и культура
Чайковская Е.Н. Экологическое мировоззрение шорцев:
формы изучения и приобщения к культуре в гетероэтнической
образовательной среде
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
4
Исторические науки (07.00.00)
Русова Ю.С. Проблема производства царской одежды в структуре
дворцового ремесленного комплекса в России XVII века
в отечественной историографии
Волошин Д.В. Профессиональная подготовка отечественного
пенитенциарного персонала в дореволюционной историографии
Ивочкин Д.А. Деятельность русской православной церкви
по укреплению нравственных устоев заключенных в тюрьмах
на Смоленщине во второй половине XIX – начале ХХ века
Бурлаков А.Н. Маршал Петэн в годы Первой мировой войны:
время славы
Никонов О.А. Роль СССР в становлении государственного
суверенитета королевства Саудовская Аравия
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Абдуллаева С.Н. Сопоставительный анализ фонологических систем
русского и узбекского языков в методических целях
Беликова Г.В. Фразема как когнитивно-дискурсивный способ
семиотизации этнокультурного пространства
Демидова Е.Б. Языковые средства эмоциональной выразительности
в «Очерках античного символизма и мифологии» А Ф Лосева
Преподаватель XXВЕК
317
336
351
1/ 2017
253
266
275
286
302
237
228
195
205
214
222
180
188
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Лызлов А.И. Оценочные признаки концептуального образа «ложь»
в паремиях английского языка
Набати Шахрам. К вопросу о разной степени словообразовательной
производности глаголов c приставкой при- в русском языке
Москвина Т.Н. Диахронические аспекты семантической глагольной
вариативности в островных немецких говорах
Шабанова Т.Д., Калугина Ю.В. Когнитивная метафора миграционного
кризиса в Европе
Шетэля В.М. Польская топонимика в русских текстах разных лет
Радзиховская В.К. Трансформы поля взаимности
Иосифова В.Е. Семантика смысловых вариантов просьбы
Моради Митра. Речевой акт «пожелание», его реализация в ситуациях
«приветствия» и «прощания» в русском языке
Смотряева К.С. Прецедентные феномены в президентской
риторике Барака Обамы как способ формирования ориентационного
пространства политического дискурса
Литературоведение (10.01.00)
Эргашев П.С. Чувство симметрии как знаковый элемент
психологического портрета литературных героев русских классиков
Наргес Санаи. Сцены «карнавала» в романе «Мастер и Маргарита»
как иллюстрация теоретических построений М Бахтина
Черноземова Е.Н., Чернова Ю.В. Театральность прозы драматурга
(на материале произведения Д Б Пристли «Дженни Вильерс: Повесть
о театре»)
Москвина О.А. «О земле подумаю, о небе…»: закон метра и стихия
чувства в лирике Николая Рубцова
Тазетдинова М.Р. Повесть К И Чуковского «солнечная»
в читательском восприятии современников
Боголюбова В.П. Художественные средства создания комического
эффекта в романе Уве Тимма «Руди-пятачок»
Тари Махдия. Сравнительный анализ произведений русских
и иранских поэтов и поэтесс в аспекте гендерных особенностей
Хроника научной жизни
Дьяковские чтения-2016
447
455
464
470
485
495
502
508
361
372
383
393
399
412
424
232
438
5
1 / 2017
Преподаватель XXВЕК
Стр.6
CONTENTS
Special Issue
ANNIVERSARY
Antonov A.Ju., Veryaev A.A. Cmaptools and Concept-Maps in the Process
of Learning English
Afonina M.V. Features of Formation the Competence
of Criteria-Based Assessment
Karakozov S.D., Manyakhina V.G. Professionally-Oriented Components
of the Electronic Educational Environment of Pedagogical University
Kosheva D.P. Pedagogical Design of the Activity of an Educational
Institution within Network Communication
Koroleva N.Yu. Development of Readiness of Master’s Degree Students
in “Pedagogcial Education” Field to Operation in Virtual Learning Environment
Filimonova E.V., Ryzhova N.I. Development of Information and Analytical
Competence of Students Through Solving Problems on Graphs in Terms
of Development of Learning Content
Litvinenko M.V. Development and Introduction of Effective Technologies
of Training in the System of Continuous Distance Learning on the Basis
of Adaptive Natural Language Software
Ryzhova N.I., Lyash A.A. Results of the Analysis of The Condition
of Training of Future Teachers of Informatics in the Field of Using
Mozharov M.S., Mozharova A.E. Information and Education Systems
in Professional Activity Professional Self-Determination of Teacher Means
Multimedia Design
6
Mokretsova L.A., Dudysheva E.V., Malikova E.V. Psychological
and Pedagogical Aspects of Blended and Distance Interaction of Students
and Teachers in the Open Info-Environment
Pak N.I., Sokolskaya M.A. Unified Methodological System of Subject
Teaching on the Basis of Technology Platform “Mega-Class”
Bezyzvestnykh E.A., Smolyaninova O.G. Assessment of Trainee Tutors
Educational Outcomes in Lifelong Education System Based on the Mixed
Model of Training: Experience of Siberian Federal University
SCIENCE, EDUCATIONS, CULTURE
Professional Education Pedagogy
Serykh A.B., Buksha L.F. The Ideas of L S Vygotsky in the Context
of Spiritual and Moral Development of Psychology Students
Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P., Kirkolup E.R. Constructivism
and Its Main Ideas as the Guidelines of Educational Programs Development
Deza E.I. Issues of Substantial and Organizational Support of Research
Activities of Students of Teacher Training Universities
Shirmatov S.T. Ways of Developing Personal Communication Culture
Based on the English Language
Преподаватель XXВЕК
149
158
167
180
1/ 2017
9
20
31
40
52
64
77
91
102
111
123
135
Стр.7
CONTENTS
Turskaya E.R. Criteria of Defining the Level of Development of Professional
Tolerance Among the Employees of Internal Affairs Bodies in the Course
of Vocational Education
Education Topics and Techniques
Komarova E.P., Shusharina E.S. Development of Intercultural Competence
of Foreign Students Based on the Technology of Blended Learning
Stupina M.V. Theoretical and Methodological Basis of Content Selection
for Future IT-Engineers’ Training
Romanchenko M.K. The Use of Resource-Saving Technologies
in Professional Training
Pedagogy Science to School
Rudman A.Z. The System of Forming Personal Results of Students
at the Russian History Lessons in Light of The Historic and Cultural Standard
Education and Culture
Chaikovskaya E.N. Environmental Worldview of the Shors:
Forms of Learning and Introduction to Culture in Heterogeneous
Educational Environment
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Rusova Yu.S. Manufacture of the Tsar Clothes in The Structure
of Palace Handicraft Complex of the 17th Century in Russia in The Russian
Historiography
Voloshin D.V. Professional Training of Penitentiary Staff in PreRevolutionary
Historiography
Ivochkin D.A. Activity of Russian Orthodox Church on Strengthening
of Moral Foundations of the Inmates in Prisons of Smolensk Region
in the Second Half of XIX – Early XX Centuries
Burlakov A.N. Marshal Petain in the First World War: The Time of Glory
Nikonov O.A. USSR Role in Forming of State Sovereignty of Kingdom
of Saudi Arabia
Linguistics
Abdullayeva S.N. Comparative Analysis of the Phonological System
of Russian and Uzbek Languages for Methodological Purposes
Belikova G.V. Phrasem as a Cognitive and Discursive Mode
of Semiotisation of Ethnocultural Space
Demidova E.B. Expressive Means of Language and Some Peculiarities
of Losev’s Style in his Work “Essays of Antique Symbolism and Mythology”
Lyzlov A.I. Axiological Features of the Conceptual Image “Lie” in English
and Russian Proverbial Units
Nabati Shahram. Different Degrees of Word-Formation Derivativeness
of Verbs with the Prefix Pri- in the Russian Language)
Moskvina T.N. Diachronic Aspects of Semantic Verbal Variation in Insular
German Dialects
1 / 2017
317
336
351
361
372
383
Преподаватель XXВЕК
253
266
275
286
302
7
237
228
195
205
214
Nasretdinova U.A. The Use of Optimum Ways of Mathematical
and Statistical Analysis When Assessing the Results of Pedagogical Experiment 222
188
Стр.8
CONTENTS
Shabanova T.D., Kalugina Yu.V. Cognitive Metaphor of the Migrant Crisis
in Europe
Szetela V.M. The Polish Toponymy in Russian Texts During Different Years
Radzikhovskaya V.K. Transforms of the Field of Reciprocity
Iosifova V.Ye. Semantics of Request Variants
Moradi Mitra. The Speech Act of “Wishing” and Its Performance
in the Situations of “Greeting” and “Farewell” in Russian Language
Smotryaeva K.S. Precedent Phenomena in Barack Obama’s Presidential
Rhetoric as a Means of Forming the Orientational Space of Political Discourse
Study in Literature
Ergashev P.S. Sense of Symmetry as a Significant Element
of Psychological Portrait of a Literary Hero of Russian Classics
Narges Sanaei. Scenes of “Carnival” in the Novel “Master and Margarita”
as an Illustration of Bakhtin’s Theoretical Constructs
Chernozemova Е.N., Chernova Y.V. Theatricality
of the Playwright’s Prose (on the example of J B Priestley’s work
“Jannie Villiers: the Story About Theatre”)
Moskvina O.A. “I’ll Think About Earth, About Heaven ”: Ratio of Poetic
Rhythm and Senses in the Lyrics of Rubtsov
Tazetdinova M.R. K Chukovsky’s Story “Solnechnaya” in Contemporary
Readers’ Perception
Bogolyubova V.P. Artistic Means of Creating A Comic Effect in the Novel
“Rudy, The Racing Pig” By Uwe Timm
Tari Mahdie. Comparative Analysis of Works of Russian and Iranian Poets
and Poetesses in the Aspect of Gender Features
Scientific Chronicle
Dyakovsky Readings 2016
8
447
455
464
470
485
495
502
508
393
399
412
424
432
438
Преподаватель XXВЕК
1/ 2017
Стр.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института менеджмента МГПУ
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
и заведующий Отделом западноевропейского средневековья
управление» Российской академии наук
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук,
директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
Е.Ю. Лазарева
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2017
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20171
часть 2
Стр.248
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy),
Russian Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State University
of Education, Honoraty Member of Russian Academy
of Natural Sciences, Honoraty Member of International
Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
2017 1
vol. 2
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
E.Yu. Lazareva
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2017
Стр.249
СОДЕРЖАНИЕ
Спецвыпуск. К юбилею С. Д. Каракозова
ЮБИЛЕЙ
Антонов А.Ю., Веряев А.А. Использование пакета CмapTools
и концепт-карт в процессе обучения английскому языку
Афонина М.В. Особенности формирования компетенции учителя
в области критериального оценивания
Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Профессионально-ориентированные
компоненты электронной образовательной среды педагогического
университета
Кошева Д.П. Педагогическое проектирование деятельности
образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия
Королева Н.Ю. Формирование готовности магистрантов направления
«Педагогическое образование» к деятельности в условиях виртуальной
образовательной среды
Филимонова Е.В., Рыжова Н.И. Развитие информационноаналитической
компетенции школьников посредством решения задач
на графах в условиях развития содержания обучения
Литвиненко М.В. Разработка и внедрение эффективных технологий
обучения в системе непрерывного дистанционного образования
на основе адаптивных естественно-языковых программных средств
Рыжова Н.И., Ляш А.А. Результаты анализа состояния
подготовки будущих учителей информатики в области
использования информационно-образовательных систем
в профессиональной деятельности
Можаров М.С., Можарова А.Э. Профессиональное самоопределение
будущего учителя средствами мультимедийного проектирования
Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Маликова Е.В. Психологопедагогические
аспекты смешанного и дистанционного взаимодействия
студентов и преподавателей в открытой инфосреде
Пак Н.И., Сокольская М.А. Единая методическая система предметного
обучения школьников и студентов на базе технологической платформы
«мега-класс»
Безызвестных Е.А., Смолянинова О.Г. Оценивание образовательных
результатов студентов – будущих тьюторов в системе непрерывного
образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского
федерального университета
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Педагогика профессионального образования
Серых А.Б., Букша Л.Ф. Идеи Л.С. Выготского в контексте
духовно-нравственного развития студентов-психологов
Трухачева Н.В., Пупырев Н.П., Кирколуп Е.Р. Конструктивизм
и его основные идеи в качестве руководящих принципов разработки
учебных программ
Деза Е.И. Вопросы содержательно-организационной поддержки
исследовательской работы студентов педвузов
1 / 2017
149
158
167
Преподаватель XXВЕК
9
20
31
40
52
64
77
91
102
111
123
135
247
Стр.250
СОДЕРЖАНИЕ
Ширматов С.Т. Пути развития культуры личностного общения,
основанного на английском языке
Турская Е.Р. Критерии определения уровня развития
профессиональной толерантности у сотрудников органов внутренних
дел в процессе профессионального обучения
Содержание и технологии образования
Комарова Э.П., Шушарина Е.С. Развитие межкультурной компетенции
студентов-иностранцев на основе технологии смешанного обучения
Ступина М.В. Теоретико-методологические основания отбора
содержания обучения будущих инженеров ИТ-профиля
Романченко М.К. Применение ресурсосберегающих технологий
в профессиональной подготовке
Насритдинова У.А. Использование оптимальних способов
математического статистического анализа при оценке результатов
педагогического эксперимента
Педагогическая наука – школе
Рудман А.З. Система формирования личностных результатов
обучающихся на уроках истории России в свете историко-культурного
стандарта
Образование и культура
Чайковская Е.Н. Экологическое мировоззрение шорцев:
формы изучения и приобщения к культуре в гетероэтнической
образовательной среде
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
248
Исторические науки (07.00.00)
Русова Ю.С. Проблема производства царской одежды в структуре
дворцового ремесленного комплекса в России XVII века
в отечественной историографии
Волошин Д.В. Профессиональная подготовка отечественного
пенитенциарного персонала в дореволюционной историографии
Ивочкин Д.А. Деятельность русской православной церкви
по укреплению нравственных устоев заключенных в тюрьмах
на Смоленщине во второй половине XIX – начале ХХ века
Бурлаков А.Н. Маршал Петэн в годы Первой мировой войны:
время славы
Никонов О.А. Роль СССР в становлении государственного
суверенитета королевства Саудовская Аравия
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Абдуллаева С.Н. Сопоставительный анализ фонологических систем
русского и узбекского языков в методических целях
Беликова Г.В. Фразема как когнитивно-дискурсивный способ
семиотизации этнокультурного пространства
Демидова Е.Б. Языковые средства эмоциональной выразительности
в «Очерках античного символизма и мифологии» А Ф Лосева
Преподаватель XXВЕК
317
336
351
1/ 2017
253
266
275
286
302
237
228
195
205
214
222
180
188
Стр.251
СОДЕРЖАНИЕ
Лызлов А.И. Оценочные признаки концептуального образа «ложь»
в паремиях английского языка
Набати Шахрам. К вопросу о разной степени словообразовательной
производности глаголов c приставкой при- в русском языке
Москвина Т.Н. Диахронические аспекты семантической глагольной
вариативности в островных немецких говорах
Шабанова Т.Д., Калугина Ю.В. Когнитивная метафора миграционного
кризиса в Европе
Шетэля В.М. Польская топонимика в русских текстах разных лет
Радзиховская В.К. Трансформы поля взаимности
Иосифова В.Е. Семантика смысловых вариантов просьбы
Моради Митра. Речевой акт «пожелание», его реализация в ситуациях
«приветствия» и «прощания» в русском языке
Смотряева К.С. Прецедентные феномены в президентской
риторике Барака Обамы как способ формирования ориентационного
пространства политического дискурса
Литературоведение (10.01.00)
Эргашев П.С. Чувство симметрии как знаковый элемент
психологического портрета литературных героев русских классиков
Наргес Санаи. Сцены «карнавала» в романе «Мастер и Маргарита»
как иллюстрация теоретических построений М Бахтина
Черноземова Е.Н., Чернова Ю.В. Театральность прозы драматурга
(на материале произведения Д Б Пристли «Дженни Вильерс: Повесть
о театре»)
Москвина О.А. «О земле подумаю, о небе…»: закон метра и стихия
чувства в лирике Николая Рубцова
Тазетдинова М.Р. Повесть К И Чуковского «солнечная»
в читательском восприятии современников
Боголюбова В.П. Художественные средства создания комического
эффекта в романе Уве Тимма «Руди-пятачок»
Тари Махдия. Сравнительный анализ произведений русских
и иранских поэтов и поэтесс в аспекте гендерных особенностей
Хроника научной жизни
Дьяковские чтения-2016
447
455
464
470
485
495
502
508
361
372
383
393
399
412
424
232
438
249
1 / 2017
Преподаватель XXВЕК
Стр.252
CONTENTS
Special Issue
ANNIVERSARY
Antonov A.Ju., Veryaev A.A. Cmaptools and Concept-Maps in the Process
of Learning English
Afonina M.V. Features of Formation the Competence
of Criteria-Based Assessment
Karakozov S.D., Manyakhina V.G. Professionally-Oriented Components
of the Electronic Educational Environment of Pedagogical University
Kosheva D.P. Pedagogical Design of the Activity of an Educational
Institution within Network Communication
Koroleva N.Yu. Development of Readiness of Master’s Degree Students
in “Pedagogcial Education” Field to Operation in Virtual Learning Environment
Filimonova E.V., Ryzhova N.I. Development of Information and Analytical
Competence of Students Through Solving Problems on Graphs in Terms
of Development of Learning Content
Litvinenko M.V. Development and Introduction of Effective Technologies
of Training in the System of Continuous Distance Learning on the Basis
of Adaptive Natural Language Software
Ryzhova N.I., Lyash A.A. Results of the Analysis of The Condition
of Training of Future Teachers of Informatics in the Field of Using
Mozharov M.S., Mozharova A.E. Information and Education Systems
in Professional Activity Professional Self-Determination of Teacher Means
Multimedia Design
250
Mokretsova L.A., Dudysheva E.V., Malikova E.V. Psychological
and Pedagogical Aspects of Blended and Distance Interaction of Students
and Teachers in the Open Info-Environment
Pak N.I., Sokolskaya M.A. Unified Methodological System of Subject
Teaching on the Basis of Technology Platform “Mega-Class”
Bezyzvestnykh E.A., Smolyaninova O.G. Assessment of Trainee Tutors
Educational Outcomes in Lifelong Education System Based on the Mixed
Model of Training: Experience of Siberian Federal University
SCIENCE, EDUCATIONS, CULTURE
Professional Education Pedagogy
Serykh A.B., Buksha L.F. The Ideas of L S Vygotsky in the Context
of Spiritual and Moral Development of Psychology Students
Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P., Kirkolup E.R. Constructivism
and Its Main Ideas as the Guidelines of Educational Programs Development
Deza E.I. Issues of Substantial and Organizational Support of Research
Activities of Students of Teacher Training Universities
Shirmatov S.T. Ways of Developing Personal Communication Culture
Based on the English Language
Преподаватель XXВЕК
149
158
167
180
1/ 2017
9
20
31
40
52
64
77
91
102
111
123
135
Стр.253
CONTENTS
Turskaya E.R. Criteria of Defining the Level of Development of Professional
Tolerance Among the Employees of Internal Affairs Bodies in the Course
of Vocational Education
Education Topics and Techniques
Komarova E.P., Shusharina E.S. Development of Intercultural Competence
of Foreign Students Based on the Technology of Blended Learning
Stupina M.V. Theoretical and Methodological Basis of Content Selection
for Future IT-Engineers’ Training
Romanchenko M.K. The Use of Resource-Saving Technologies
in Professional Training
Pedagogy Science to School
Rudman A.Z. The System of Forming Personal Results of Students
at the Russian History Lessons in Light of The Historic and Cultural Standard
Education and Culture
Chaikovskaya E.N. Environmental Worldview of the Shors:
Forms of Learning and Introduction to Culture in Heterogeneous
Educational Environment
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Rusova Yu.S. Manufacture of the Tsar Clothes in The Structure
of Palace Handicraft Complex of the 17th Century in Russia in The Russian
Historiography
Voloshin D.V. Professional Training of Penitentiary Staff in PreRevolutionary
Historiography
Ivochkin D.A. Activity of Russian Orthodox Church on Strengthening
of Moral Foundations of the Inmates in Prisons of Smolensk Region
in the Second Half of XIX – Early XX Centuries
Burlakov A.N. Marshal Petain in the First World War: The Time of Glory
Nikonov O.A. USSR Role in Forming of State Sovereignty of Kingdom
of Saudi Arabia
Linguistics
Abdullayeva S.N. Comparative Analysis of the Phonological System
of Russian and Uzbek Languages for Methodological Purposes
Belikova G.V. Phrasem as a Cognitive and Discursive Mode
of Semiotisation of Ethnocultural Space
Demidova E.B. Expressive Means of Language and Some Peculiarities
of Losev’s Style in his Work “Essays of Antique Symbolism and Mythology”
Lyzlov A.I. Axiological Features of the Conceptual Image “Lie” in English
and Russian Proverbial Units
Nabati Shahram. Different Degrees of Word-Formation Derivativeness
of Verbs with the Prefix Pri- in the Russian Language)
Moskvina T.N. Diachronic Aspects of Semantic Verbal Variation in Insular
German Dialects
1 / 2017
317
336
351
361
372
383
Преподаватель XXВЕК
253
266
275
286
302
251
237
228
195
205
214
Nasretdinova U.A. The Use of Optimum Ways of Mathematical
and Statistical Analysis When Assessing the Results of Pedagogical Experiment 222
188
Стр.254
CONTENTS
Shabanova T.D., Kalugina Yu.V. Cognitive Metaphor of the Migrant Crisis
in Europe
Szetela V.M. The Polish Toponymy in Russian Texts During Different Years
Radzikhovskaya V.K. Transforms of the Field of Reciprocity
Iosifova V.Ye. Semantics of Request Variants
Moradi Mitra. The Speech Act of “Wishing” and Its Performance
in the Situations of “Greeting” and “Farewell” in Russian Language
Smotryaeva K.S. Precedent Phenomena in Barack Obama’s Presidential
Rhetoric as a Means of Forming the Orientational Space of Political Discourse
Study in Literature
Ergashev P.S. Sense of Symmetry as a Significant Element
of Psychological Portrait of a Literary Hero of Russian Classics
Narges Sanaei. Scenes of “Carnival” in the Novel “Master and Margarita”
as an Illustration of Bakhtin’s Theoretical Constructs
Chernozemova Е.N., Chernova Y.V. Theatricality
of the Playwright’s Prose (on the example of J B Priestley’s work
“Jannie Villiers: the Story About Theatre”)
Moskvina O.A. “I’ll Think About Earth, About Heaven ”: Ratio of Poetic
Rhythm and Senses in the Lyrics of Rubtsov
Tazetdinova M.R. K Chukovsky’s Story “Solnechnaya” in Contemporary
Readers’ Perception
Bogolyubova V.P. Artistic Means of Creating A Comic Effect in the Novel
“Rudy, The Racing Pig” By Uwe Timm
Tari Mahdie. Comparative Analysis of Works of Russian and Iranian Poets
and Poetesses in the Aspect of Gender Features
Scientific Chronicle
Dyakovsky Readings 2016
252
447
455
464
470
485
495
502
508
393
399
412
424
432
438
Преподаватель XXВЕК
1/ 2017
Стр.255